М.М.Змиевская

 

Развитие аналитических навыков

в самостоятельной работе студентов  над партитурой.

 

Луганский областной колледж культуры и искусств

 

Воспитание активного, творчески мыслящего человека, - одна из основных задач современности. А поэтому каждый педагог-музыкант ищет такие формы и методы обучения, которые дали бы возможность успешно готовить молодых специалистов, способных отвечать целому ряду жизненных требований.

Подготовка студентов к самостоятельной деятельности является основной целью  педагогики.

Мы должны довести студента до такой ступени обучения, когда, говоря словами Г. Нейгауза, педагог станет ему не нужен [9].

Проблема развития самостоятельности это, прежде всего проблема выработки сознательного отношения к музыкальному искусству. Процесс развития самостоятельного мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается путем определенной тренировки. Важнейшими задачами при этом являются:

а) формирование музыкально-разносторонней личности с широким кругозором;

в) развитие художественной индивидуальности (это вопрос чрезвычайной важности);

г) рационализация и ускорение процесса разучивания музыкальных произведений.

Воспитывая студентов, необходимо стимулировать  их активность, без которой немыслима подлинная самостоятельность. Таким образом,  главной целью обучения является выработка умений самостоятельно  овладевать репертуаром, не ограничиваясь отработкой произведений под контролем педагога.Под самостоятельностью имеется в виду умение студентов – дирижеров применять в своей домашней работе, полученные на уроках знания и навыки,  творчески подходя к решению поставленных задач.

Для успешного развития навыков самостоятельной работы следует в первую очередь заботится о соблюдении двух важнейших моментов.

Как известно, эффективность всякой музыкальной деятельности будет тем большая, чем сознательнее, осмысленнее станет человек к ней подходить.

  Поэтому напомнить студенту  о сознательном подходе к занятиям – дело практически важное и необходимое.

И главное не только напоминать, а говорить конкретно, в чем состоит сознательный подход. Внимание студента-дирижера будет распределяться следующим образом:

- всесторонний анализ текста;

- нахождение приемов работы;

- рационализация домашнего труда.

 Другой важнейший момент состоит в необходимости учить преодолевать не только конкретную трудность в каждом отдельном произведении, но и добиться того, чтобы студент мог легко справиться с подобными трудностями и в любом другом произведении. Это значит, что нужно нацеливать на освоение, образно говоря, типовых трудностей, иными словами, прививать студентам обобщенные умения.

 К числу разнообразных профессиональных навыков, необходимых студенту-дирижеру, относится аналитическая работа над партитурой, которая является одной из главных.

 Изучать партитуру – значит правильно понять музыкальное содержание изучаемого произведения, выяснить роль и значение каждой оркестровой группы инструментальной партии или солирующего инструмента, «услышать» движение каждого голоса, охватить произведение в целом, выявить главное.

 Для этого необходимо определить состав оркестра, разобрать структуру музыкального произведения, определить темы и другие важнейшие элементы музыкального языка и оркестровой фактуры (мелодия, бас, гармония, контрапункты, подголоски, аккомпанемент, оркестровая педаль).

 Глубокое изучение оркестровых партитур значительно расширяет знания  студента о репертуаре, способствует дирижеру правильно понять содержание произведения, войти в круг идейно-художественных образов и средствами исполнительского мастерства, донести замысел композитора до слушателя.

Работу над партитурой можно разделить на три этапа:

1.Предварительное знакомство с произведением в целом, путем проигрывания на фортепиано, и за столом, прочитывая  партитуру с помощью  внутреннего слуха.

2.Детальная проработка произведения путем тщательного изучения всех элементов и деталей музыкальной формы, динамики, темпов, метро-ритмической структуры, гармонии, ладотонального плана и применительно к ним – дирижерской техники.

3.Художественная обработка произведения в целом, интерпретация произведения, окончательное установление музыкального текста (повторение частей, сокращения и др.), темпов, агогики, нюансов а также окончательного варианта дирижерской техники.

Разделение работы дирижера над партитурой на три периода не следует понимать формально. Задачи всех трех этапов тесно переплетаются между собой, и мы можем лишь выделить то, что является главным в каждом из них. И это понятно, потому что перед дирижером должна всегда стоять главная цель всей его работы – в наибольшей высокохудожественной форме донести произведение до слушателя.

Прежде чем начать работу над партитурой дирижер должен ознакомиться с биографией композитора, с творческим направлением , к которому он принадлежит, изучить стиль его письма, определить место произведения в творчестве композитора и его значение в общем развитии мировой или национальной культуры.

Наиболее целесообразным способом изучения оркестровой партитуры, как уже отмечалось, является исполнение ее на фортепиано или же с помощью внутреннего слуха. Многократное проигрывание дает возможность тщательно изучить нотный текст, структуру произведения, его оркестровую фактуру, нюансы и другие обозначения, которые в значительной степени помогают лучше понять музыкальное содержание  изучаемого произведения, познать все виды и оттенки оркестрового колорита.

В процессе чтения партитуры на фортепиано необходимо представлять себе живое звучание оркестра в общем тембре инструментов и их роль в данном произведении, смешение оркестровых красок и т.д.

При проигрывании партитуры целиком или частично (по оркестровым группам) необходимо очень внимательно относиться к имеющемуся в партитуре нотному тексту и проигрывать его точно, а не приблизительно.

Желая приучить к внимательному разбору нотного текста, можно добиться большего успеха, если порекомендовать студенту до игры прочитать все обозначения в нотах, можно указать ему и на порядок прочтения текста (сначала, например, мелодия, темп, лад, тональность, ритм, динамика, затем штрихи и т.д.)

В методической литературе самых разнообразных специальностей обычно указывается – как на одно из решающих условий быстроты и успешности  изучения материала - на умение ориентироваться в нем и найти главное, отделив его от второстепенного, менее важного. Так, при изучении музыкального произведения нужно уметь выделить как бы опорные пункты, от которых следует мысленно отталкиваться, понять на что в данном отрывке надо обратить особое внимание (на какой именно переход, смену фактуры и.т.д.). Усвоив таким образом хотя бы  схему, основу, найдя закономерности строения фрагмента, легче будет уточнить и все его детали.

При разборе вначале можно выделить из музыкальной ткани основное, скажем, мелодию и бас.

После знакомства с текстом в общем, когда ведущая идея произведения и ее образное воплощение до конца ясны, на первое место выступают детали.

Во втором периоде работы над партитурой дирижер должен тщательно изучать состав оркестра, ознакомиться с имеющимися в партитуре транспонирующими инструментами в такой мере, чтобы он мог ясно ощущать их звучание при чтении данной партитуры внутренним слухом.

Дирижеру-студенту, слабо владеющему техникой чтения партитур, можно рекомендовать читать новое произведение со струнной группы, затем переходить к группе баянов и группе балалаек. Либо начинать с изучения транспонирующих инструментов, а затем изучить  струнную группу (домры, балалайки), а  потом группу баянов, наконец, ударные инструменты).

Изучив  транспонирующие  инструменты в соединении с нетранспонирующими, дирижер при разборе и изучении оркестровой партитуры детально анализирует инструментовку данного музыкального произведения со стороны звуковых соотношений группы струнных и группы баянов. При этом он должен определить, звучание каких инструментов следует выделить, а каких затушевать, определить главное и второстепенное. 

Первостепенную важность при изучении партитуры имеет разбор музыкальной формы произведения, причем общий анализ формы сочинения необходимо сделать при первом  ознакомлении с партитурой, при этом важное значение имеет также выяснение  ладотонального плана произведения гармонии и определение фактуры в целом и отдельных его частей. При этом большую помощь окажут дирижеру графические схемы формы и ладотонального плана произведения. Например:

                             Вступл.     Iч.                       II ч                      III ч

                                                А                          В                         С

Построения                 а       а, в, а1                    c                        а2, в1, а3

Кол. Тактов                 4       8  8  8                    16                        8 8 8

Тональный  план         а      а, Е, а                     d                         а  d а

Работая над деталями партитуры, необходимо изучить метроритмическую структуры произведения, ее особенности, а также подойти к постепенному усвоению правильных темпов и их аналогических изменений.  При этом следует исходить из основных показателей темпов по терминологии и метроритмических обозначений, а также обратить внимание на частые отклонения от основного темпа, указанные автором и изменения темпа при чередовании тем, частей и пр. Здесь же необходимо изучение всех терминов (перевод их на русский язык), обозначений и отметок в партитуре, с тем, чтобы не оставалось никаких неясностей относительно намерений автора.

Затем следует анализ сочинения со стороны нюансировки и подробный разбор схемы динамических оттенков, установление всех динамических кульминаций в связи с содержанием (главных, второстепенных и т.д.)

В дальнейшем в работе с произведением необходимо сосредоточить свое внимание на изучение партитуры сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении.

По горизонтали читаются строчки, изучая голосоведение и контрапункт, по вертикали выясняется как сочетаются друг с другом различные звуки, то есть определяется гармоническое движение. Изучение гармонического плана помогает дирижеру лучше ощутить выразительное значение гармонии в произведении, и, следовательно, приближает его к верному пониманию его содержания. Без знания партитуры по вертикали, дирижер во время репетиционной работы не сможет услышать фальши в оркестре. Дирижер должен заранее знать, какой аккорд в оркестре будет звучать в любой момент исполнения.

Необходимо также детально изучить музыкальную орфографию и синтаксис произведения. Это значит, что, осваивая партитуру, дирижер, прежде чем приступить к репетициям с оркестром, должен продумать всю фразировку изучаемого произведения, расставить по своим логическим местам дыхания, остановки, замедления, ускорения, усиление звука и его затихание, кульминации. Установить длительность пауз и фермат, определить для всех элементов характер дирижерской техники.

В книге «Очерки по технике дирижирования хором»  профессор К.Б.Птица пишет: «Разбор партитуры со стороны ее передачи в предельно ясных и содержательных дирижерских местах требует такой же тщательности и внимания, как и прочие стороны анализа партитуры. Каждый такт, каждая фраза должна быть тщательно обдумана дирижером применительно к выразительности жеста в передачи их, ибо всякая переработка материала партитуры самим дирижером неизбежно приводит  к перенесению этой недоработки в будущий процесс разучивания произведения и в самое исполнение. Партитура должна быть ясна дирижеру со всех сторон, а также как нечто единое, сложившееся из синтеза этих сторон» [13].

Только после того, как для дирижера наступает такая полная ясность в отношении всех деталей изучаемого произведения, можно переходить к третьему периоду работы над партитурой, т.е. к перенесению главного внимания на выработку (определение) художественной интерпретации произведения. И если в первом и во втором периодах изучения партитуры мы применяем в основном дедуктивный метод работы, то теперь на последнем высшем этапе (после глубокого проникновения во все частности и детали произведения) следует перейти к индуктивному методу работы, т.е. идти уже не от общего к частному, а от частного к общему, но на более высоком уровне.

Здесь имеется в виду окончательное становление в сознании дирижера системы художественных образов произведения и их трактовки на основе  ранее проведенного предварительного охвата партитуры и дальнейшего детального и глубокого анализа, а также на основе сложившегося к ней личного отношения дирижера.

Таким образом, в самостоятельной работе над партитурой следует сочетать оба метода изучения – дедуктивный и индуктивный. С развитием самостоятельности тесно соприкасается проблема запоминания музыкальных произведений дирижерами. В психологии доказано, что быстрота и прочность запоминания зависит от осмысленности, умственной активности при заучивании материала. Истина заключается в том, что чем глубже при заучивании музыкальных произведений дирижер будет понимать  не только художественный смысл, но и «конструкцию», рисунок, строение формы, мелодии, гармонии, фактуры произведения, тем скорее и надежнее он запомнит его.

Изучение партитуры необходимо начинать небольшими дозами -наименьших структурных отрезков, причем сначала следует изучить мелодическую линию, затем, гармонию, динамику , потом объединить все эти элементы вместе и так постепенно , переходя к большим отрезкам. При этом способ наглядной разбивки страниц партитуры по фразам путем дополнительного расчерчивания карандашом границ (тактовых черт), отделяющих одну фразу от другой - прекрасно помогает усваивать детальное строение музыкальной формы наизусть.

Выучивание партитуры наизусть дает возможность дирижеру лучше контролировать игру оркестра, иметь контакт с отдельными группами и с оркестром в целом, а также обеспечить несравненно большую свободу исполнения и улучшить его качество.

Важную роль при изучении партитуры может сыграть звукозапись (если есть такая возможность). При помощи звукозаписи  можно изучить темпы, характер звучания отдельных отрезков или произведения в целом, гармонию, динамику, интерпретацию произведения и пр.

Чем больше будет прослушано разнообразных записей одного и того же произведения под  управлением выдающихся дирижеров, тем легче можно выработать свое отношение и понимание произведения, свой взгляд на него и свой собственный план исполнения.

Быстрейшему запоминанию произведения способствует зрительная память. В своей книге «Практическое пособие по дирижированию» И.Розумный пишет: «Зафиксировав в памяти общее звучание произведения с помощью инструмента, полезно доучивать партитуру зрением: запоминать мелодическую линию, отдельные гармонические ресурсы произведения, ходы или связывающие такты, нюансы и т.п. Зрительное восприятие, как ступень к слуховому представлению о музыке, имеет для дирижера большое значение. Хорошо развитая зрительная память помогает довольно быстро заучивать произведения. Нужно сочетать оба способа – зрительный и слуховой» [15].

При работе над партитурой (и вообще в своей деятельности) дирижер не должен поддаваться поверхностному увлечению техникой, все дирижерские ресурсы следует направить на раскрытие содержания произведения.

И вся самостоятельная работа по изучению партитуры направлена для успешной работы с оркестром, поэтому студент-дирижер обязан вырабатывать у себя волевые и организаторские качества.  Они нужны ему не только для организации своей самостоятельной подготовительной работы, но и для организации репетиционной работы с оркестром и выступлении на государственном экзамене, без чего невозможно претворение в жизнь замыслов композитора и своих собственных намерений.

Кроме перечисленных методов изучения партитуры, необходимо добавить еще посещения концертов, и, по возможности,  репетиций к ним, наблюдение за работой дирижера, слушая с партитурой в руках, слушание концертов по радио и телевидению.

  В самостоятельной работе дирижера над партитурой не может быть раз и навсегда установленных одинаковых правил для всех. В этом не может быть стандарта, а должен быть индивидуальный подход, в зависимости от степени и характера подготовки и природных данных дирижера (его зрительной и слуховой памяти, его опыта) и в зависимости от трудности изучаемого произведения.

Итогом самостоятельной работы над партитурой является наиболее современное изучение идейного содержания и структуры музыкального произведения, умение объединить все оркестровые  голоса партитуры в единое целое и оттенить главное, представить себе живое звучание оркестра, его тембровые и динамические особенности, весовые соотношения инструментов и их сочетания.

Совершенно очевидно, что степень самостоятельности студентов на разных курсах  музыкального  учебного заведения будет различной, не говоря уже о зависимости ее от индивидуальных особенностей студентов.

Важно пристально наблюдать за развитием  своих воспитанников, выявляя их возможности к самостоятельному труду, и терпеливо приучать постепенно всю возрастающую часть работы делать дома самому. 

На третьем и на четвертом курсах от хороших и даже средних студентов можно добиться того, чтобы черновую работу (разбор, работа над  I и II этапов изучения партитуры) они проводили сами, а на уроки по дирижированию приносили выученную партитуру наизусть. Тогда возможности педагога  художественно отшлифовать со студентом  исполнение произведения, приобретение им дирижерских навыков в разучиваемых пьесах непомерно возрастут.

Если студент не умеет еще совсем самостоятельно заниматься дома, следует поучить с ним одну две пьесы на уроке досконально, показать вплоть до малейших подробностей, как нужно трудиться дома, а затем на последующих произведениях, уже какую-то часть работы поручать самому, используя вновь приобретенные навыки. При этом весьма полезно не только облегчать ему работу, но иногда намеренно вызывать затруднения, возбуждать сомнения в правильности занятий, заставлять раздумывать над тем, как поступить. 

В этом заключается главная цель преподавателя-воспитание в своих учениках самостоятельности во всех ее проявлениях.

 

            Литература

1.Гинзбург Л. На пути к теории /Дирижерское исполнительство. – М., 1976.

2.Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. – М.,1964.

3.Иванов – Радкевич А. О воспитании дирижера. – М.,1977.

4.Искусство Артуро Тосканини / Воспоминания. Биографические материалы. – Л.,1974.

5.Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. – М..1967.

6.Ковалев А. Личность воспитывает себя. – М.,1983.

7.Мусин И. О воспитании дирижера. – Л., 1987.

8.Мюнш Ш Я – дирижер. – М.,1982.

9.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

10.Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. – Л.,1979.

11.Пазовский А. Записки дирижера. – М.,1966.

12.Пономарев Я Психология творчества и педагогика. – М.,1975.

13.Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором – М..1948.

14.Рождественский Г. Мысли о музыке. – М.,1976.

15.Розумный И. Практическое пособие по дирижированию. – К.,1959.

16.Светланов Е. Музыка сегодня. – М.,1985.

17.Стоунс Э. Психопедагогика. – М.,1984.

18.Теплов Б. Избранные труды. – М.,1985.

19.Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. – М.,1984.