Васильева
Т.Е.
Лесосибирский филиал Сибирского Государственного Технологического Университета. Россия
Историографический анализ отечественной музейной педагогики
Музейная педагогика определяется как «пограничная
научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук,
исследующая образовательные цели применительно к специфическим формам музейной
коммуникации» [1].
Большинство музеев нашей страны второй половины XIX – начала XX вв.
было, прежде всего, культурно-просветительными организациями или, как тогда
говорили, обязательной «формой содействия внешкольному образованию».
Дореволюционная система внешкольного образования опиралась на сеть учреждений
культуры, и, прежде всего, музеев, библиотек, кинематографа и т.д.
Музеям в данной системе отводилось значительное место
в смысле поднятия интереса к обучению и ознакомлению с местным материалом
населения различных уголков страны. По действовавшим уставам дореволюционных
местных музеев в круг их деятельности входило распространение экономических,
географических и исторических знаний, ознакомление населения с памятниками
истории и культуры, систематическое объяснение своих коллекций для широкой
публики, организация публичных лекций и бесед, временных и постоянных выставок,
научно-образовательных экскурсий, библиотек и даже учреждение профессиональных
учебных заведений.
Эти данные позволяют сделать вывод, что до революции
Россия была одной из наиболее передовых стран в области музейной педагогики,
но терминологически это закреплено не
было. В Российской империи существовала развитая теоретическая концепция
музейной педагогической деятельности. Её автором был известный русский философ
Н.Ф. Фёдоров. Краткий взгляд на философскую систему Н.Ф. Фёдорова позволяет
понять смысл его педагогической теории. Школа для него слишком оторвана от
общества и реальной жизни – он предлагает максимально приблизить образование к
реальной жизни, следовательно, в его теории важное место занимает музей [2].
Сам факт музея в истории свидетельствует для Н.Ф.
Фёдорова в неистребимом желании человечества удержать прошлое, запечатлеть
бывшее. Музей у Н.Ф. Фёдорова понимается самым широким образом: это всё то, что
хранит материализованную память прошлого. В конечном итоге, вся опредмеченная
деятельность человека есть уже реальный или потенциальный экспонат такого
музея. Ведь сегодняшний день завтра уже становится прошлым, факт памяти сдаётся
в архив истории. Под определённым углом зрения весь мир выглядит гигантским,
всё пополняющимся музеем. Такой угол зрения может быть, по Н.Ф. Фёдорову,
определён как угол зрения памяти, которая в идеале должна стремиться к
удержанию всего. В этом заключается суть музея у Н.Ф. Фёдорова.
Музей русского мыслителя – это грандиознейшее
предприятие собирания, хранения, изучения всех остатков прошлого, всех малейших
отпечатков ушедших людей на их делах, вещах, документах, дневниках, преданиях,
книгах, произведениях искусства и т.д. Речь идёт о тотальной консервации
памяти, в идеале чётко индивидуализированной.
Отсюда, музей как место собирания остатков былого, как
орган вещественной памяти прошлого никоим образом не может быть отвлечённым
познанием или исследованием. Музей, по мнению Н.Ф. Фёдорова, должен осуществить
познание, дать ему направление в качестве практического дела, он становится
своеобразной формой культа предков, но формой не пассивной, а действенной.
Центральная идея новой музейной педагогики заключается в том, что хранение
должно быть дополнено исследованием, а исследование должно перейти в
деятельность. Поэтому музей должен стать местом работы учёных, должен обладать
техникой, современной аппаратурой. Н.Ф. Фёдоров был убеждён, что музей должен
носить характер не столько пассивного, созерцательного, поучающего учреждения,
сколько обладать функциями активного помощника наблюдению, экспериментам,
выводам. В этом и заключается суть концепции музейной педагогики русского
мыслителя XIX столетия. Западная Европа и
США восприняли идеи Н.Ф. Фёдорова и формируют новую концепцию музея XXI века как центра культуры, исторических знаний,
экологических ценностей и т.д. Приведём один пример – знаменитое Сандхэрстское
военное училище в Великобритании, созданное на базе известного музея. Военный
музей расположен под открытым небом: в живописных аллеях на берегах
искусственных прудов можно увидеть образцы военной техники, характерные для той
или иной войны или прославившихся в ней – от времён Крымской войны до
современных танков, вертолётов, морских мин и подводных лодок. Такой музей
приближает молодое поколение к конкретному военному прошлому своей страны,
позволяет самим пережить изучаемые теоретические предметы. Кроме того, при
архиве музея создана богатая библиотека, в которую помимо книг входят коллекции
личного оружия знаменитых генералов и образцы парадных форм всех времён. Итак,
благодаря творческому использованию теории Н.Ф. Фёдорова западное музейное дело
перешло к формированию совершенно нового типа комплексного музея.
Историю развития музеев в послереволюционной России
можно разделить на несколько этапов (период 1917-1988 гг.).
1.Период 1918-1928 гг., характеризующийся определённым
новаторским подходом, сохранением и развитием некоторых Федоровских традиций.
В этот период для русской музейной педагогики было
положительным принятие музея как важного элемента образования, введение тематического подхода позволяло
впоследствии превратить музей в необходимое составляющее любой научной работы.
Были заложены предпосылки полного превращения музейного дела в государственный
институт, что и произошло в следующем периоде истории русской музейной
педагогики.
2.В период 1928-1961 гг. полностью изменилось
положение музея в обществе, произошёл окончательный отход от Фёдоровской
традиции музея как объективного памятника прошлого, важнейшего компонента
воспитания. Музей стал выполнять одну единственную функцию – учебника,
наглядного приложения к нему, проводить исключительно государственную линию в
культуре.
3.Период 60-80-х гг. характеризовался «музейным бумом»
в мире, а в СССР наступил период музейного возрождения, осознания ценностей
коллекций. В эти годы музейная деятельность стала внутренне дифференцированной.
Она охватывала три главных направления: фондовое, экспозиционное,
научно-просветительское.
Фондовая деятельность тесным образом связана с
функцией хранения, поэтому в музеях появляются специалисты-хранители.
Хранителями называли первых музейных работников. Их прерогативой долгое время
была научно-исследовательская работа, поскольку в их распоряжении находились
первоисточники – предметы, коллекции и т.п.
Экспозиционер в своей работе тесно связан с
педагогической функцией музеев, поскольку он формирует и проектирует новые
экспозиции и выставки, определяет их тематику и структуру, отбирает в музейных
фондах необходимое для этого.
Предметно-пространственная среда музея имеет свои
особенности, отличающие её от предметно-пространственной среды (жилого дома,
школы и т.д.). Во-первых, предметы в музее целенаправленно выставляются для
демонстрации. Во-вторых, в музейной экспозиции выставляются не предметы вообще,
а музейные предметы, которые могут дать посетителю самую различную информацию,
оказать на него эмоциональное воздействие, возбудить чувство контакта с
представленными событиями и явлениями. В-третьих, в основе музейных экспозиций
лежит выработанная коллективом музея научная концепция, которая определяет
идейное содержание экспозиции, причины отбора предметов из музейного собрания,
их группировку, композицию, интерпретацию и обуславливает требования к
художественным решениям [3].
Исходя из вышесказанного, можно заметить, что музейные
предметы представляют собой некую научно организованную совокупность, которую и
называют специально организованной предметно-пространственной средой музея.
Все элементы музейной экспозиции, называемые
экспозиционным материалом, группируются, организуются и размещаются в
соответствии с научной концепцией, задачей и тематикой экспозиции, с
художественно эстетическими требованиями [4].
Музей отражает действительность особым, присущим
только ему способом: он интерпретирует ее в соответствии с уже упомянутой
научной концепцией экспозиции и на этой основе документирует её через музейные
предметы. Таким образом, создаётся своеобразная «новая реальность» - «музейный
образ исторической действительности» [5].
Художественный образ в предметно – пространственной
среде музея во многом создаётся творческой фантазией художника –
проектировщика, которая базируется на глубоком и всестороннем знании объекта,
т.е. как реального исторического процесса, так и особенностей его отражения
музейными средствами [6]. Отсюда вытекает, что в художественном проектировании
достаточно широко используются данные психологии и педагогики, учитываются
психофизиологические особенности человека.
Ж.П. Бранден утверждает: «мы должны добиваться того,
чтобы, знакомясь с экспонатами, о которых рассказывает экскурсовод, посетитель
мог увидеть, с одной стороны, сходство между художниками, цивилизациями,
этническими или культурными регионами, языками и диалектами, что позволит ему
проникнуться идеей человеческой общности и понять некоторые аспекты
интеллектуальной деятельности, характерные для всех людей, в какую бы эпоху они
ни жили, а также преемственность традиций, а с другой стороны, различия, которые разделяют их, делают их
непохожими друг на друга, придают им самобытность и неповторимость, поскольку
знание таких отличительных черт может стать источником внутреннего обогащения
каждого. И, тем не менее, при всех различиях общее здесь – человек.
Следовательно, музей должен воспитывать интерес к новому, не навязывая при этом
заранее заданной шкалы ценностей. Поскольку, несмотря на все различия или,
может быть, именно благодаря им, он становится школой доброжелательного
отношения и уважения к людям или, школой гуманизма» [7].
Период 1991-1998 гг.
Роль музейной педагогики заметно расширилась,
усложнилась, стала взаимодействовать с системой школьного и вузовского
образования.
Таким образом, краткий обзор столетней истории
отечественной музейной педагогики позволяет сделать следующие выводы:
1.Русская музейная педагогика имеет давние традиции,
одну из наиболее передовых в мире теоретическую концепцию Н.Ф. Фёдорова,
положения которой были творчески развиты на Западе и плодотворно развиваются в
наши дни. Отход от классических традиций русского музейного дела привёл в
30-50-е гг. к определённым трудностям и отставанию русской музейной педагогики,
из которого она выходит постепенно, начиная с 60-х гг. Одной из наиболее важных
задач развития современного отечественного музея является постепенный ввод
результатов музейных исследований в широкий научный обиход, образовательный
процесс и оснащение музеев передовой техникой, инновационными технологиями.
Литература:
1. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика – профессия! //
Советский музей. – 1989. - № 1. – С. 26-29.
2. Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. – М. –
1982. – 620 с.
3. Музееведение. На пути к музею XXI века. – М.: Изд. НИИК. – 1989. – 224 с.
5. Там же. – С. 198.
6. Там же. – С. 199.
7. Бранден Ж.-П.В. Мой опыт работы с посетителями. //
Музеум-1984. - № 4. – С. 62-64.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА
Фамилия Васильева
Имя Татьяна
Отчество Евгеньевна
Ученая степень, звание Соискатель
Должность Преподаватель
Организация Лесосибирский
филиал Сибирского Государственного Технологического Университета (Лф Сиб
ГТУ)
Адрес для высылки авторского
сборника 662543, г. Лесосибирск Красноярского края, ул. Победы, 29.
Телефон рабочий (39145)
6-28-03; домашний (39145) 6-40-92
E-mail: кафедра ГСПД: gspd@lfsibgtu.ru ; ответст.
секретарь: secretar63@mail.ru
Название
доклада Историографический анализ отечественной музейной педагогики
Форма участия Заочная