Технология этнокультурного воспитания
Бондарева Н.А., заведующая
кабинетом педагогического мониторинга, старший преподаватель АФ ГОУ Краснодарского краевого института
дополнительного профессионального педагогического образования
В
национальной доктрине образования
Российской федерации записано, что «система образования призвана обеспечить
историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России».
Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что
формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически
осмыслены и инструментированы.
Народное
воспитание является предметом
исследования этнопедагогики, которая изучает совокупность сведений,
приемов, методов, содержания обучения и
воспитания, выработанных конкретным этносом на протяжении своей истории и
обеспечивающих целенаправленное воспроизводство знаний, умений, навыков,
качеств личности, ценных для данного этноса. В этнопедагогике следует выделить
два важнейших раздела: национальное содержание и этнически обусловленные методы
образования. К первому относится собственно национальная культура и рассмотренные
именно в ее ракурсе общечеловеческие знания, а ко второму - методы, позволяющие в наилучшей степени
учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей
этноса.
Приступая к внедрению этнопедагогического компонента в образование современной школе, было выявлено
противоречие между необходимостью использования учителем новой педагогической
дисциплины - этнопедагогика и его неготовностью к ее эффективному внедрению в
образовательный процесс. На вопрос:
«Считаете ли необходимым в воспитании школьников использовать русскую
этнокультуру и этнопедагогику?» - 92,7% педагогов ответили утвердительно. Зато
на вопрос: «Сможете ли без дополнительного обучения внедрять элементы
этнокультуры и этнопедагогики?» - 95 % педагогов высказали явное сомнение в
своих возможностях этого направления
своей деятельности. Налицо у большинства педагогов мотивационно – личностная
готовность к использованию этнопедагогики, но нет содержательных знаний и
процессуальных умений.
Можно предложить несколько вариантов
использования отечественных
традиций в этнокультурном
воспитании в современной школе.
Вариант
№1. Этнокультурное осмысление знаний на основе отечественных традиций.
Русский язык – сложные слова «спаси+бо»,
«хоровод», «со + весть» и др.;
сочетание слов «благо+дарю тебе».
Химия – причина утрата блеска венца во время венчания.
Биология – причина не всплывания на поверхность
воды в крестильной купели волосиков в воске.
Математика – состав числа на слове «семь-Я»,
геометрические формы на основе знаний
о
хусточке, рушнике.
Обучение моделированию как общеучебному умению на основе
идеограмм народных ремёсел.
Вариант
№2. Общечеловеческие ценности.
В содержательном аспекте технологии важен
принцип культуросообразности как
ориентация на общечеловеческие ценности и наполнение их этнокультурным
содержанием. Какие же общечеловеческие ценности могут быть общими для всех
этнокультур? Это Человек, Семья,
Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Данные ценности предложены в основу концепции воспитания доктора
педагогических наук В.А. Караковского.
Эти ценности помогут воспитать гражданина, мира, России и края. «Они охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу
воспитания», - сказано в решении коллегии Министерства образования РФ «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного
образования» (Москва, 05. 06. 1996 г.).
Вариант
№ 3. Социокультурные ценности.
Народ был уверен, что, начиная с 4-5 лет, надо
готовить детей к пониманию своей культуры, ее вкладу в мировую цивилизацию. Только после такой
подготовки человек в уже более зрелом возрасте сможет понять культуру другого
народа и вступить с ней в диалог, так как все культуры имеют общие характерные признаки семьянина:
- почтение к мужчине;
- уважение к старости;
- любовь к женщине;
- забота о младших.
Почтение
к мужчине. Народная кубанская
культура – один из источников духовного становления человека и,
конечно, мощное воспитательное средство
для процесса становления маленького мальчика в настоящего мужчину-семьянина. В
этнокультуре кубанского народа процесс
взросления мальчика и приобретения им мужских качеств предусмотрен жизненным
проживанием определённых традиционных ситуаций и явлений, которые
способствовали развитию нравственного облика сына, внука, брата, отца, дяди,
дедушки. Гордо звучало в этнической культуре
человека слово «мужчина».
Можно привести несколько примеров из целой
серии традиций и обрядов воспитания мужчины. На Руси и, конечно, на Кубани была
традиция, что кормильцем в семье должен быть только мужчина, поэтому никогда
женщина не ломала, а потом не резала хлеб на стол. Это всегда делал только
мужчина. Если деда или отца не было дома, то это делал самый старший сын.
Иногда это приходилось делать семилетнему казачонку. Но он это делал, и, если
при нем пыталась резать хлеб женщина, то это он воспринимал как оскорбление
мужского достоинства.
Раньше подарки дарили только девочкам.
Были женские праздники: праздник первой косички, первой косички, первого
платочка и другие. А мальчикам никто, никогда и ни по какому поводу ничего не
дарили, как напоминание о том, что все они должны научиться зарабатывать своим трудом. Для мальчиков, мужчин на
Кубани была наградой победа в соревнованиях на смелость, ловкость, выдержку, находчивость,
умение владеть топором, оружием и верховой ездой на коне. «Дарить подарки – это признак мужчины, уметь
заслужить подарки – признак женщины», -
считали наши предки.
Уважение к
старости. Чем старше становились
мужчины и женщины, тем большим уважением они пользовались. Эта социокультурная
ценность особенно признавалась в казачестве.
Надев самую красивую рубаху, расшитую идеограммами
народных ремесел, начинал весенний сев самый уважаемый мужчина.
При помощи благочестивой женщины на Крещение женихи выбирали себе невест.
За столом самый лучший кусок пищи отдавали старшему
мужчине.
Казаки в знак уважения бросали к ногам уважаемого
старика свое оружие.
Молодые люди, сидя
не могли разговаривать со
старшими, а перед женщиной должны были снимать головной убор.
С любовью к
женщине. Жизненный цикл семейного уклада казаков обеспечивал
традиционные ситуации и явления, которые были в судьбе каждой девочки, девушки,
женщины. В процессе взросления девочка
приобретала те личностные качества, которые обеспечивали не только ей, но всей
ее настоящей и будущей семье счастье. Недаром в культуре женщину называли
хранительницей домашнего очага, домоустроительницей. В Библии неоднократно
написано: «Пускай будет с вами самое великое приобретение – терпение». И трудно
не согласиться, что для семейного покоя, благополучия очень важно женское терпение.
Народная
культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей
благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали
духовно-нравственное воспитании девочки, дочки, внучки. Они создавали определенные ситуации, где девочка совершала
женские поступки, которые формировали
привычки и создавали настоящий женский характер, от
которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая
девочка - мать будущих детей.
Девочка должна была к выданью
сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек,
которые служили пригласительными открытками на свадьбу. К этому времени она
должна была научиться пятидесяти видам выпечки и уметь варить не менее двадцати
видов каш. Когда девочка делала приданое, дедуля-казак по отцовской или материнской линии одевал ей
на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала
«даренкой», «выданкой». На Крещение ребята выбирали с станицы самую
благочестивую женщину. Девушки – выданки надевали на себя многое из того, что
они сделали своими руками, вставали
около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала
подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску и показывала будущим мужьям, на что способны
девочки. После Крещения наступал период
сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной
жизни».
Забота о младших. Детей с раннего детства приучали к ремеслам. Наши предки считали, если
не приучаешь ребенка к труду, то из него воспитываешь вора.
На Руси, а тем более в семьях кубанских
казаков детство у будущих казаков и казачек заканчивалось к семи годам. И
каждый ребенок, не зависимо от пола, к десяти годам должен был уметь делать по
дому не менее восьмидесяти видов труда. В народе есть пословицы: «Сыну десять лет - отцу дела нет» и «Дочке десять лет
– матери дела нет». Ориентируясь на это региональное содержание воспитания
трудолюбия, можно использовать
педагогическую технику «сравнение себя с историческим сверстником».
Вариант
№ 4. Семейные традиции.
Следующим системообразующим содержанием этнокультурных
ценностей могут быть традиции и обряды
семьи. Созданная программа факультатива «Традиции нашей семьи» получила
рецензии академиков, докторов педагогических наук, профессоров В.Б. Виноградова
(г. Армавир) и А.П. Ситник (АПК и ППРО г. Москва). Разработаны 72 занятия,
подобраны разного вида диагностические материалы для промежуточных и итоговых
форм контроля.
Логика
наполнения региональным содержанием социокультурных ценностей семьи следующая:
-
традиции и обряды, связанные с жильем;
-
традиции и обряды, связанные с рождением ребенка:
-
традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье;
-
свадебные традиции и обряды;
- традиции и обряды, обеспечивающие
подготовку к концу жизни.
Подробно
представлена в традициях и обрядах жизнь человека-семьянина: строительство
жилья и его облагораживание, рождение ребенка, его крещение и имянаречение,
традиции, обеспечивающие благополучие семьи, свадебные традиции и обряды и
спокойная старость.
Вариант
№ 5. Народные ремёсла как социокультурная ценность.
Уважение к труду, трудолюбию как
этнокультурной ценности линейного казачества может быть обеспечено знакомством
с народными ремеслами. Признаком нравственности было владение каждым человеком
ремеслами, чтобы обеспечить благополучие семьи.
Вот
примерный перечень народных кубанских ремесел: художественная обработка соломы,
кукурузной шелухи, камня, рога, стекла, кожи, драгоценных камней, вышивка,
мережка, вязание крючком, вязание спицами, лоскутковая техника, ковроткачество,
ковроплетение, петриковская роспись, изготовление пряников, цветоделание,
ковань, лозоплетение, резьба по
дереву, керамика, торевтика, металлопластика и др.
Можно предложить еще несколько системообразующего
наполнения социокультурных ценностей
культуры линейного казачества, но это содержание не одной статьи и выступления.
Какую же методологию можно
результативно использовать в этнокультурном воспитании?
Рассматривая «технологию педагогики как
науку об искусстве или мастерстве становления целостного сознания», а
«сознание как триаду, состоящую из процессов отражения, рефлексии и разума»
(Плескач Л.Е., Шамис Г.М. Технология педагогики: Краснодар,1998), вполне возможно эту методологию эффективно
применять в этнокультурном воспитании. При проектировании технологического
процесса этнокультурного воспитания идет оценивание всего набора методов с точки
зрения их возможности вывести разум в структуре сознания. Рассматривая
технологию этнокультурного воспитания как целеустремленную систему, признавая
ее результатом воспитание и развитие духовно-нравственной личности, педагоги
понимают, что научить народной духовности
нельзя, ее можно лишь впитать, пережить чувством, опытом своей
собственной деятельности.
Принцип
деятельностного подхода к воспитанию
является одним из ведущих в российской педагогике. Он утверждает, что только в
деятельности происходит воспитание и
развитие учащихся, он усваивает способы и правила взаимодействия с другими,
приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. Структура воспитательного
процесса состоит из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и
осмысления воспитанником своей жизни в контексте современной культуры как
субъекта среды и субъекта деятельности.
Этнопедагогика
оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных
традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в
этнокультурном воспитании основным
технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся
может быть совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание,
импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании
подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция.
Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает
потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат
гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между
поколениями.
Результативно
может быть использована технология
д.п.н., профессора Щурковой Н.Е.
Освоение, усвоение и присвоение народной культурой - это даже не сотрудничество учителя и ученика. Это жизнь вместе.
Это переживание вместе. Это делание вместе добрых дел для семьи и других людей.
Проживание народных традиций понимается как испытываемое субъектом
эмоционально-окрашенное состояние после доброго дела. Народная педагогика - это школа добра. Недаром Л.Н.Толстой
говорил, что если хочешь узнать добро, начинай его делать, что должно
стать ведущим направлением в
этнокультурном воспитании.
Можно
найти много общего в методологиях Л.Е.
Плескача и Н.Е.Щурковой:
освоение отражение
усвоение рефлексия
присвоение разум.
В
этнокультурной технологии не должны преобладать воспитательные мероприятия,
которые только дают детям представление о том, как надо нравственно себя вести.
Это – лишь процесс отражения в триаде
сознания. Рассматривая же сознание как способность мыслить, рассуждать и
определять свое отношение к действительности, способность отдавать себе отчет в
своих поступках, чувствах, в этнокультурной технологии должна быть определенная
серия добром осмысленных поступков, которые бы привели к нравственным
привычкам, а они бы сформировали
нравственный характер.
Технологично можно построить образовательный процесс
на основе общечеловеческих ценностей. В
годовой алгоритм воспитательной работы
могут быть положены восемь общечеловеческих ценностей, предложенных В.
А. Караковским, и добавлена как ценность Красота – фактор благополучия в мире,
результат природосообразной и разумной духовной деятельности человека, средство
и цель его творческого развития. Красоте как особой системообразующей
ценности в воспитании уделяли внимание
признанные педагоги современности Ш.
Амонашвили, В.А. Сухомлинский и Н.Е.
Щуркова.
Ежемесячно в воспитании осуществляется
ценностная ориентация на одну из девяти общечеловеческих ценностей, которая поддерживается содержательным и
технологическим компонентами всеми учителями, работающими в данном классе, а
лучше – педагогами всей школы. Один из
вариантов годового алгоритма воспитания, представленный в воспитательной
работе, следующий: сентябрь – Труд, октябрь – Красота, ноябрь – Человек,
декабрь – Знания, январь – Культура, февраль – Отечество, март – Семья, апрель
– Земля, май – Мир. Данная последовательность выбрана не случайно: в эти
временные периоды социум и природа
будут интегрироваться вокруг данных
ценностей и «помогать» педагогам в воспитании, например: в феврале из СМИ будет
много транслироваться информации об Отечестве и его защите, а в апреле красота весенней природы будет способствовать экологическому
воспитанию на общечеловеческой ценности
Красота и т. д. Все общечеловеческие ценности наполняются национальным
содержанием, узнаваемом в духовном наследии России.
Принимая за формулу воспитания последовательность
процессов «освоения», «усвоения» и «присвоения» нравственных норм (Н.Е.Щуркова), в технологическом
аспекте воспитания школьника предпочтение отдается не воспитательным мероприятиям, где формируется дробное сознание,
а воспитывающим, на которых чаще всего формируется целостное сознание воспитанников,
которое является триадой, состоящей из процессов отражения, рефлексии и
разума.
На этапе отражения в сознании или «освоения»
нравственных норм в
воспитательной работе с учащимися средней школы можно проводить беседы, экскурсии, встречи, чтение книг,
декламирование пословиц, поговорок, стихов, праздники, концерты, спектакли и т.
д. На этих мероприятиях, которые носят
явно воспитательный характер, а не воспитывающих, школьники расширяют свои
знания о нравственных нормах, но на данном этапе формируются лишь представления
о нравственности. К сожалению, в образовательных учреждениях в последнее время
преобладали именно такие воспитательные мероприятия. Данная система тоже
предполагает использование таких
мероприятий, но этому средству воспитания рекомендуется уделять достаточно скромное
место во временных рамках. На первом классном часе в начале месяца при
входе на каждую общечеловеческую и
этнокультурную ценность можно использовать данные формы воспитательной работы.
На этом же классном часе желательно провести диагностику на основе
диагностических карт или тестов с целью
рефлексии на наличие и степени
сформированности качеств личности по этой ценности.
На
этапе «усвоения» нравственных норм в системе воспитания
представлены конкурсы, выставки,
педагогические студии, ролевые игры, организационно – деятельные игры,
задания – практикумы, тренинги, составление правил, отчетов, дискуссии,
подготовка к коллективному творческому делу и т. д. Такие формы воспитательной
работы, которые будут формировать знания о нравственных нормах, можно провести
на втором классном часе в каждом
месяце.
На третьем классном часе необходимо провести этап «присвоения» нравственных норм, где
будет формироваться целостное сознание учащихся уже на уровне разума. Здесь необходимо
проводить воспитывающие мероприятия, такие как коллективное творческое дело,
воспитывающие проекты и ситуации, где воспитанники на радость ближнему и
дальнему социальному и природному окружению смогут продемонстрировать добрые
поступки, как признак присвоения нравственных ценностей.
Четвертый классный час в каждом месяце
можно посвятить индивидуальному рефлексивному
воспитанию, на котором анализируется степень сформированности
определенных личностных качеств относительно конкретной общечеловеческой и
этнокультурной ценности. На рефлексивном классном часе предусмотрены следующие
компоненты: выявляется «Я – позиция», устанавливается причина «Я – позиции», сравнивается «Я – позиция» с этнокультурной нормой,
рефлексия своих изменений в личностном развитии, свободный выбор в
дальнейшем поведении.
В результате проживания семейных традиций можно
выделить три уровня присвоения учащимися
нравственных норм:
низкий уровень – усвоение школьниками норм поведения в
соответствии с народными традициями на воспроизводящем уровне, участие в их театрализации;
средний уровень - учащиеся пытаются анализировать
возможность использования народных традиций
в собственной жизни и жизни окружающих;
высокий уровень - школьники способны самостоятельно
использовать этнокультурные традиции в собственной реальной жизни.
Сегодня стала востребованной этнопедагогическая культура педагога, которая рассматривается как
средство формирования этнического самосознания, способности к самоопределению в
этнической культуре для организации образовательного процесса в полиэтнической
среде и работы с многонациональным составом школьников.
В
педагогических институтах некоторых национальных республик есть такая
специализация «этнопедагог», у которых
формируется этнопедагогическая готовность: мотивационно-личностное отношение,
содержательные знания и процессуальные умения.
Мотивационно-личностная готовность педагогов определяется по
следующим показателям:
-положительное
отношение к этнокультуре и этнопедагогике;
-осознание
значимости этнопедагогической деятельности в образовании;
-
повышенный интерес к этнопедагогике;
-
интерес к способам внедрения этнопедагогического компонента.
Наличие содержательных знаний предполагает следующие
показатели:
-
философское осмысление этнокультуры и этнопедагогики;
-
этнопсихология как фактор национальной культуры;
-
этнопедагогика как наука о воспитательном потенциале традициях и обрядов;
-этнокультура
как духовный потенциал народа;
- знание
методики внедрения этнокультурного компонента.
Основные процессуальные умения в этнокультурной технологии:
-
этнопедагогические умения;
-
взаимодействие с семьей по семейным народным традициям;
-
владение современными воспитывающими технологиями;
-умение диагностировать результаты
этнокультурной технологии.
В
настоящее время в учреждениях образования Кубани уже много сделано для
возрождения отечественных традиций в воспитании семьянина. Этому способствует и
этнопедагогический компонент на курсах повышения квалификации в Армавирском
филиале ГОУ Краснодарского края ККИДППО
(директор, д.п.н., профессор Стуканов А.П.),
где большое внимание уделяется социокультурным ценностям линейного
казачества.
Педагогов региона на теоретических и
практических занятиях знакомят в
культурологическом и педагогическом блоках с содержанием спецкурсов:
«Технология этнокультурного воспитания», «Этнопедагогический компонент в содержании образования Краснодарского
края», «Этнокультурные традиции и обряды семьи в духовно-нравственном
воспитании», «Социокультурный ценности
а кубанского казачества в духовно-нравственном воспитании детей», «Народные
кубанские ремесла в региональном компоненте образования», «Народные праздники Святой Руси в духовно-нравственном
воспитании», «Культура межнационального общения в региональном компоненте государственного
образовательного стандарта» и др.
Большой интерес к социокультурным ценностям линейного казачества
проявляют педагоги Успенского, Новокубанского, Мостовского районов
Краснодарского края. Управление образования Отрадненского района с течение
нескольких лет организовывало для
педагогов семинары по культуре кубанского казачества, проводят которые
преподаватели АФ ГОУ ДО Краснодарского края ККИДППО. Результаты получены
следующие:
1.
Педагогический коллектив МОУ-СОШ № 28 ст. Бесстрашной (директор Мальцева С.В.) вошли в федеральный банк данных по теме
«Этнокультура в духовно-нравственном воспитании школьников в малокомплектной
сельской школе».
2. Президентский грант получила школа № 9
ст. Отрадной (директор Папенков А.И.) за воспитательную систему как условие для воспитания гражданина мира,
гражданина России и патриота Кубани. Педагогический коллектив имеет опыт по
наполнению общечеловеческих ценностей духовно-нравственным потенциалом
отечественных традиций линейного казачества. Данная система создана как
результат работы экспериментальной площадки от Армавирского филиала ГОУ
Краснодарского края ККИДППО.
3. Педагогический коллектив МОУ СОШ № 9
ст. Советской Новокубанского района (директор Гурова Л.В.) получил
Президентский Грант по теме «Духовно-нравственное воспитание в классах
кадетской направленности».
Почин
есть, усилия прилагаются педагогами, значит будет и положительный результат в
духовно - нравственном воспитании будущих семьянинов на основе этнокультурных
ценностей.
Заявка на участие (заочное) в V МНПК
«Новейшие
научные достижения - 2009»
Секция
«Этнография»
Сведения об авторе статьи
Место
работы: Армавирский филиал ГОУ Краснодарского края
«Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального
педагогического образования».
Должность: заведующая
кабинетом педагогического мониторинга, старший преподаватель.
Учёное
звание: нет.
Образование: учитель
русского языка и литературы, АГПУ, 1974.
Педагогический
стаж: 35 г., из них 15 лет в АФ ГОУ ДО Краснодарского края
ККИДППО по научному руководству и консультированию инновационных процессов в
образовании.
Телефоны: 5-72-90 – рабочий;
5-05-22 – домашний;
8-918-36-36-776.
Адрес
домашний:
352930, Краснодарский край, г. Армавир,
ул. Азовская, 6, кв. 32.
E-mail
вondarevа-06@mail.ru