Хасбулатова Н.Х.

Кин.ДГПУ

Баймурзаева Ш.Б.

Кин.ДГПУ

 

   Миграция горцев Дагестана в Османскую империю в XIX веке.

После окончания Кавказской войны в начале шестидесятых годов XIX в. на Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане, возникло мухаджирство – переселенческое движение   вызванное последствиями присоединения региона к России.  Переселенческие настроения у горцев явились, по сути, своеобразной формой протеста против политики России на Северном Кавказе и Дагестане, поскольку они были вызваны, прежде всего, социальным и национальным гнетом и религиозными мотивами, которые подогревались протурецки настроенными феодалами и мусульманским духовенством[1].

Миграция в Турцию  была выгодно всем, кроме самих горцев, отказавшихся переселиться на новые места указанные кавказской администрацией и оказавшихся заложниками сложной кризисной ситуации.

Переселенческое движение представителей народов Дагестана имело свои особенности, отличавшие его от переселенческого движения среди других народов Северного Кавказа. Некоторые аспекты этой вынужденной миграции представителей народов Дагестана до сих пор стали предметом специального анализа.

Стремление к переселению в Турцию горцев, начавшееся в 1858 г., продолжалось вплоть до начала 1920-х гг. Особенно широкий размах переселение в Турцию приняло в 1864 1865 гг.

На протяжении 1858-1865 гг. по официальным сведениям, которые дают несколько заниженные цифры, было выселено 493,2 тысячи человек или 1/11 часть всего населения Кавказа[2]. Всего за весь после окончания Кавказской вой­ны период согласно русской официальной статистике было выселено в пределы Османской империи от 500 до 1,800 тысяч человек[3].

Этнический состав переселенцев был очень разнообразным. По сведениям известного русского кавказоведа А.Д. Берже, можно насчитать до 16 этнических названий северокавказских этносов и их субэтнических групп, представители которых переселялись в Турцию: шапсуги, убыхи, натухайцы, прикубанские ногайцы, абазины, абадзехи, чеченцы, кабардинцы и др.[4]

В результате переселение в Турцию представителей народов Дагестана не при­няло массового характера. В I860 г. начальник Дагестанской области отмечал, что «стремление в Турцию настойчивей других обнаруживают жители некоторых мест Южного Дагестана. Во главе их стало общество Башлы...»[5]. Он был обеспокоен тем, что «движение этого общества в Турцию возбудило бы в остальном населении такое опасение за будущность, что значительная часть даге­станцев устремилась бы за ним»[6].

Администрация Дагестанской области предприняла ряд мер для сдерживания переселен­ческого движения из Дагестана. Для этого «несколько человек подстрекателей частью высланы в Россию, частью выселены в Турцию»[7]. После этих «профилактических» мер, по словам начальника Дагестанской области «стремление к пересе­лению к концу I860 г. постепенно начало утихать и огромная масса населения спасена от неотвратимых бедствий, которые испытаны были переселенцами из других частей Кавказа»[8].

В начале 1865 г. переселенческие настроения вновь охва­тили население Дагестана, но на этот раз стремление пересе­литься в Турцию проявляли жители северо-западных районов об­ласти. В одном из писем-отчетов из Темир-Хан-Шуры от 20 ап­реля 1865 г. сказано, что «готовящееся переселение из Чеч­ни отразилось и на жителях Дагестана, смежных с ней. Из пограничных с Терской областью наибств Андийского округа в послед­нее время стали поступать... просьбы от 10 до 20 семейств одновременно на дозволение переселиться в Турцию»[9].

Для того чтобы стремление горцев Дагеста­на не приняло массового характера, населению области было объ­явлено, что «по точному смыслу условий, заключенных с турец­ким правительством, в нынешнем году (1865 г.), кроме чеченцев никому из жителей Кавказского края не дозволяется переселяться в Турцию»[10].

После того, как в апреле 1865 г. Турция официально уведомила царское правительство о том, что она отказывается принимать выходцев с Кавказа без предваритель­ного согласования с турецким правительством, кавказская администрация приняла ряд мер, ограни­чивающих выезд горцев в Турцию, и установила ежегодные нормы выпуска переселенцев. При этом если ранее вы­езжавшие в Турцию горцы могли свободно продать принадлежащую им зе­млю, то с 1867 г. царские власти запретили продажу земли, мотивируя это тем, что земля не является собственностью горца-крестьянина, а принадле­жит казне. Кроме того, каждый горец, желающий переселиться в Турцию, должен был внести в казну единовременную денежную подать на десять лет вперед[11].

Таким образом, в Дагестане сами горцы весьма неохотно решались на переселение, да и администрация области разрешала пересе­ляться только определенному числу семейств, которые получали паспорта под видом отправления на богомолье в Мекку, причем им объявлялось, что после ухода их за границу им запрещается возвращение на родину.

В соответствии с нормами, установленными начальниками Дагестанской и Терской областями, с 1865 по 1872 гг. разрешалось «увольнять», т. е. выезжать навсегда из всех округов Дагестанской области до 150 семейств ежегодно и из Кумыкского округа Терской области – до 100 семейств.

Итак, вынужденная этническая миграция дагестанцев на территорию единоверной Турции и другие страны Передней Азии явилась важным социальным процессом, оказывающим существенное влияние на облик Северного Кавказа после окончания Кавказской войны.