Танирбергенов М.Ж., Бейсенбаев С.К., Баймаханова Д.Е.

ЮКГУ им.М.Ауезов, Казахстан, г.Шымкент

Использование орнаментальных элементов в современных казахских националных костюмах

Национальное искусство- цельный в культурном и художественном отношении пласт специфического мировосприятия родовой группы людей. Именно в национальном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Национальное искусство обладает огромными познавательными, воспитательными и развивающими возможностями.[1]. Навыки орнаментального искусства и искусства пошива национальной одежды передаются из поколения в поколение как и национальные обычаи и традиции, потому как  орнамент для казахов- это философское начало искусства.

Великий ученый А.Х.Маргулан писал: - «Казахи живут в мире узоров», что говорит о духовном богатстве народа.[2]  Исследователи искусства и этнографы выделяют следующие основные компоненты казахского орнамента:

Зооморфные – муйиз-рог; кос муйиз-двойные рога; кыныр или сынык муйиз-     сломанные рога; а так же изображения  отдельных частей тела животных, например верблюда: табан-ступня, след; туйе мойын-верблюжья шея; птиц:  кусканат-крылья птицы; каз мойын-гусиные шейки и т.д.

Космогонические – донгелек, шенбер-солярный круг; торт кулак-крестовина; шугыла-радуга; шимай-спираль; битпес-бесконечность, символизирующие мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение; небесные тела: жулдыз-звезда; айшык-полумесяц.

Растительные – листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятия единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле.

Геометрические – ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники, меандровидные узоры (шынжара, балдак), сетчато-пересекающиеся линии.[3]

О том, как эти узоры сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, подчиняясь законам композиции, говорит орнаментация практически всех изделий казахского народного прикладного искусства, отделка и украшения народного костюма.

Уникальным проявлением  материальной культуры является казахский народный костюм. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Костюм отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служил стойким определителем, по которому отличали своих от чужих. Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определенной  возрастной регламентацией. В целом казахский народный костюм сохранился до наших дней, особенно на селе у более пожилой части населения. Кое-где еще носят в комплекте современного костюма чапан- распашной халат, такию- круглую тюбетейку, калпак- шляпу с отделанными бархатом полями, борик- шапку, отороченную дорогим мехом, тымак- треух, саптама- сапоги и т.д.

Национальные традиции сохраняются и в современной стилизованной одежде, развивая ансамблевость, рациональность кроя, единство формы и декора народного костюма. При этом следует отметить, что комплект современной одежды казахов строится в сочетании европейской формы с элементами традиционного костюма с учетом различных возрастных групп. Использование мотивов казахского национального орнамента в современной одежде впервые предложила Ирина Александровна Доброхотова-Майкова - художественный руководитель Республиканского Дома моделей КазССР в 1970-1980-е годы. В коллекциях современных дизайнеров  орнамент неизменно предстает как часть декоративной структуры костюма, его ритмической образующей; иногда орнаментальные мотивы приобретают статус композиционного центра.
Молод
ые дизайнеры в своих коллекциях предлагают совершенно иную концепцию использования орнаментальных мотивов. Она заключается в том, что элемент орнамента не является частью отделочно-декоративной структуры костюма, а ложится в основу самой силуэтной формы. Разумеется, при этом изменяется масштабность орнамента по отношению к фигуре человека, а силуэт костюма приобретает более сложный, даже изощренный характер. Устойчивость формы достигается за счет использования плотного фетра, который является заменителем традиционного войлока, а плотность его структуры отчасти смягчается хрупкой изысканной поверхностью сетки. Здесь имеет место абстрагирование, принципиальный отход от стереотипности использования элемента, обнаружение его нового места в структуре костюма и замена декоративной функции на формообразующую.

Стремление к новизне при уже существующем многообразии ассортимента, форм, кроя приводит дизайнеров к комбинированию и сложному сочетанию элементов различных стилистических направлений в пределах вполне сформировавшихся композиционно-конструктивных форм. Возрастает роль фактуры материала, отделки и декора, бижутерии и фурнитуры. В поисках источника свежих идей дизайнеры вполне закономерно обращаются к традициям этнической культуры, к стилю «фолк». Особенности орнаментальной структуры формы подчеркивает выразительная отделка, мерцающая окантовка. Роль композиционных центров играют все те же орнаментальные элементы, которые казахи использовали при пошиве одежды. Отдельные акценты можно расставить при помощи яркиз стразов, подобранных контрастно или тон в тон. Противопоставляются не только цвета, но и формы; объем, рельеф.

Присутствуют врезки и вставки изысканной формы, напоминающие об инкрустации ювелирных изделий или о поливных керамических изразцах азиатских мавзолеев. В данном случае орнаментальность не является красочной и многоцветной, она носит приглушенный характер. Нашли широкое применение оттенки перламутра, покрытой патиной бронзы, вороненой стали, необожженной глины, терракоты, антрацита, слоновой кости, скорлупы лесного ореха, глазурованной керамики.

Таким образом, современный казахский костюм с узором является синтезом европейской одежды с самых модных подиумов и казахских национальных орнаментальных элементов. Все это воплощается при помощи безграничной фантазии молодых дизайнеров.

 

Литература:

1        Кошенов Ж.С., Национальное изобразительное искусство в Казахстане как средство воспитания учащихся: Учебное пособие,- Шымкент: ЮКПУ, 2007г.

2        Әбдіғапбаратов Ұ.М., Қазақтың ұлттық ою-өрнектері: Оқу құралы,- Алматы: Өнер, 1999г.

3        Джанибеков У., Эхо, - Алматы: Өнер, 1991г.

 

 

Резюме

 

В статье говорится о значении национального искусства, об основных составляющих компонентах казахского орнамента, историческом прошлом и нынешнем положении казахского народного костюма и современных тенденциях использования орнаментальных элементов в национальных костюмах.

 

 

Summary

 

In clause it is spoken about value of national art, about the basic making components of the Kazakh ornament, historical last and present position of the Kazakh national suit and modern lines of use of ornamental elements in national suits.