Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей
Кокшеева Зайни Таласовна, доцент Каспийского
Государственного Университета Технологий и Инжиниринга им Ш.Есенова, г.Актау-Казахстан
История
и культура народа имеет разнообразные формы. В первую очередь, это живой родной
язык, как средство продолжения этно-культурной традиции.
Есть, однако, и такой совершенно уникальный инсточник сохранения самобытности
народа, его духовно-культурных достижений, как фольклор. Фольклор является
величайшим достижением национальной
культуры каждого народа, выступая важным средством
кристаллизации духовной культуры; он выражает вкусы, склонности, интересы
народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют
жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические,
политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Д.С.Лихачев писал: "Массовой культуре, с
завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую
культуру, имеющую народную, эмоциональную основу - в том одна из задач
эстетического и нравственного воспитания" . О тесной связи
национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов
"Культурное прошлое - неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно,
продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего
стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности,
где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной
предназначенностью, где эстетическое естественно перерастает в этическое и
является основой социального проектирования". Понятие "культура" имеет множество
определений, каждое философское направление выстраивало свою модель мира и
определяло место культуры в ней согласно созданной системе. Эстетическая культура формируется в процессе эстетического воспитания.
Большое внимание этому вопросу уделялось в трудах Н.К.Крупской,
А.В.Луначарского, П.П.Блонского, В.Н.Щаской, А.С.Макаренко. В Казахстане специалисты
выделяют разные виды фольклора: словесный, музыкальный, декоративно-прикладной,
изобразительный, танцевальный и др. Концептуальное значение в определении
теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения
и возрождения традиций народно-художественной культуры Э.А.Алексеева,
Т.И.Баклановой, Б.Г.Ерзаковича, А.В.Затаевича, А.К.Жубанова, Б.И.Каракулова,
С.А.Елемановой, Л.В.Шаминой. В ряде исследований 30-80-х годов затронуты
проблемы изучения народно-песенного фольклора в системе казахского музыкального
образования /О.Байдилдаев, М.Х.Балтабаев, В.М.Миненко, Б.Г.Гизатов,
А.А.Ахметова, Р.Р.Джердималиева, Г.Ж.Карамолдаева и др/. но при изучении
фольклоpa недостаточно используется его музыкально-эстетический потенциал
отсутствует научно-обоснованная система в музыкальном развития и воспитания
детей. Детский фольклор закладывает основы не только
эстетического, но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы
детской логики, восприятия окружающего мира - все это учтено в детском
фольклоре, в педагогическом опыте народа. Существует много
трактовок понятия фольклор. Выработанное в результате длительного обсуждения
ученых в ЮНЕСКО определение этого термина звучит так: "Фольклор /в более
широком смысле - традиционная народная культура./ - это коллективное и
основанное на традициях творчество групп или индивидов, определяемое надеждами
и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и
социальной самобытности; фольклорные, образцы и ценности передаются устно путем
имитации или другими способами; к формам фольклора, наряду с другими, относятся
язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, и
другие виды искусства". Развитие национальной
культуры в условиях многонационального Казахстана предполагает лишь один путь
реализации общенациональных интересов: обеспечить равенство народов населяющих
республику при интегрирующей роли казахской нации с сохранением
этохудожественной культуры всех народов. С.Ш.Аязбекова определила особенность
казахской музыкальной культуры XX века как диалог с другими культурами "не
только внутри различных компонентов и уровней казахской культуры, но и в более
широком общегуманитарном значении взаимосвязей и исторической
взаимообусловленности духовных сокровищ Востока и Запада" , обнаружила в
ней черты "динамической культуры" /Б.М.Берштейн/ или
"бикультуры" /М.М.Бахтин/. В
современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во
всестороннем развитии личности. Предмет "Музыка" в
общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру,
высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора,
приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства
сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, познание исторических и
национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание
национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному
общению. Фольклор,
вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы,
воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в
развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые
фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь
ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают
речь детей.
1. Апраксина О.А. Методика
музыкального воспитания в школе. М., 1983.
2. Козыбаев
Е. Формирование эстетической культуры школьников средствами казахского
музыкального фольклора, Алматы, 1998. – 25 с.
3. Каратаев М. Эстетика и эпос. – Алматы, 1991.