Ныязбекова К.С.
Преподаватель кафедры
государственного языка Казахского национального педагогического университета
имени Абая, г. Алматы, Казахстан
ЗАИМСТВОВАННЫЕ АРАБСКО-ИРАНСКИЕ СЛОВА В
КАЗАХСКОЙ ЛЕКСИКЕ.
Техоцентрический синдром в культуре на
рубеже 50-60-х годов сменяется антропо- и культуроцентризмом. Это неизбежно
порождает новый интерес в обществе к проблемам человека и религии, места и
значимости религии в жизни человека. Исследование последних лет отразили
становление нового отношения к религии в сознании наших современников.
Растущее осознание вклада
мусульманской культуры в формировании истоков современной цивилизации,
увеличивающаяся роль народов мусульманского Востока в политическом и социальном
развитии человечества все больше привлекает внимание к основам их духовной
жизни, к содержанию идеологии ислама.
Ислам
по числу своих приверженцев занимает второе место после христианства (более 800
миллионов верующих [2]). Распространен главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной
Африки и Юго-Восточной Азии. В СНГ – в Средней Азии и Казахстане, на Кавказе, в
Поволжье, в Сибири. По нашим сведениям, казахи, где бы они не проживали: в
Германии, Франции, Америке, и т.п., являются приверженцами ислама.
Ислам возник в начале VII
века в Западной Аравии. Когда в VIII веке территория нынешнего Казахстана была захвачена
арабами, они стали насаждать свою религию – ислам. Поэтому в казахской лексике очень много
арабских заимствованных слов религиозного содержания.
Зачастую значения этих слов непонятны,
поэтому в этих случаях нужно обращаться к «Казахско-русскому толковому словарю
арабско-иранских заимствованных слов» [3].
Нами было выявлено в
словаре 110 слов религиозного содержания, которые условно можно разделить на
три группы:
· Слова, характеризующие
религиозные обряды;
· Слова, содержащие
религиозные символы;
· Слова, содержащие
религиозные формулы.
Содержание слов этой классификации
неодинаково. Так, например, в
словаре
слов, содержащих религиозные формулы 50.
Это
такие слова, как: құран – чтение, декламация (главная книга мусульман, где содержатся изложение догм и
положений мусульманской религии); қары – чтец Корана (человек,
знающий весь коран наизусть); шейх – духовный вождь (титул
правителей княжества и предводителей; почетное звание крупных религиозных
авторитетов, видных богословов, законоведов); теберік – испрашивание благословления (чтимый, почитаемый,
являющийся предметом религиозного поклонения), и т.п.
Слов, содержащих религиозных символов – 36: Алла Акбар – великий
(одна из религиозных формул, повторяемых мусульманами различных случаях);
Иллахи – божество (бог,
создатель);
Хадис – рассказ из жизни пророка
(рассказ о поступках и высказываниях пророка и его сподвижников);
Мунажат – религиозный гимн (молитва с жалобой на свою
судьбу, с просьбой к богу);
Мақпұз – хранимый, оберегаемый (судьба, рок);
Ақырзаман – конец
света (светопреставление, гибель мира), и т.п.
Ислам сохранил свою обрядность. Слов, характеризующих
религиозные обряды – 24:
Намаз – молитва (мусульманская каноническая молитва);
Ораза – дневной пост (пост);
Құдайы – божеский,
свойственный богу (жертва богу);
Пітір – прекращение поста (подать,
налог в честь разгновенья после месячного поста, рамазана; обычно пітір дают в
течение поста оразы);
Тасаттық – подаяние,
жертвоприношение;
Ысхат – вычет, скидка (похоронный
обряд, на котором участники за плату от родственников принимают на себя грехи
умершего), и т.п.
Знать и понимать значения этих слов нужно, так как человечество пытается
еще раз вглядеться в религию, осмыслить, что должно быть сохранено в ней в
качестве живой традиции, дающей основу
человеку, вступившему в третье тысячелетие. Поэтому знакомство со
значением слов религиозного содержания и их классификацией очень важно для
каждого человека, исповедующего ислам.
Литература
1.
Коран. – М.: СП ИКПА, 1990. – 512 с.
2.
Усенова М.М., Усенов С.М. Религиоведение. // Учебник. – Алматы: Қазақ университеті, 1997. – 78 с.
3. Рустемов Л.З. Казахско-русский толковый словарь арабско-иранских
заимствованных слов. – Алматы: Мектеп, 1989. – 322 с.