Эволюция понятия
«жизненное пространство личности»
Экономические и
историко-культурные обстоятельства формируют определенную поведенческую линию,
определенное пространство жизни. И если пространство жизни человека в эпоху
Средневековья, когда главенствующим мотивом жизни была экономия ресурсов, можно
назвать инертным, то пространство жизни человека Нового времени в западной
культуре характеризуется стремлением к непрерывному расширению потребляемых
благ, и, соответственно, к расходованию собственных ресурсов. Таким образом,
капитализм формирует концентрацию рационализирующих влияний в промышленном
производстве. Работник, будучи разделенным с бытом и домом, находится в
рукотворной среде, где от него требуется проявление умственных или механических
навыков, и нет места фантазиям и эмоциям. Также, на пользу рационализации идет
широкое внедрение технических устройств, отодвигающих на задний план духовный
аспект деятельности человека.
Соответственно данным изменениям коренным образом меняется и
жизненное пространство личности. За вторую половину XVIII века Западную Европу
постигло чуть бы не больше перемен, нежели за два последних тысячелетия. В
городах исчезают крепостные стены и средневековый облик - запутанная сеть узких
улиц обзаводится кварталами, в домах появляется газовое, а затем -
электрическое освещение. Низкокачественные грунтовые дороги уступают место
железным дорогам и шоссе, распространение получают телеграф и почта. Пейзаж
начинают "украшать" трубы промышленных предприятий, деревенская Европа
превращается в индустриальную. Терпят перемены и людские взаимоотношения.
Главенствующую роль занимают скандалы в прессе, гражданские конфликты
парламентского и непарламентского толка, конкуренция в экономике. Растет поток
новаций в сфере техники, общества, быта: электричество приходит на смену пару,
омнибусы и пролетки уступают место самоходному транспорту, покоряется воздушная
среда, удешевление заводских товаров влияет на вкусы людей и положительно
сказывается на благосостоянии. Жизненный темп возрастает, пространство жизни
становится все подвижнее.
Нынешнее положение человека в изменившемся мире хорошо
демонстрируется в книге Э.Ф. Тоффлера "Футурошок". Главная его
характеристика - быстрота перемен, и настолько сильный их поток, что
"из-за него подрываются устои общества, меняются ценности, забываются
корни". Пространство жизни человека меняется, практически, на глазах. Но,
согласно Тоффлеру, оно сохраняет "зоны стабильности" -
взаимоотношения, проверенные временем, которые, несмотря на перемены, остаются
заботливо поддерживаемыми.
К. Левин, доказавший необходимость внедрения в контекст
рассмотрения персоны ее прямого и опосредованного окружения, выдвигает формулу,
которая стала классикой: поведение личности есть функция от ее персональных
особенностей и особенностей, отличающих ее окружение. Данное положение является
основанием анализа событий, происходящих в данный момент в ракурсе определенной
личности и ее жизненного пространства. Влияние предыдущей истории и
антиципируемого будущего на поведение персоны Левиным не отрицалось, но им
подчеркивалось, что данные факторы имеют лишь опосредованное влияния ввиду
нахождения в трансформированном виде. Осознание личности в ходе ее
общественного взаимодействия предполагает осознание происходящего в конкретной
точке пространства жизни. Будучи подвижным полем сил, данное пространство
постоянно претерпевает изменения, влияя на миро- и самоощущение человека.
Пространство жизни личности представляет собой целостной
явление, несмотря на свою подвижность. Пребывая в развернутом вовне виде, оно
обладает определенным внутренним строением (архитектоникой). Нами сочтено
нужным выделить для рассмотрения пространство тела, пространство определения и
пространство повседневности.
Одним из главенствующих компонентов пространства жизни
личности выступает телесное пространство, обусловленное телесной организации
человека. По мнению В.Б. Устьянцева, телесное пространство составляет
онтологический исток и системополагающий элемент пространства жизни.
Тело и его организация являют собой разные линии телесного
пространства. Сенсорные ощущения, внутренние ресурсы образуют внутренне
телесное пространство. Рукотворная внешняя среда составляет внешнее
пространство. В целях расширения телесного пространства человеком используются
технические, общественные и общественно-культурные средства.
Именно телесная организация является базисом таких главных
пространственных полярностей, как "здесь-там", "верх-низ",
"близко-далеко", "впереди-позади". Подчеркивая важность
взаимосвязи телесной организации и формирования пространства жизни личности,
процитируем М. Мерло-Понти: "Мое тело не является для меня всего лишь
фрагментом пространства, не обладай я телом, пространства для меня не
существовало бы".
Личность постоянно стремится улучшить свое пространство,
различные эпохи преподносят различное отношение личности к своему телу.
Согласно Б. Тернеру, "в досовременных обществах тело является
поверхностью, на которой важнейшие знаки социального статуса, положения в
семье, племенной и религиозной принадлежности, возраста, пола могут быть легко
продемонстрированы окружающим". В наши дни личностью не только
дорабатывается символика тела, но и претерпевают изменения объемы влияния
организации тела на окружающий мир. Плоды прогресса расширяют спектр возможностей
телесного пространства личности.
". В ходе осмысления явлений окружающего мира нами
осознается возникновение движений в нашем теле. Движения и рефлексы не
представляют собой абстрактные явления, они всегда следуют за
"содержанием" ситуации. Ими отражается как наше направление на среду,
так и воздействие среды на нас. Они не требуют непосредственной реакции
удаленного объекта, намечая его структуру. Пространство тела является сферой
обыденных действий, а само тело - средство инвазии в привычное окружение. Отсюда
следует, что в пространстве тела осознание функционирует подобно привычке на
уровне биологически заложенных рефлексов и инстинктов. Также, согласно М.
Джонсону, тело издавна занимало важное место в практиках осознания
действительности, играя роль основы при использовании языка в миропонимании.
Однако телесность человека не является границей измерений
пространственной организации человека. Система измерения структур пространства
реальности включает в себя ценности и ценностные ориентации, образующие
пространство самоопределения личности.
В пространство самоопределения входит внутренний мир и
ценности человека. Это - территория жизненных планов, связанная с внутренними
миром и культурой. Личность составляет совокупность смыслов, наполняющих ее.
Пространство самоопределения полно смыслового содержания, отражающееся в
образах, символах, смысл которых зачастую ясен только самому индивидууму и его
близкому окружению. Данное пространство является совершенным. Фундаментом
пространства самоопределения является самость как суммарное представление о
личности.
Литература:
1. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии
личности: поиск альтернатив. М., 1995;
2.
Касавин II.T. Холизм // Современная
западная философия: Словарь / Сост.: В.С.Малахов, В. П. Филатов. М., 1991..
3. Лазарев
Ф.В., Брюс А. Л. Многомерный
человек. Введение в интервальную антропологию. -Симферополь: СОНАТ, 2001..
4.
Рефлексия // Философский энциклопедический словарь. М.: Иифра-М, 1997.
5.
Life Linee и другие новые методы
психологии жизненного пути / Общ. ред. А.А. Кроника. М., 1993. .