Философия / 2.
Социальная философия
К.культ.,
доц. Фролов А.В., ст.преп. Калинина О.М.
Санкт-Петербургский
государственный университет сервиса и экономики, Россия
Культурно-адаптационные процессы в современном мире: социолого-культурологический
анализ
Современный мир в своем развитии неуклонно
движется к новому, непривычному для него состоянию глобального взаимодействия
всех его элементов. Особый интерес представляют процессы, осуществляющиеся в
системе взаимодействия людей – как отдельных индивидов, так и групп, то есть в
системе культурных контактов. На наш взгляд, актуальной является проблема
замкнутости исторически обусловленных социокультурных границ, пребывающих в
функциональных связях с границами политическими и географическими, а также
проблема её преодоления. Изучение адаптационных процессов приближает нас к
прояснению особенностей функционирования механизма погружения индивида в иное
социокультурное пространство без разрушения границ последнего.
Демографический состав населения
изменяется под воздействием носящих массовый характер миграционных процессов,
которым сопутствуют межкультурные взаимодействия. Мигрантов встречает явное и
скрытое сопротивление (ксенофобия, расизм) коренного населения, часто
объясняемое желанием сохранения «собственной» сложившейся культуры от
«варварской» трансформации. Данная ситуация наблюдается в Германии (по
отношению к туркам), в Болгарии (цыгане), во Франции (цыгане и выходцы из стран
Магриба), в России (выходцы из стран Средней Азии, с Кавказа). Можно
предположить, что проблема культурной адаптации обращается целью политического
и социального управления и требует административного осмысления и научного
исследования.
В условиях роста миграционных процессов и
расширения информационного обмена складывается тип культуры, сочетающий в себе
уникальность различных культурных групп, стремящихся к объединению на
универсальной ценностной основе. Неопределенность культурных границ вызывает
необходимость самоидентификации человека в условиях культурной интеграции,
причём сама идентификация может быть рассматриваема как процесс конструирования
культурного ядра.
Аномийный этап развития общества
характеризуется актуализацией проблемы адаптивности. В условиях резкой смены
морали и общественных идеалов некоторые социальные группы отчуждаются от
общества, не принимают новые социальные нормы и ценности, выдвигают
внеконвенциональные средства достижения собственных целей. Потеря социальной и
культурной ниши ведет к дезинтеграции социума и снижению общего уровня
культуры, размыванию нравственных критериев. Тем не менее, именно в условиях
аномии возможно проявление скрытого адаптивного потенциала групп и индивидов
как неотъемлимой составляющей социокультурного конструирования «инобытия»
общества.
В процессе исследования возникают
следующие задачи: рассмотрение развития «адаптации» как универсального научного
понятия, определение субъекта культурной адаптации, выделение уровней
адаптивной активности человека в обществе и культуре, определение
методологических проблем фиксирования механизмов внутрикультурной динамики,
определение степени взаимной детерминированности процессов социализации и
инкультурации, выявление степени активности человека в адаптации к
инокультурной среде, в частности, и постиндустриальной культуре вообще.
Исследования проблемы культурной адаптации
должны базироваться на прочной методологической основе: совокупности методов
компаративного анализа, типологизации и историзма. Это позволит выявить
многообразие проявлений и способов адаптации, зафиксировать и систематизировать
культурно-адаптивные феномены, а также проследить динамическую составляющую
процесса.
Исследование феномена культурной адаптации
способствует выявлению культурных универсалий, обеспечивающих процесс
взаимодействия, позволяет прояснить характер и степень активности человека в
создании собственного социокультурного пространства, ставит вопрос
совместимости различных мировоззренческих систем и корректности их
сопоставления, поднимает проблему переструктурирования прежней системы
ценностей. Культурную адаптацию необходимо рассматривать в ее
процессуально-результативном аспекте, так как это позволяет обозначить основные
структурообразующие единицы многомерного в целом феномена.
Изначально понятие «адаптация» стало
краеугольным камнем эволюционной теории и прочно укоренилось в понятийном
аппарате биологической науки. Оно характеризовало определенный способ
взаимодействия субъектов и выражало связь с функциями, обеспечивающими развитие
и жизнеспособность организма.
Процесс взаимодействия организма со средой
обитания традиционно рассматривался в телеологическом ключе. Иногда адаптация
отождествлялась с целесообразностью, то есть необходимостью сохранения вида.
Тема адаптации организма уступала место теме адаптации популяции. Это позволяло
изучать организм в единстве со средой обитания. Критика телеологического
принципа породила идею адаптациогенеза, согласно которой адаптация создает
условия для дальнейшего развития.
Естественнонаучные исследования адаптации
в результате придали понятию весьма широкий смысл. Адаптацию начали
рассматривать как гомеостаз, как нереализованный потенциал изменчивости, как
временное упрощение функций, как снятие напряженности между организмом и
средой, и, в конце концов, как приспособление, то есть одностороннее
функциональное переструктурирование.
Частичное
заимствование понятийного аппарата произошло в результате попыток
перенесения законов эволюционизма на социальную сферу. Культура стала
рассматриваться и как специфически
человеческая адаптация к природным условиям, и как специфическая среда обитания
человека. Исследование проблемы адаптированности человека к природной среде
привело к формированию понятий «инадаптации» (адаптации природы к искусственной
среде), «гиперадаптации» (превращения человека в заложника культуры),
«антиципации» (опережающей адаптации), «адаптивного усиления» (гиперактивность
механизмов социальной системы в аномийные периоды).
Существует несколько уровней проявления
адаптивных процессов. На организменном уровне дисгармонизация биологической и
культурной систем вызывает к жизни адаптацию, как акклиматизацию с
использованием человеком достижений культуры.
На социальном уровне предполагается
ситуативное приспособление личности (пассивная адаптация) и взаимодействие с обществом
(активная адаптация). Социальная адаптация выступает механизмом согласования
социально легитимного статуса и реализации его в человеческом поведении.
Социология выделяет также формы дезадаптивного поведения – отклонения от нормы,
суицид, маргинальность и т.д.
На культурном уровне адаптация предстает
переструктурированием старой системы ценностей, обретением новых смыслов,
стимулируемым взаимодействием с иным культурным пространством.
Субъектом адаптации выступает как индивид,
так и культура, рассматриваемые в виде целостного единства. Установление
целостности в процессе адаптации есть процесс отождествления человека с
субъектом культуры и одновременно его интерпретация. Культура реагирует на
чужеродное воздействие через «перевод текста», «присвоение», «установление
внутрикультурного равновесия», «обсуждение главной темы культуры» и т.п.
проверка чужеродных элементов осуществляется в маргинальном пространстве
культуры, флуктуационном и конфликтном по сути. Отсутствие резко выраженной
реакции культуры на инокультурное влияние можно рассматривать как
плюралистически безграничный адаптационный потенциал данного типа культуры.
Анализ межкультурных коммуникаций
предполагает изучение человека как носителя национальной культуры, причем
социальноантропологически он выступает и как участник диалога культур, и как
объект реализации собственной диалогичной природы. Настойчивая потребность в
самоопределении и аксиологизации собственного бытия необходимо рассматривать
как идентификацию личности с эталоном (культурным типом), образом определенной
культурно-исторической общности или социокультурной группы. Установки
культурного развития индивида органично меняются по мере социализации и инкультурации,
актуализируясь в те или иные периоды внутрикультурной динамики.
Адаптация личности в аномийных условиях и
в процессе инкультурации принципиально различна. Восприятие и ассимиляция
чуждых элементов собственной культурой не тождественны ощущению и внедрению
себя как элемента чужеродной культуры. Культурный протест в первом случае
сменяет культурным натиском во втором. Современная социокультурная ситуация как
нельзя лучше демонстрирует результаты этого процесса. Исследование процессов
адаптации результативно, игнорирование – чревато бесконечными осложнениями
миграционных процессов и межкультурных коммуникаций.
Адаптация личности к инокультурной среде,
характеризующейся чужими формами социальной институации, трансляции
исторического опыта, другими конвенциональными нормами, протекает как
конструирование личного пространства повседневности в рамках системы ценностей
данной культуры.
Культурная адаптация оборачивается
проблемой непрерывности индивидуальной биографии, приемлемости личного опыта в
новой среде, «собственно совместимости». Дальнейшие исследования механизмов
интеграции «личного» в «культурное» («ино-культурное») должны привести к
открытию новых аспектов феномена культурной адаптации.