Литвишко Ю.С.
Донецкий
национальный университет экономики и торговли
имени Михаила
Туган-Барановского, Украина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XІX в.
Приступая к рассмотрению основных направлений развития украинской
политической науки первой половины XX века, нужно обратить внимание на то, что
во время первой мировой войны и революции 1917-1920 гг. возродились надежды и
стремления создать собственное национальное государство. Национально-освободительное движение из
стадии культурного украинофильства перешло в стадию организации массовой
политической борьбы, поэтому в центре политической науки того периода были
проблемы государственности.
В украинской политической мысли межвоенного периода выразительно выделяются
3 основные направления:
1) новонародническое (как продолжение народнического направления XIX в.);
2) консервативное;
3) национально-государственническое.
Наиболее значительным и ярким среди ученых народнического направления был
М. Грушевский (1866-1934), выдающийся историк-энциклопедист,
общественно-политический деятель, один из лидеров украинского
национально-освободительного движения первой четверти XX в., избранный в 1923
г. главой Центральной Рады. Его перу принадлежат более 2-х тысяч работ, в том
числе такие фундаментальные труды как «Історія України-Русі», «Нарис історії
українського народу», «Початки громадянства» и др. Грушевский разработал
федеративный конституционный проект, направленный на возрождение
национально-государственных прав как украинского, так и других народов. Он
утверждал, что Россия – «империя народов» - не может развиваться свободно и
успешно, пока в этом переустройстве не будет обеспечено свободное и
нестесненное существование ее составных частей. Через все его политические
трактаты проходит мысль: только свободный союз свободных народов и нравственен,
и экономически эффективен. М. Грушевский отстаивал следующие требования: 1)
управление экономикой должно принадлежать самой Украине; 2) украинскому хлеборобу должен быть
гарантирован «как можно больший заработок»; 3) чтобы в ведении украинской
автономии оставались земельный фонд, а также промышленные доходы и вообще все
остатки доходов, которые будут возвращаться на развитие продуктивных сил
Украины; 4) чтобы Украина объединилась в одну национальную территорию.
Политика, которую проводили большевики в отношении всех народов,
входивших в состав Российского государства, заставила М.С.Грушевского изменить
свои политические взгляды и перейти на позиции полной самостоятельности и
политической независимости Украины.
Другое направление в украинской политической науке межвоенного времени -
консервативное. Черты консервативного направления в украинской политической мысли
ярче всего воплотил Вячеслав Липинский (1882-1931), по происхождению польский
шляхтич, который всю свою жизнь посвятил борьбе за украинскую
государственность. Особого внимания заслуживают его работы «Україна на
переломі. Замітки до історії українського державного будівництва в XVII ст.» и
«Листи до братів-хліборобів». Центральный элемент в теории Липинского - понятие
нации, тождественное понятию государства, а не языка, веры, племени. Липинский
обозначал нацию как «реализацию воли быть нацией». Иметь отдельный язык,
самобытную культуру, компактно проживать на определенной территории, - это еще
не значит быть нацией. По мнению Липинского, за исключением двух периодов в
истории Украины - киевско-варяжского и шляхетско-козацкого, не удалось организовать
украинскую этнополитическую массу в нацию, потому что не находилось сильной
авторитетной группы людей (элиты), способной объединить вокруг себя остальных,
создать державу, без чего нация невозможна. Украина для Липинского – это мощный
хлеборобский класс, внутри которого существуют противоречия между богатыми и
бедными, но нет классовой борьбы. В хлеборобском классе он видит главного
носителя государственной идеи и к нему он обращается со своим политическим
проектом. Получается, что задачу государственного строительства может
осуществить только новый класс, который должен быть создан из «остатков
хлеборобского дворянства и хлеборобского крестьянства». Таким образом, создание
национального украинского государства было смыслом жизни и высшей политической
ценностью для Липинского, но его политические убеждения находились в
антагонизме с духом времени. Когда все стремились быть федералистами и
социалистами, Липинский был самостиником и монархистом.
Третье направление политической мысли межвоенного периода XX в. -
национально-государственническое. Оно основывалось на идее безоговорочного
признания права каждой нации на собственную автономию и государственную
независимость. Это направление представляли С. Днистрянский, С. Рудницкий, О.
Ейхельман, В. Старосольский, О. Бочковский, С.Шелухин и др.
Особое место в истории политической мысли Украины принадлежит М.И. Туган-Барановскому
(1865-1919) – экономисту, статистику, социологу, самобытному политологу.
Отправной точкой, центром и итогом его политической модели была личность. Задав
своим исследованиям цель: найти формы демократического устройства общества,
способствующие развитию свободной личности, Туган-Барановский основную часть
своей научной жизни искал те экономические, социальные, политические и духовные
условия и механизмы, которые соответствовали бы искомой цели. В итоге он
отвергает в качестве стратегической «коммунальную» модель социализма, где
личность подстраивается под заданные формы общежития, где «мы» господствует над
«я». Критикуя доктрины анархического социализма, Туган-Барановский утверждал,
что «социалист-государственник» не тот, кто ратует за всевластие
государственных чиновников и партийных функционеров, за «казарменный социализм»
и «красный бюрократизм», а тот, кто само государство стремится поставить на
службу личности. Оптимальной формой социалистического общественного устройства
является государство, но обязательно имеющее механизмы, препятствующие
консолидации чрезмерной власти «наверху» и в силу этого – подавлению личности.
Некоторые исследователи истории украинской политической мысли, например
И. Лисяк-Рудницкий, выделяют в ней и такие направления, как национал-коммунизм
и интегральный национализм.
Что касается интегрального национализма, как одного из направлений
политической мысли, то его вряд ли можно отнести к политической науке, это
идеология с антинаучным и волюнтаристским уклоном. Однако в свое время она
имела определенное влияние на политическую жизнь, особенно в Галичине и в
эмигрантских кругах, и сейчас реанимируется в деятельности некоторых партий
национально-радикального направления, поэтому необходимо знать основные устои
этой идеологии.
Анализ развития социально-политической мысли в Украине свидетельствует о
том, что и в первой половине ХХ ст. идеи национальной государственности и
демократии занимают важное место в исследованиях ученых, общественных деятелей
и политиков. Представители различных направлений и позиций, различного видения
реальных процессов в общественно-политической жизни Украины, все больше
склонялись к мысли, что государственная самостоятельность, политическая
суверенность Украины есть решающим и единственно возможным фактором
национального возрождения и расцвета.
Литература:
1.
Бебик В.М. Базові
засади політології: історія, теорія, методологія, практика. – К.: МАУП, 2000. –
384 с.
2. Кухта
Б. З історії української політичної думки. - К.: Генеза, 1994. – 368 с.