Гуруев Д.К.
Асп.каф. истории
государства и права ДГУ
Преступление и наказание в нормативно-правовой культуре
Акуша-Дарго
В 60-90-х гг. XIX века работа по собиранию и публикации дагестанских
адатов проводилась еще более широко и активно. Собирали адаты военные власти (в
частности, начальники округов), русские ученые-правоведы и даже отдельные
военврачи. В 1868 г. А. В. Комаров опубликовал работу
“Адаты и судопроизводство по ним”; В 1882-1883 гг. Ф.
И. Леонтович издал в Одессе «Адаты кавказских горцев»; в 1899 г. в Тифлисе вышел в свет труд И.Я. Сандрыгайло «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа».
Из составленных в Дагестане и
изданных в 60-х годах XIX века в собрании рукописей сохранились сборники адатов
Даргинского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Кайтаго-Табасаранского,
Самурского округов и Кюринского ханства[1]. Есть сведения о существовании
и других сборников дагестанских адатов, не вошедших в это собрание рукописей.
Для наглядности и убедительности
изложения вопросов систематизации адатов обратимся к их сборнику по Даргинскому
округу. Он был составлен в 1865 г. администрацией местного управления.
Изложенная в сборнике классификация адатов характерна в целом и для других
округов, обществ, наибств и аулов Дагестана. Безусловно, между некоторыми,
особенно частными адатами, существовали определенные различия в процедуре
рассмотрения спора, видах и размерах наказания, что вполне естественно. Однако
по содержанию в них доминировала общность и схожесть.
Кодификация норм адатов осуществлялась
в основном по следующему варианту. Сначала приводился перечень общих адатов по
убийству и увозу женщин,разврату,
воровству, грабежу, потерям и находкам и т.д. Затем давалось описание адатов о
порядке предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам. При
этом значительное внимание уделялось сторонам разбирательства дел (истцу,
ответчику) и лицам, рассматривающим споры и конфликты. Весьма детально
указывались правила принесения присяги сторонами судебной тяжбы, их
родственниками и свидетелями. Наконец, в сборнике достаточно подробно
раскрывалось содержание различных видов частных адатов и механизм их реализации
на практике в самых разнообразных вариациях.
В сборнике Даргинского округа
содержатся следующие адаты:
1) общие для всего округа;
2) частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа;
3) устанавливаемые на некоторые случаи между жителями Даргинского округа
и соседних с ним округов.
Жалобы, споры между жителями
двух разных сел, принадлежавших к одному обществу, разбирались и решались по
общим адатам.
Встречные жалобы жителей одного
села, если в обществе, к которому оно принадлежало, существовали
соответствующие жалобам частные адаты, рассматривались и решались по частным
адатам, а из общих адатов применялись только те, которые в том обществе
действовали без изменения.
Конфликты между жителями
соседних округов рассматривались и устранялись по общим адатам. Однако в тех
случаях, когда между округами, к которым принадлежали спорящие, был установлен
особый адат, решение выносилось на его основе. На применение адатов в
рассматриваемый период оказывало влияние русское право. В последнее время с появлением русской власти, - писал Б.К.Далгат, - отношения между супругами начали,
видимо, изменяться к лучшему сравнительно с прежним временем, так как власть мужа более или менее начинает
слабеть, и права мужа над женой ограничиваются, потому что в прежнее время, по
рассказам и даже по устарелым адатам, муж мог делать с женой что угодно, как с
рабыней, а теперь, когда начальство стало судить иногда дела супругов и
оставлять в стороне некоторые адаты горцев, то власть мужа стала слабеть[2].
Эти и другие
наметившиеся перемены вызывали необходимость сбора адатов в целях их изучения и
внесения в них корректив, соответствующих изменившимся отношениям, чем и
занялась русская администрация. Ее интересовало то, как разбираются дела в
горских судах. Для проведения данной работы была составлена, как отмечалось,
программа сбора адатов. При этом предусматривалось перевести на русский язык
собранные адаты и используемые горцами нормы шариата[3]. Адаты даргинских обществ, ранее изданные в выпусках "Сборника
сведений о кавказских горцах" опубликованы в более полном виде. В них отражены и последующие изменения в обычном
праве. Весьма ценным источником для разработки обычного права даргинцев
являются "Материалы по обычному праву даргинцев", собранные большим
знатоком права и этнографии Дагестана Баширом Далгат. Частично они были
использованы профессором М.М.Ковалевским при написании капитального труда
"Закон и обычай на Кавказе" 1890 г.
Итак,сложившиеся в XVII—XVIII вв. в Акуша-Дарго
социально-экономические отношения нашли отражение в нормативно-правовой
культуре союзов сельских обществ. Адаты ставят в привилегированное положение
знать и административных лиц, которые имели «исключительное право на замещение
должностей». Согласно адатам Акушинского общества, за убийство мантуша алум и штраф взыскивались в четыре раза больше, чем за убийство
рядового члена общины, в два раза
больше .
В Усишинском
обществе «убийство своего кадия» в любом случае, а также убийство карта ,
мангуша и тургака при исполнении ими
служебных обязанностей считалось «карой» (умышленным (убийством) .
За нанесение раны административным лицам штраф брался
в два раза больше. О привилегии свидетельствуют и такие статьи где говорится:
«Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме
убийства, на старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев». «Показание
кадия без присяги считается наравне с
показанием двух свидетелей за присягою»[4]
и т. д.
В ряде случаев адат даже позволял кадиям и другим
административным лицам произвольно разбирать тяжбы и налагать взыскания на
виновного. Так, по адатам Усишинского общества «за нанесение мужчине побоев,
хотя-бы остались и знаки на теле, и раны», за которые по общему даргинскому
адату, сне следует удовлетворение», а также за драку, взыскание с виновных
делалось по усмотрению кадия и картов (старшин) . По усмотрению кадия и картов
налагались штрафы также за нанесение побоев гаджию и тургаку[5].
Эти нормы адата «говорят не только об особом положении административных лиц, но
и о том, что они могли быть использованы ими в своих личных интересах.
В непосредственной связи с усилением социального и
имущественного неравенства, с процессом увеличения богатства феодализирующейся
знати находились и статьи адатов по имущественным преступлениям, которые,
будучи направлены на защиту частной собственности, выражали прежде всего
интересы правящей богатой верхушки. Именно с таким положением мы сталкиваемся в
адатах они защищали имущество от
воровства, грабежа, поджогов, порчи и т. д. Так, по адатам Акушинского общества
за воровство было определено возвращение «уворованной» вещи хозяину и сверх
того с вора «взыскивалось еще девять вещей одной цены с уворованною». Кроме того,
если воровство совершалось со двора, за приход вора во двор, в пользу хозяина
взыскивались три барана. Если воровство было доказанным, с вора брали еще штраф
в пользу джамаата—7быков. По адатам Мекегинского общества, если «(уворованное»
бывало найдено, оно возвращалось хозяину вдвое, а за воровство барана с
воравзыскание делалось в десятикратном размере[6].
Даже за обрез хвоста лошади с виновного в пользу хозяина
взыскивался один бык и один бык в пользу джамаата. За потрату,
сверхудовлетворения хозяина, был определен ещ» штраф джамаату или же
исполнителю как, например, в Усишииском обществе »[7].
Одним из интересных институтов
привлекавших внимание была кровная месть которая еще в
XVII–XVIII веках в
системе адатного права Акуша-Дарго заметную роль . Согласно адатам даргинских
обществ, записанных в XIX в., но возникших намного раньше исследуемого периода,
вместе с убийцей, который до примирения родственников убитого подвергался
кровомщению, кровными врагами считались не все родственники, а всего «шесть
ближайших его родственников из совершеннолетних мужчин». Но количество их в
отдельных обществах было еще меньше. По адатам Цудахарского общества ими
являлись родители убийцы вместе с "братьями и сестрами. Следовательно, и
месть в этих обществах из родовой превратилась фактически в личную.
Другой характерной особенностью действия кровной
мести в исследуемое время являлось то, что оно допускало взамен обязательной
кровной мести возможность имущественных компенсаций.
Особыми статьями выкупа с убийцы при совершении
убийства являлись «бухъ» (алум)-плата, взыскиваемая с убийцы в пользу
родственников убитого вскоре после убийства и «дият» —вознаграждение или
условная плата, за которую лица, имеющие право на кровомщение, соглашались
простить убийцу и примириться с ними и с его родственниками.
По адатам Акушинского общества за убийство
взыскивался алум наследникам убитого два быка» и «штраф джамаату — семь быков»;
в Мугинском обществе—2 лучших быка и 14 кары бязи наследникам убитого; по адатам
Усишинского общества — «один бык без оценки» бык и один баран определенной
стоимости, «три сабы пшеницы, семь кары бязи» и 'штраф в пользу джамаата.
Все это могло быть только в условиях укрепления
частной собственности, индивидуализации общества и дальнейшего процесса
ослабления тухума и уз родства. Об ослаблении тухума и родственных связей
свидетельствуют и происшедшие изменения, в институте присяжничества и
соприсяжничества, в обычаях оказания помощи несостоятельному сородичу, с
которого за преступление по адату взыскивалось имущество и т. д. По общим,
адатам общества Акуша-Дарго к присяге допускались только ближайшие родственники
обвиняемого с отцовской стороны—мужчины, достигшие 15 лет.
Дальние родственники допускались к присяге только в
том случае, если отсутствовали ближайшие родственники. Но в этом случае
присягающий должен был дать присягу на Коране, что у него нет родственников
ближе тех, которые представлены к присяге.
Взыскание всегда должен был уплатить обвиняемый. И
лишь тогда, когда для этого не хватало имущества супругов, взыскание делалось и
с ближайших родственников. «При несостоятельности обвиняемого, — говорится в адатах
Мугинского общества, — платят сперва родители, братья и сестры его». Когда же и
этого имущества оказывалось недостаточно, взыскание делалось с родственников
следующих колен, число которых в отдельных случаях могло доходить до 40 человек
с отцовской и материнской стороны обвиняемого.
Однако, по адатам почти всех верхнедаргинских
обществ «за оказавшихся несостоятельными по несчастному какому-либо случаю
родственники платить не обязаны были».
В неразрывной связи с приведенными нормами адата
находится и право наследования. Согласно адатам, в исследуемое время это право
распространялось не на всех родственников. Так, в Цудахарском обществе право
наследования принадлежало родственникам не далее четвертой степени родства. Все
это говорит о том, что в XVII—XVIII вв. в Акуша-Дарго родственная солидарность
была в значительной степени, ограничена юридическими адатно-правовыми нормами,
которые приобрели совершенно иное содержание в сравнении с периодом господства
родовых отношений. Сам адат уже являлся не столько пережитком родовых
отношений, сколько формой раннефеодального права.
Таким образом, в адатной традиции Дагестана кровная
месть вовсе не была кровавой анархией – процесс продуманно регулировался
джамаатом, который гарантировал наиболее важные его моменты. Последствия
убийства частью распространялись и на родных убийцы – это волей-неволей
заставляло тухум контролировать поведение своих членов, в особенности
агрессивных, безответственных либо склонных к криминалу, удерживая их от этого
лучше всякой полиции. Далее: наказание убийцы было весьма серьезным: в течение
нескольких лет он имел ежеминутный шанс погибнуть(что довольно часто и
случалось) – если же он дожидался прощения, то срок изгнанничества, полный
страха и лишений, был потяжелее «лагеря общего режима». Серьезность наказания
смертью обеспечивалась тем, что общество вручало это право группе наиболее
заинтересованных лиц – родственникам убитого, которых невозможно было ни
подкупить, ни запугать. Но им же предоставлялось и «право амнистии» - горское
правосознание было достаточно гуманно, однако право простить вручалось не
чиновникам, способным на все ради выгоды, а потерпевшей стороне, включая мать
убитого. Продумано было и материальное возмещение семье потерпевшего, и
общественные расходы и потери – причем за счет виновного, а не
налогоплательщиков. Гарантированы были все три вида выплат с виновной стороны,
причем даже мертвый убийца мог быть подвергнут санкциям.
Возникает вопрос: допустим, наши предки создали
более эффективную систему наказания за серьезные преступления, чем ныне
действующая – но возможно ли ее использование в современном правотворчестве РФ
и РД.
Очевидно, что было бы неправильным и невозможным с
завтрашнего дня возродить кровную месть в ее первозданном виде. Однако
некоторые ее стороны – общественный контроль за случаями убийства, особые права
родственников убитого, возможные формы солидарной ответственности близких к
убийце людей, компенсации и расходы за счет убийцы и тех его близких, которые
пользовались полученными от него благами; наконец, влияние на исполнение
приговора – все это заслуживает внимания законодателей уже сегодня.
[1] См.: Рустамов С. Адаты и правосудие.
Махачкала, 2000. С.113.
[2] Далгат Б.К. Материалы по обычному
праву даргинцев. РФ ДНЦ РАН , ф.5, оп. , д. 40.
[3] Этими
представителями были Хан-Гирей, подполк. Магомед-Гирей Педисов, ген.-майор
Азамат-Гирей, майор Кази-Гирей и князь Магомат-Гирей Лоов, кн. Хасай Уцмиев,
штабс-кап. Давлет-Мирза Шихалиев, кап. Касим Курумов и кадии Юсуф Кличев и
Магомед Казиев.
[4] Адаты
и обычаи даргинцев. Рук. фонд Института
ИИАЭ ДНЦ РАН ф.5, оп. , д. 40.
[5] Магомедов P. M..
Общественно-экономический и политический Сой Дагестана в XVIII—начале XIX
веков. Махачкала, 1957, С. 134
[6] Памятники обычного
права Дагестана XVII—XIX вв. Архивные материалы. Составитель Х.-М. Хашаев.
Изд-во «Наука». М., 1965, С. 12
[7] Памятники …. С. 15