Психология и социология/9.Психология развития Студентка
магистратуры Чернева И.В. Мелитопольский
государственный педагогический университет им.Б.Хмельницкого, Украина
Теоретический анализ стадии развития творческого мышления детей дошкольного возраста
Определяя
направления своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в
образовании, стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности. Одним
из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию
креативности (от англ. creativity - способность к творчеству), творческих способностей детей,
которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в
целом. Принимая во внимание то, что развитие творческих способностей возможно у
всех детей, независимо от их уровня интеллектуального развития и способствует
более успешному решению любых жизненных проблем, необходимость работы психолога
в этом направлении крайне ценна. Нужно заметить, что программы по диагностике и
развитию творческих способностей разрабатываются медленно и в данный момент их
существует немного. Тому есть несколько причин. Воспитатель, учитель, как
правило, ориентированы на среднего ребенка, и в круг их проблем не входит
развитие творческих способностей. Учебная программа направлена скорее на
развитие памяти, чем мышления, тем более творческого. Между тем развитие
таланта может быть загублено, задержано на любом этапе развития. Творческое
мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления (теоретическое
– понятийное и образное и практическое – наглядно-образное и
наглядно-действенное). Оно может быть и практическим и образным. Психологами
было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает
новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос
о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми
данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода
задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению
правильного решения. Актуальность темы данной работы
состоит в том, чтобы показать взаимосвязь развития творческого мышления с
другими видами мышления на этапе дошкольного детства. У детей способности к
творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти
стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии,
ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на
предшествующих. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того
вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно,
с самого детства у ребенка необходимо развивать и творческое мышление, и
критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии,
сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь
с понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта[1]. У детей
способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития.
Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей
стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на
предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум
три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и
эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В
младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе
манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К
примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок,
матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки
и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных
деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве
объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы
представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ
предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным.
Очень важными для развития мышления являются задания на исследование
образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на
отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы
между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов
образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые,
фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное,
соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими
качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В
психологии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой
стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще
слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов
использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним
из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления
является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество
творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно
связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
По мере взросления дети
сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину
события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством
разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный
характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности.
Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы
погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и
т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным.
Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди
множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние
на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев,
правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным,
избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска,
позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют
эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12—14
годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с
младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В
период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая.
Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых
разных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на
одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно
проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной
идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые
эвристиками. При творческом подходе к проблеме решающий, помимо известных,
общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к
конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих
аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами»[2]. В таких
заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в
окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить
проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить
главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности.
Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении — это
слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть
эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и
сравнить их для выбора наилучшего.
Литература:
1.Барко В.І., Панок В.Г., Лазаревський С.В. Креативність та її
діагностика. // Обдарована дитина. - 2001.- №6.- С. 22-27.
2.Моляко В.А. Стратегии решения новых задач в процессе творческой
деядельности // Обдарована дитина №4 2002.- С.33-43. 3. Кучерявий І.Т. Творчість – основа розвитку
потенційних джерел особистості : навчальний посібник / І.Т.Кучерявий,
О.І.Клепіков. – К. : Вища школа, 2000. – 288 с. 4.
Шрагина Л.И. Оригинальные асоциации по сходству как компонент креативности //
Психологический журнал. -2000.- том. 21.- №4.- С.73-78.