Технические науки. Экология/5. Проблемы экологического воспитания молодежи

УДК 504.03

К.т.н. Сарсембенова О.Ж., к.т.н.  Абсеитов Е.Т.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима, Казахстан

Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина, Казахстан

К вопросу об экологическом сознании

Экологическое сознание, являющееся  совокупностью экологических сознаний индивидуумов, объединенных в группу, коллектив или общество, можно рассматривать как своего рода семантический дифференциал между двумя полярными группами, на одном полюсе которого находится обыденное экологическое сознание, иногда называемое массовым сознанием, а на другом – научно обоснованное.

Под обыденным экологическим сознанием понимают сознание, где ведущее место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с тем или иным объектом, процессом внешнего мира и тех сведений, которые были получены из некомпетентных источников, в том числе прямо противоречащих данным научного познания и принятых субъектом на веру.

В противоположность этому под научно-обоснованным экологическим сознанием понимается такое сознание, которое базируется на научном познании, оперирует объективными моделями взаимоотношений внутри природы, между природой и человеком, природой и обществом и включает в сферу своего внимания и заботы, интересы общества, человечества в его настоящем и будущем.

Научно-обоснованное экологическое сознание исходно рассматривает человека как элемент природы и старается выявить оптимальные формы его взаимодействия с природой, т.е. оно относится к активному адекватному типу.

В обыденном сознании, как правило, превалируют эгоистические элементы, учитывающие прежде всего интересы субъекта или отдельной группы, в которую он включен независимо от того, как велика или мала эта группа, начиная от семьи и кончая государством. Обыденное сознание более склонно учитывать интересы сегодняшнего дня и не задумываться о будущем, не учитывать уроки прошлого. Сейчас основными источниками экологических знаний являются средства массовой информации, среди которых лишь немногие беспристрастно доносят до простого читателя объективную научную информацию, а большинство используют экологические сведения как средство манипулирования массовым сознанием в интересах той или иной социальной группы, как средство конкурентной борьбы монополий.

Большую роль в экологическом сознании играют мотивационные факторы – убеждение, стремление, внутренние психологические установки.

Стремление к материально обеспеченной жизни, общественному признанию, развлечениям снижает внимание к экологическим проблемам.

Чем больше стремление к материально обеспеченной жизни, тем менее выражено активное отношение к экологии и тем меньше вера в угрозу экологической катастрофы. Чем выше запросы, тем менее активное отношение к экологии. Чем выше стремление к развлечениям, тем уже круг экологических интересов и тем пассивнее отношение к экологическим проблемам.

Чем выше ценится рационализм, тем на большие ограничения своих интересов готов пойти человек.

В угрозу экологической опасности больше верят люди чуткие, терпимые, стремящиеся к познанию, творчеству. Они ценят воспитанность, исполнительность, аккуратность, но не обладают достаточной силой и активностью для решения экологических задач. Сильные, активные люди с высокой самооценкой, которые могли бы стать опорой в решении экологических задач, как правило, чаще не верят в наличие экологической угрозы и больше озабочены достижением материального благополучия.

Эти особенности обыденного, массового экологического сознания – это реальность сегодняшнего времени, в ней нет ничего зазорного или противоестественного. Это лишь проявление той сущности человека, которая характеризует его как потребителя и которая доминирует над созидательной функцией человека. Как бы человек ни хотел, он не может отказаться полностью от этой сущности, лишиться ее, так как это значит просто перестать быть человеком. Следовательно, элементы обыденного экологического сознания, в том числе элементы эгоизма, хищничества, разрушения, всегда будут составной частью экологического сознания, пока будет существовать человек, можно лишь увеличить или уменьшить их значимость, ограничить их реализацию в конкретном поведении.

Таким образом, экологическое сознание включает два подхода: один рассматривает природную среду как источник удовлетворения потребности, а другой – как источник угрозы, прежде всего физическому благополучию человека или сообщества. В обыденном экологическом сознании эти две взаимосвязанные и взаимозависимые оценки внешней среды реализуются через потребительское отношение к природе.

Это сказывается и на научном экологическом сознании, которое также в определенной мере базируется на антропоцентристском подходе в оценке отношений человека и природы. Но этот антропоцентризм особого рода, тот, о котором писал В.И.Вернадский: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

Именно поэтому научное экологическое сознание должно принимать и концепцию угрозы и концепцию удовлетворения потребности, исходя не из групповых локальных интересов, а из интересов человечества в целом.

Литература:

1. Аксенов Г.П. Вернадский.-М.: Товарищество «Соратник». 1994. 542 с.

2. Гоч В.Н., Сарсембенова О.Ж., Муратова Б.М. К вопросу о духовно-нравственном развитии человека. Труды Республиканской научно-практической конференции 2 том. Павлодар, ПГУ имени С.Торайгырова, 2009.