Технические науки. Экология/5. Проблемы экологического воспитания молодежи

УДК 504.03

К.т.н. Сарсембенова О.Ж., к.т.н.  Абсеитов Е.Т.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима, Казахстан

Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина, Казахстан

 

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЭКОЛОГИЗАЦИЯ  

 

В последние годы вопросам охраны окружающей среды уделяется большое внимание как на национальном, так и на международном уровнях. Эти проблемы стали даже как бы «модными» и используются на всех уровнях. А вопрос об экологии самого человека, о чистоте его сознания остается в тени.

«Взаимоотношения между человеком и Вселенной составляют сущность эволюции и являются основой и законом развития жизни во всем сущем». [4]

Еще в начале ХХ века академик В.И.Вернадский дал ответ на вопрос: «Где искать опору? Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа. Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и создают. Необходимо прямо смотреть в глаза произошедшему, пересмотреть все устои своего общественного верования…Продумать все искренно, до конца искренно».[ 1]

По убеждению В.И.Вернадского, главная производительная сила – не природа, она поставляет только потенциальную энергию. Актуальной ее делают люди. В журнале «Русская мысль» в 1916 году В.И.Вернадский писал: «Эти запасы энергии, с одной стороны, слагаются из той силы, как физической, так и духовной, которая заключается в населении государства. Чем оно обладает большими знаниями, большей трудоспособностью, чем больше простора предоставлено его творчеству, больше свободы для развития личности, меньше трений  тормозов для его деятельности – тем полезная энергия, вырабатываемая населением, больше, каковы бы ни были те внешние, вне человека лежащие условия, которые находятся в среде природы, его окружающей. Духовная энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не могла выработать полезную энергию из-за недостатка природного материала».

Мир следует рассматривать как дом с наиболее благоприятными и пригодными условиями для жизни в нем человека, как близкие и дальние отношения, как живую ткань Пространства-Времени-Взаимодействий, чутко реагирующую на любое действие живущих в ней.

«Человек – это космический процесс» (Гаутама Будда).

Человек – активный элемент формирования собственного бытия и Бытия Мира. Какое-либо разделение между Миром и человеком проводить нельзя, и оно недопустимо, потому что Мир и человек изначально сотворены один для другого и в каждом из них заложено начало и исток другого. Они представляют собой Единый организм с присущими ему законами существования, внутрисистемного взаимодействия и развития. Состояние этого организма, этой системы зависит от состояния ее составляющих, от полноты контакта и степени влияния одного на другого, которые, в свою очередь, определяются множеством других, не менее значимых факторов, главными из которых являются естественность и состоятельность, выражающиеся совокупностью таких понятий, как раскрытие истинной природы и сути человека, силы его творческого потенциала, наличия Пути, знаний и умелое, грамотное пользование знаниями [3].

Экология начинается с каждого человека индивидуально. После рождения человек получает бесценный дар – жизнь на Земле. Все, что находится на нашей планете, принадлежит человеку. И человек, и его  жизнь, в свою очередь, принадлежит планете Земля и Вселенной, Космосу.

«Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его. Мир есть раскрытие человека, проекция его»(П.А.Флоренский)

Человек является неотъемлемой частью природы. Система «Человек – Вселенная» едина и неразделима. Поэтому отношение к природе имеет более глубокий смысл, оно переходит в категорию духовную и категорию нравственности, нравственному отношению к самому человеку.

Духовность – это качество творческой деятельности человека, способность жить идеалами, стремление к гармонии, совершенству, благу, степень усвоения ценностей, нравственных норм, морали. Понятие нравственность определяем как этические нормы, правила поведения в социуме и природе, которыми руководствуется человек и которые служат основой в развитии его духовного мира. Нравственность – это совокупность норм, принципов и правил, регулирующих взаимоотношения людей, гуманное отношение к человеку, живой и неживой природе.

Экология, чистота должна быть в сознании самого человека. Сознание – человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности; свойство высокоорганизованной материи по отражению и преобразованию реальности. Сфера бытия духа. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи (Акимов А.Е., Шипов Г.И.). Формирование расширенного сознания немыслимо без развития способности к гибкому, многоуровневому, вместе с тем целостному видению любого объекта. Такое сознание позитивно влияет на здоровье и судьбу человека.

«Познавая законы и соотносясь с ними, человек получает возможность управлять природными и социальными явлениями» (Никола Петров)  [2]

Зачем же тогда человек? – Проложить Путь и стать Путем к совершенствованию Совершенства. «Все внутри вас» - говорит Коран; все идет через вас! – Помните об этом.

«Истину нельзя передать, ее можно найти внутри себя или не найти вообще. Сокровенные знания необходимо ввести в сознание» (Гаутама Будда).

«Человек, отражение Вселенной, образ и подобие Творца, обладает способностью и силой своей мысли как творить, так и разрушать» (А.Клизовский). Мысль была и есть творческой силой и становится ключом: берегитесь открывать несовершенство, проявится оно в физическом теле, потому что физическая форма движения Материи  - это уже Путь: творение по принципу обратной связи творит своего творца.

Таким образом, в первую очередь человеку необходимо учиться правильно и грамотно взаимодействовать с окружающей его средой, не нарушая при этом основных законов Природы. И человеку необходимо начать учиться жить в гармонии прежде всего с самим собой. Это является необходимым условием  формирования духовного мира человека, обеспечивающим гармоничность его отношений с миром природы и миром людей.

Еще в 1892 году В.И.Вернадский подчеркивал: «Есть один факт развития Земли – это усиление сознания!»

 

Литература

1. Аксенов Г.П. Вернадский.-М.: Товарищество «Соратник». 1994. 542 с.

2. Гоч В.П. Путь за Тантру. Екатеринбург. «СВ-96». 1997.С.479)

3. Гоч В.П., Белов С.В. Теория причинности. К.: Ника-Центр. 1999. 304 с.

4. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи.-Минск: Видан-Лотаць. 1998.