Д.и.н. Маслова И.В.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

 

Монархические установки общественного сознания жителей провинциальных городов Российской империи XIX – начала XX века

Один из спорных вопросов в условиях модернизации современной России – вопрос о роли государства и государственной власти в различных сферах жизни общества. Анализ традиционных установок русского архетипа показывает, что в сознании россиян существует тесная связь между личностью и государством. Обращаясь к истории Российской империи, мы видим, что государственная власть в ней обеспечивала сохранение единства и целостности такой огромной страны.

Идея служения государю и государству была отличительной особенностью социально-психологического портрета провинциального горожанина Российской империи XIX – начала ХХ в.

В каждом уездном городе широко отмечались торжества по случаю очередной годовщины коронации царствующего императора. Днем официальной коронации Николая I было 22 августа 1826 г., этот день становился общегосударственным праздником. На страницах «Вятских губернских ведомостей» описывались праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате, состоявшиеся в 1851 г. «С каким неизъяснимо сладким чувством с какой радостью встретили мы этот незабвенный день Коронования Августейшего нашего Монарха»[1].  Традицией торжеств было угощение, которое часто организовывалось за счет благотворительных средств. Например, глазовский 2-й гильдии купец Морголи, управляющий конторою акцизно - откупного комиссионерства, предоставил угощение (вино и мясная порция) для всех низших военных чинов в городе. Купцы и чиновники города Котельнича на собранные по подписке средства 22 августа 1851 г. организовали обед для солдат инвалидной команды[2].

В честь «торжества Священного коронования» Николая II в 1896 г. в Елабуге была организована подписка на учреждение стипендии имени Государя Императора при ремесленном училище. По подписке было собрано 2 000 руб., при этом список участников подписки составил 32 человека, из них 15 купцов. [9, с. 162].

Купечество выступало с инициативой сбора средств на устройство памятников монаршим особам.  Например, открытие  памятника Императору Александру II в Глазове в 1912 г[8].

В случае проведения общественных обедов и официальных торжеств, первый тост обязательно провозглашался за Государя. В июне 1909 г., после торжественного освящения электрический станции в Сарапуле, городское купечество было приглашено на обед на дачу городского головы П.А. Башениниа. «Когда подали шампанское, начались тосты. Первый «за Государя» был покрыт громким «Ура!» присутствующих» [11].

При посещении города представителями царствующей династии проводилась большая подготовительная работа по благоустройству мест, которые намеривались посетить высокие гости, и организации торжественного приема. В 1873 г. визит в Сарапул нанес великий князь Алексей Александрович. Отметим, что на организацию приема высочайшего гостя из городского бюджета было выделено 221 руб. 70 коп. Для сравнения скажем, что на постройку и ремонт городских дорог в названном году городские власти выделили гораздо менее значительные деньги – 150 руб. [3].

Особый характер русского патриотизма исторически связан с культом власти и государства. Чувство патриотизма было отличительной чертой свойственной жителям городов Вятской губернии. Оно проявлялось в пожертвованиях в пользу российской армии, активном участии в праздновании различных юбилейных мероприятий, связанных с героическим прошлым страны.

26 августа 1912 г. в Глазове были проведены народные гуляния в память о Бородинском сражении. «Увеселения посещены громадной массой публики. На берегу…был зажжен фейерверк!» [13].

Во время Крымской войны «граждане Елабуги принесли на алтарь отечества до 25000 рублей серебром для военных надобностей» [14, с. 123]. Самый крупный взнос в размере 10 000 руб. был сделан купцом 1-й гильдии И.И. Стахеевым. В городе на средства того же купца были построены казармы для инвалидов. «Казармы эти  впоследствии по усмотрению общества обращены в помещение резервного батальона» [14, с. 41].

В целом большинство россиян представляли модель современного им общества в виде очень устойчивой конструкции – пирамиды, в основании которой народ. Сверху – политическая и экономическая элита страны, а венчает ее «патриарх» - царь. Показательно, что подобное отношение к власти сохранилось и сознании довольно многочисленной части и современных россиян.

Библиография:

1.     Вятские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1851. № 34.

2.     Вятские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1851. № 37.

3.     ГАКО (Государственный архив Кировской области). Ф. 582. Оп. 92. Д. 126. Л. 78 об.

4.     ГАКО. Ф. 632. Оп. 1. Д. 45. Л.2.

5.     Замятин Г. Исторический очерк возникновения в гор. Слободском Общественного Анфилатова банка // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1910 год/ Сост. Н. Спасский. Вятка, 1909. С.4.

6.     Кама. 1915. 18 февраля.

7.     Маслова И.В. Менталитет купечества уездных городов Вятской губернии XIX - начала ХХ века. М.: Флинта-Наука, 2010.

8.     О постановке памятника //Глазовская речь. 1912. 25 августа.

9.     Отчет о деятельности Елабужской городской управы за 1896 год. Вятка, 1898.

10. Правительственный вестник. 1877. 18(30) августа.

11. Празднества на даче П.А. Башенина // Прикамская жизнь. 1909. 11 июня.

12. Прибавление к № 28 Вятских губернских ведомостей. 1841.

13. Чествование в г. Глазове дня 26 августа 1812 г. // Глазовская речь. 1912. 30 сентября.

14.  Шишкин Н.И. История г. Елабуги с древнейших времен. Елабуга:  Печатня  И.Н. Кибардина, 1901.


Сведения об авторе

Маслова Инга Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории

Декан факультета истории и юриспруденции Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

E-mail saveli3@yandex.ru

N-y 8917 897 42 59