Халилова М.Н.
Соискатель каф.истории
Дагестана. ДГУ
Восточный Кавказ
в источниках и литературе.
Восточный Кавказ его история отражена
в трудах дореволюционных и современных исследователей, занимавшихся изучением
различных проблем социально-экономического развития ,этнографии и демографии.
Интерес в дооктябрьский период стал проявляться с XVIII в., а именно с усилением внимания России к Дагестану
и Кавказу, в целом - со времени похода Петра I в Прикаспий.
Первым автором, был участник похода Петра I в Прикаспий И.-Г.Гербер. Как и феодальные владения
Дагестана, он называет их территориями
(«territorium»).[1] В русском тексте работе, союзы сельских
общин, как и другие структуры, названы «уздами», что по смыслу соответствует
территориям. Это части «провинций», на которые И.-Г.Гербер делил Дагестан.
Внимание к этому региону особенно усиливается с конца XVIII в., когда «начинается период научного кавказоведения
в противоположность предыдущему периоду, который можно назвать периодом накопления сырого материала и
первичной его обработки».[2]
Как писал М.О.Косвен, это было «начало организованного и
систематического изучения Кавказа и его народов», представленное «в особенности организованными русской
Академией наук экспедициями отдельных ученых, в частности Гмелина и
Гюльденштедта».[3]
Академик И.А.Гюльденштедт в составе экспедиции Российской Академии наук
(1770-1773) был на Кавказе, в том числе в Дагестане и собрал богатый
исторический и лингвистический материал. В работе, изданной посмертно, И.А.Гюльденштедт
уделяет большое место союзам сельских
общин Дагестана. Он называет их «округами».[4]
Наиболее полно мнение о демократической форме управления,
республиканском устройстве было высказано С.М.Броневским. В работе, написанной
в 1810 г.[5],
одни союзы он называет республиками, другие - федеративными
республиками, третьи - федеративными обществами, четвертые - просто обществами.[6]
Он писал, что в союзах сельских общин не было феодального сословия («дворян»),
если не причислить к ним «старшин, управлявших наследственно»[7],
отмечал многочисленность «видов, союзов и притязаний, составляющих политику
горских народов»[8], наличие у
них «более единодушия… более устройства внутри, и более единства во
внешних действиях, нежели в феодальных
правительствах».[9] «…Не менее
известны им, - писал он далее, - …союзы, договоры, подарки, посредничества,
ручательства, залоги».[10]
Значение труда С.М.Броневского в том, что им была сделана первая
попытка в дореволюционной историографии дать общую характеристику общественного
строя сельских обществ.
В этот период появляется ряд работ обобщающего характера с широким охватом местностей и народов
Кавказа, в том числе и союзов сельских
общин. Одной из них был труд П.Зубова[11],
3-я часть которого посвящена Дагестану. В разделе «Лезгистан» перечислены
Джаро-Белоканские общества, аварские союзы, «вольные общества Ахты, Рутул,
Даргинское».[12]
Ряд вопросов истории союзов сельских общин затронут в работе
О.Евецкого.[13] Это
отдельные вопросы хозяйства и местного управления.
Во второй половине ХIХ века делается
попытка более глубокого изучения общественного строя горцев. Надо отметить, что
в работах этого периода была указана форма, «в которой выражался или воплощался… демократический строй»: с одной
стороны, «родовая группа» - тухум, с другой - община (джамаат)[14].
Оценивая общественный строй союзов сельских общин, преобладает мнение о
господстве в нём родового или общинно-родового строя, а в литературе этого
времени очень часто повторяются термины «род» и «родовой союз».[15]
Е.Г.Вейденбаум называет союзы горских общин также мелкими республиками,
которые «не признавали единоличной власти и управлялись родовыми или выборными
старшинами под контролем всего
общества».[16]
Наиболее видное место среди работ дореволюционных исследователей занимают труды крупнейшего
исследователя Кавказа М.М.Ковалевского. Он считает тухум «родовой
организацией», составляющей основу общественного быта горцев».[17]
Плисецкий считал, что союзы горцев управляются кадиями и выборными
старшинами, а сами союзы представляли собой ни что иное, как тухумы.[18]
Сквозь призму географического расположения смотрел на
административно-политическое устройство союзов С.В.Юшков. Он отмечал, что в тех союзах, «которые удалены
от побережья, расположены на главном Кавказском хребте и его высоких отрогах, …
господствовали родоплеменные отношения».[19]
Союзы общин он считал более сложными общественными организациями. Несколько
ошибочным, на наш взгляд, было мнение С.В.Юшкова относительно причины
разложения союзов сельских общин. Разложение тухумных организаций, потеря
тухумами своего поземельно-экономического значения автор определяет как
дальнейшую стадию разложения общества и определённую ступень к возникновению
феодализма.[20]
Интересно мнение М.В.Саидовой, которая считает, что «табуны» являлись
общинами, состоящими из отдельных семей».[21]
Что же касается о наличии государственного строя в союзах общин, то
интересной точки зрения придерживался советский исследователь П.А.Брюханов,
который писал, что «… демократические вольные общества справедливо назывались
республиканскими, а некоторые из них
даже федеративными союзами вольных обществ».[22]
Интересный материал по социально-политическому положению различных групп населения и
административно-политической структуре союзов сельских общин изучаются в книге
Х.Х.Рамазанова и А.Р.Шихсаидова.[23]
В работе указывается на отсутствие равноправия между сёлами, объединённых в
союзы. Отмечается существование главных сёл, а также верхушки тухумов и
должностных лиц, выступавших по отношению к другим сёлам в роли коллективного
феодала.[24] В книге
также делается вывод, что «союзы сельских общин не являлись родоплеменными организациями, а были объединениями
территориально-политическими. В этих союзах были различные формы зависимости»,
а господствующими являлись «раннефеодальные отношения со значительными
пережитками патриархально-родового строя».[25]
В тематическом сборнике, изданном в 1981 году сектором досоветского
периода ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, который посвящён союзам сельских общин, авторы
статей (В.Г.Гаджиев, Д.М.Магомедов, Б.Г.Алиев, М.-С.Умаханов и др.) в целом
доказывают феодальный характер их общественного развития.
Труды иностранных авторов о союзе горских общин носят чаще компилятивный характер, то есть они написаны
на основе собранных на местах сведений
и материалов и, в целом, охватывают те же вопросы истории горцев, что и работы
отечественных авторов. Характерной особенностью этих трудов является архаизация
общественного строя горцев.
Из работ на иностранных языках следует отметить работы Ю.Клапрота и
Ф.Боденштедта, в которых охвачен большой круг вопросов истории горцев.
Ю.Клапрот называет жителей гор «независимыми племенами». Автор затрагивает
вопрос о составе союзов, численности населения, хозяйстве, политическом
устройстве и взаимоотношениях с феодальными владениями.
.
Из всего вышесказанного видно, что в дореволюционной историографии
архаизировался общественный строй союзов горских общин, что по нашему мнению,
является результатом анализа лишь внешних форм быта горцев, плодом
тенденциозных взглядов царских чиновников, официальных историков, экономистов,
юристов и их преувеличенной оценке.
Вместе с тем, авторы, не будучи непосредственно на местах происходивших
событий, многое искажали в своих трудах, даже может быть осознанно. Но, тем не менее, мы не можем пренебрегать
трудами этих авторов, не учитывать и не использовать их.
Как
известно источники при их изучении
дают нам ясную картину и характер периода, который нас интересует. При
внимательном чтении и анализе в них можно найти те сведения, которые несут
правдивый оттенок тех событий, которые имели место в действительности, они во
многом дополняют наши представления об историческом прошлом и несут вполне
ясную картину периода нашего исследования.
Но
источники, хотя и определяют степень значимости нашего исследования, но имеют
свои особенности. Так, например, многие, из них освещая характер того периода,
все-таки во многом выражают интересы представителей официальных властей.
Изучение и
анализ источниковедческих материалов дали нам возможность уточнить уже
известные факты, позволяющих по-другому осветить целый ряд вопросов по теме
нашего исследования. При исследовании поставленных в данной работе задач
использованные нами источники, по нашему мнению, можно классифицировать на две
основные группы:
(ЦГИА
РГ.; ЦГИА РГ.; Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН; ЦГВИА; РГВИА; Северный архив;
ЦАУГ; КК; ССКГ; ВС; АКАК; КС; СМОМПК; ИГЭД и др.) 1.
В фондах
архивохранилищ содержатся богатейшие собрания рукописных и печатных документов
по истории исследуемого региона. Материалы этих фондов помогли нам осветить
многие аспекты нашей проблемы.
Одной из
слабо изученных проблем является формирование, становление и развитие истории
народов исследуемого региона.
[1] Гаджиев В.Г. Сочинение и Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М.: Наука, 1979. С. 262.
[2] Зевакин Е.О. Западный Кавказ в известиях европейских путешественников и писателей XIII-ХVIII в. // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1946.№ 1. С. 84.
[3] Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // КЭС. М., 1955. № 1. С. 189.
[4] См.: Гюльденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из «Путешествия г-на Академика И.А. Гюльденштедта через Россию по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах». СПб., 1809. С. 103, 120-124, 127-129, 131, 134.
[5] См.: Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.
[6] Броневский С. Указ. Соч. С. 40.
[7] Там же. С. 47-48.
[8] Там же. С. 52.
[9] Там же. С. С. 54.
[10] Там же. С. 53.
[11] Зубов П. Картина кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель, в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях: В 4-х ч. СПб., 1835.
[12] Зубов П. Указ. Соч. Ч. 3. С. 192, 196, 198, 209.
[13] См.: Евецкий О. Статистическое описание Закавказского края с присовокуплением статьи: Политическое состояние Закавказского края на исходе XVIII в. и сравнение оного с нынешним. СПб., 1835.
[14] Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // КЭС. М., 1955. № 1. С. 373.
[15] Там же. С. 374.
[16] Вейденбаум Е. Кавказские этюды: исследования и заметки. Тифлис, 1901. С. 282.
[17] Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 159.
[18] Плисецкий М. Горцы Дагестана. М., 1929. С. 3.
[19] Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане (до русского завоевания) // Уч. зап. Свердловского госпединститута. Свердловск, 1938. Вып. 1 (исторический). С. 66.
[20] Там же. С. 67.
[21] Саидова М.В. Переход народов Дагестана от общинно-родовых отношений к феодальным: Дисс. … канд. ист. наук. М., 1947. С. 78.
[22] Брюханов П.А. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана в 1-й четверти ХIХ века // Сб. трудов Пятигорского госпединститута. Ставрополь, 1947. Вып. 1. С. 168.
[23] См.: Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана: Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времён до начала ХХ века. Махачкала, 1964. С. 159-166.
[24] Там же. С. 164.
[25] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Указ. работа. С. 166.
1 ЦГИА РГ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 4; ЦГИА РГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 4; Ф. 236. Оп. 2. Д. 4, 15, 25, 36, 37, 39, 41, 40, 48, 55, 57, 58; Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1156; ЦГВИА, кол. 414; РГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 6561, Д. 6164. Ч. 94; Северный архив. СПб., июнь, 1827. № 11; ЦАУГ. Ф. Закатальский сословно-поземельной комиссии. Д.40, 57, 58; Кавказский календарь на 1857 г. Тифлис, 1856; На 1858 г. Тифлис, 1857; На 1859 г. Тифлис, 1858; На 1866 год. Тифлис, 1865; Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып. I. Тифлис, 1868; Вып. II. Тифлис, 1869; Вып. III. Тифлис, 1870; Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. Т. 22. Вып. 2. 1862. С. 328; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. 1. С. 4-6; Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А.Берже. Т.I-XII. Тифлис, 1866-1904; Кавказский Сборник. Т. ХI. Тифлис, 1887; Сборник материалов для описания местностей и о племенах Кавказа. Вып ХХХI; Ученые записки Свердловского госпединститута. Свердловск, 1938. Вып. 1 (исторический); История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О.Косвена, Х.-М.О.Хашаева. М., 1958; Краткие сообщения Института этнографии. М., 1946. № 1; Сборник трудов Пятигорского госпединститута. Ставрополь, 1947. Вып. 1; Кавказский этнографический сборник. М.-Л., 1962. Т. 3.