История / 4. Этнография
К.и.н. Минибаева З.И.
Институт истории, языка и литературы Уфимского
научного центра РАН
(г. Уфа.
Республика Башкортостан. Россия)
Этнографический аспект исследования
народной медицины башкир
Башкирская народная медицина (им-том,
баћымсылыќ),
включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней,
народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское
врачевание, является актуальной проблемой для этнографического исследования на
современном этапе. Это обуславливается, с одной стороны, усилением процессов
размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и,
соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой
стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной
медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности
органического включения ее элементов в профессиональную область.
Наиболее ранние сведения о народной
медицине башкирского народа содержатся в трудах известных
ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И.Г. Георги (1799) [4], И.И. Лепехина (1802) [9]
и П.С. Палласа (1809) [13].
И.Г. Георги в «Описаниях всех обитающих в
Российском государстве народов…» (1799) рассказывает, что башкиры объясняли
появление некоторых болезней, таких как «припадки от маточных болезней и тоски»
– вселением беса в человека. При этом изгнание беса из тела больного считалось
наилучшим способом исцеления. Этой процедурой занимались специальные люди –
«бесогонители», башкиры называли их «шайтан курязя». Помимо
бесогонителей, лечением некоторых припадочных болезней беременных женщин,
занимались и муллы [4, с. 107–108].
По рассказам И.И. Лепехина в «Дневных
записях…» (1802) шайтан курязя («чертовидец») у башкир «в
отменном почтении, да и редки бывают; иногда за ними ездят верст сот по пяти и
более» [9, с. 73–75].
По сообщениям И.Г. Георги и И.И. Лепехина,
башкиры широко применяли можжевельник (артыш) в качестве отгоняющего
средства всех злых духов, и предохраняющего от всяких волшебных наговоров,
притом артыш брали на горе
каким-нибудь обетом. П.С. Паллас в «Путешествии по разным провинциям Российской
империи» (1809) отмечал, что башкиры употребляют это растение для окуривания
больных детей и в качестве оберега жилища от чародеев [13, с. 655].
П. Небольсин в своих «Рассказах проезжего»
(1854) сообщает, что башкиры излечивали некоторые болезни способом
жертвоприношения черным духам ќара нерсе,
т.е. умилостивляли «черных духов» кровавою жертвою, и исключительно одними
только черными баранами [10, с. 267].
В «Описаниях башкирцев» И.М. Казанцева
(1866) башкиры Оренбургского края медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы,
а при слабости желудка применяли внутрь высушенный медвежий желчный пузырь [8, с. 52].
В целом, ранние опубликованные источники
содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к
концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир
заметно активизировалось, что было связано с деятельностью в губерниях обществ
врачей. Собранные земскими врачами этнографические материалы послужили хорошим
основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины. Например, В.А.
Арнольдов – член общества врачей при Императорском Казанском университете,
заведовавший в 1888–1891 гг. III медицинским участком Стерлитамакского уезда и
проживавший среди башкир в Азнаевской волости (ныне Бижбулякский район
Республики Башкортостан) в своей работе «Санитарно-бытовые очерки жизни башкир
юго-восточной части Стерлитамакского уезда» (1894) писал, что «в башкирской
народной медицине существуют приемы лечения лихорадки и горячки, заговоры при
укусе змеи, нашептывания над луком при существовании различного рода серьезных
внутренних болезней; в тяжелых и опасных случаях приглашаются муллы для чтения
над больными Аль-Корана. При панарициях прикладывают сало со змеиной шкурой.
При ревматизме суставов обертывают их в баранью шкуру. При цинге едят редьку,
вареный картофель и им же обкладывают ноги. В качестве потогонного употребляют
душицу, при острых и хронических бронхитах – крепкую водку от 2 до 5 капель;
при сифилисе – отвары сарсапарели и сулему; при лихорадке – отвар полыни. При
невралгиях седалищного нерва обкладывают больную конечность запаренной теплой
травой аю купшей («дягиль лекарственный»). Катаральные конъюнктивы лечат
примочками из квасцов» [2, с. 227, 242].
Ценные материалы по народной медицине
башкир представлены в трудах Д.П. Никольского, земского врача Екатеринбургского
уезда Пермской губернии, члена Уральского медицинского общества. В написанной
им докторской работе «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое
исследование» (1899), рассказывается о народной медицине башкир, проживающих в
Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и Екатеринбургском уезде Пермской
губернии. Д.П. Никольский отмечает, что народная медицина башкир выросла на
почве древних верований. По представлениям башкир, все болезни происходят от
3-х причин: 1) от колдовства врага, 2) от гнева каких-то существ, местопребыванием
которых служат реки, леса, высокие горы, ущелья и т.п. 3) от власти злых духов,
которые являются мстителями за совершенные грехи. Башкиры считали виновником
происхождения болезней чаще всего злого духа (шайтана). Для его изгнания
приглашалась старуха-знахарка, вооруженная саблею или каким-нибудь другим
оружием.
По словам Д.П. Никольского, главными
врачевателями, или скорее всего знахарями, являлись муллы, врачебные познания
которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы
чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали
отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе (горячей болезни,
по выражению башкир), трудных родах и нервных заболеваниях. Особое значение
Д.П. Никольский придавал народному лечению женских болезней, ран и нарывов. Он
отмечал, что при лихорадке больному готовили особый настой в составе которого
был и кумыс, мед и изюм. Чахотку в Верхнеуральском уезде лечили «дорогой
травой» (сарсапарель) с кумысом. При переломах костей и вывихах суставов для
лечения приглашались костоправы [11, с. 117–121].
Применительно к началу ХХ в. некоторая
информация о традиционной медицине башкир содержится в «Башкирских
мифологических рассказах» А. Алимгулова (1915), где автор пишет о подмене
ребенка джиннами, снятии порчи (бузум эше) с помощью куриного яйца и
лечебным приемом «ергљ салу» («передать в землю») [1].
Значительный вклад в изучение традиционной
медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко. В монографии «Башкиры»
(1925; 1955) он рассматривал народные представления башкир о происхождении
заболеваний (действие духов, сглаз, порча, наступление на нечистое место);
охарактеризовал сущности болезней и их способы лечения (испуг, бесплодие,
лихорадка, грыжа, подмена детей духами); выявил обереги (медвежий клык, ноготь,
гусиный пух, белые раковины, перламутровые пуговицы, молитвы из «Корана»);
выделил типы знахарей (волшебники – сихырсы, ворожеи – багыусы,
старуха лекарь – осоксо, знахарка – имсе и мулла); описал
различные способы лечения болезней (отливание души, окуривание,
жертвоприношение, умилостивление духов из тела больного, переселение болезни на
куклы и перекресток) и т.д. [14, с. 314–327].
Из статьи Ф.Ф. Илимбетова «Культ волка у
башкир» (1971) мы узнаем о применении башкирами различных частей тела волка при
лихорадке, бешенстве, холере, краснухе, кашле, нарыве, сглазе, бесплодии и
других болезнях, а также при подмене детей. Работа была написана на основе
полевых материалов автора [6, с. 224–227].
Большую ценность для этнографической науки
представляет монография врача В.З. Гумарова «Башкирская народная медицина»
(1985). Необходимо отметить его словари (1981, 1990), а также статьи,
посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене
и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. [5]
В 1991 году вышла в свет книга Н.В.
Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир. XIX–XX вв.», где затрагиваются вопросы лечения детских и
женских болезней [3].
В 2000 году была издана монография Л.И.
Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как
часть системы жизнеобеспечения», в
которой впервые сделана попытка
обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш) [12].
В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф.
Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится
этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их
религиозно-мифологических представлений [7].
Сведения о традиционной медицине башкир
имеются также в работах фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников:
А.Н. Киреева, Г.С. Амантаева, А.Г. Бессонова, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова, А.М.
Сулейманова, Б.С. Баимова, Р.А. Султангареевой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н.
Каримовой, Г.Р. Батыршиной, Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.
Таким образом, обзор литературы
показывает, что авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую
медицину либо в контексте возможного рационального использования (труды земских
врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и
фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания
(довольно редкие работы этнографов). Следовательно, необходимость
этнографического изучения народной медицины башкирского народа представляется
вполне назревшей. Полевые этнографические материалы (аудио-, видео-, фото-)
могут способствовать выявлению этнической самобытности и раскрытию культурных
взаимодействий башкир с другими тюркскими народами в области народного
врачевания.
Литература
1.
Алимгулов А. Башкирские
мифологические рассказы // Вестник Оренбургского учебного округа – 1915.– № 3.
2. Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир
юго-восточной части Стерлитамакского уезда // Дневник общества врачей при
Казанском университете. – Казань, 1894.
3.
Бикбулатов Н.В. Фатыхова
Ф.Ф. Семейный быт башкир (XIX–XX вв.). – М.: Наука, 1991. – 188 с.
4.
Георги И.Г. Описание
всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов,
обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других
достопамятностей. – СПб., 1799. – Ч. 2.
5.
Гумаров В.З. Башкирская
народная медицина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 144 с. Он же.
Башкирско-русский словарь анатомии и физиологии человека. – Уфа: Башк. кн.
изд-во, 1981–132 с.; Он же. Краткий русско-башкирский словарь
медико-гигиенических терминов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990 – 272 с.; Он же.
Лечебные средства животного происхождения в башкирской народной медицине //
Этнография Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1976. – С. 139–147; Он же. Народная
гигиена башкир и охрана здоровья детей // Обычаи и культурно-бытовые традиции
башкир. – Уфа: БФАН СССР, 1980. – С. 129–134; Он же.
Эмпирическая физиотерапия башкир // Исследования по исторической этнографии
Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1984. – С. 131–136; ЉЈмљров В.З. Башќорт халыќ медицинаўы // Ватандаш. – Ѓфњ, 1997. – № 2. – 188–194 бб.
6. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и
этнография Башкирии: В 5 т. – Уфа: БФАН СССР, 1971. – Т. IV. – С. 224–227.
7.
Илимбетова А.Ф.,
Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. – Уфа: ИИЯЛ
УНЦ РАН, 2009. – 306 с.
8.
Казанцев И.М. Описание
башкирцев. – СПб., 1866.
9. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным
провинциям Российского государства в 1770 г. – СПб., 1802. – Ч. 2.
10. Небольсин П. Башкиры // Рассказы проезжего Павла
Небольсина. – СПб., 1854.
11. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и
санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899.
12. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения.
– Рузаевка, 2000. – 156 с.
13. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям
Российского государства. – СПб., 1809. – Кн. I. Ч. 1.