Прищепа Наталья Александровна
Колледж Луганского государственного
института культуры и искусств
Роль ансамблевой игры
в младших и средних классах на уроках
фортепиано
Ансамблевая игра представляет собой форму
деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и
широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят
произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения
оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых
представлений стимулирует художественное воображение.
Игра в ансамбле способствует интенсивному
развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембро-динамического,внутреннего).
Касаясь немного истории фортепианного
ансамбля нужно отметить, что этот жанр начал стремительно развиваться во второй половине ХVIII века с
появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный
диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности,
добавочный резонатор педали. Значительно возрастала полнота и сила его
звучания, открывались неведомые регистровые краски.К началу ХIХ века фортепианный ансамбль утвердился как
полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная
литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы ХIХ и ХХ столетия [3, с. 3-9 ].
Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на двух роялях. Фортепианный
дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной
концертной практике. Два инструмента дают исполнителям большую свободу,
независимость в использовании регистров, педалей и прочее. Возможности
фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей и двух инструментов еще более
расширяются.
Игра в четыре руки на одном фортепиано
практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального
самообразования и учебных занятий. Близкое соседство пианистов за одной
клавиатурой способствует внутреннему единству и их сопереживанию. Именно
благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар пополняется яркими,
интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох.
Каждому педагогу известна любовь детей к игре
в четыре руки. Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду музыцирования,
который является важным компонентом учебного процесса, и приносит им огромное
удовольствие.
Играя в ансамбле, учащийся впервые
сталкивается с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих,
динамическое равновесие. Знакомится с такими понятиями, как ауфтакт и
внутредолевая пульсация. Владения этими навыками необходимо ансамблисту для
точного совместного начала игры, для
вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения
в медленных темпах и на паузах.
Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает
уже на первых уроках по фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г.Нейгауза,
который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное
музицирование. Совместно с учителем он играет простые , но уже имеющие
художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и
крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху,
будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные
обязанности. А это и есть начало работы над
художественным образом, которая должна начинаться одновременно с
первоначальным обучением игре на
фортепиано» [2, с.20-23].
Итак,в начале обучения когда ребенок только
учится извлекать на инструменте отдельные звуки, или маленькие попевки, в
партии педагога звучат различные музыкальные отрывки: позывные к музыкальным
передачам по радио , или имитация музыкальной шкатулки, перезвон бубенчиков и
т.д . Тем самым у ребенка сразу
развивается звуковое воображение: они легко имитируют звуки башенных
часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое другое. Например, Д.Шостакович
«Родина слышит», Э.Захаров «Эхо в горах», «Вечерние сумерки», «Часы на
башне»,А.Александров «Звездочка», В.Овчинников «Звенят бубенчики» в сборнике
И.Рябова «Шаг за шагом».
Также учащийся может исполнять и несколько
ритмически оформленных звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию,
которая звучит в партии педагога. Например ,аккомпанементы к русским народным
песням «Калинка» и Во поле березка стояла», Е.крылатов « Крылатые качели» в сборнике
Л.А. Баренбойма « Путь к музыке». За счет насыщенного, богатого мелодическими и
гармоническими красками сопровождения, исполнение становится красочным и живым.
В течение некоторого времени, когда ребенок
учится исполнять простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему
несложные аккомпанементы. Также материалом для ансамбля могут быть накопленные
сознанием м слухом детей отрывки из мультфильмов или популярных песен. Ведь
мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается.
Например, «Песенка Львенка и черепахи» Г.Гладкова, «Спят усталые игрушки» по А.
Островскому или «Шумелка Вини-Пуха», Р. Борисова, Е. Крылатов «Колыбельная
медведицы».
Сначала ученик может просто спеть мелодию под
аккомпанемент преподавателя. Здесь важен и воспитательный момент: дети
участвуют в творческом процессе вместе с педагогом.
Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном
этапе может способствовать закреплению нотной
грамматики и полученных навыков артикуляции – легато, стаккато, нон
легато. Например, Д.Уотт
«Три поросенка» - закрепляется штрих
стаккато, а также знак репризы и знак переноса на октаву вверх. Благодаря
стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные предложения, ударные звуки. В ансамблях «Деде Мороз» и «Кошечка» В. Витлина – закрепляем штрих
легато.
Если на начальном этапе обучения, ребенок,
играя в ансамбле, вслушивается в
звучание нового для него гармонического
фона в партии педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения, то
в последующем этапе обучения, в средних классах, внимание ученика направляется
на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики, на ладо-
гармонические звучания, характеризующие различные жанровые зарисовки. Например,
М.Глинка « Камаринская», Н. Смирнова «
Болеро», М.Мусоргский « Гопак» из оперы «Сорочинская ярморка», К.Вебер « Марш».
По мере усложнения художественных задач,
расширяются и технические задачи совместной игры. Учащиеся , играя в ансамбле, должны осваивать более сложный ритм, учится
выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной
партии в другую, правильно педализировать и т.д.
Итак, ансамблевая техника выдвигает перед
исполнителями особые требования. Главная трудность- это умение слушать не
только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий,
сливающихся в органически единое целое. При исполнении ансамблевого сочинения,
так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского
текста.
Какие же задачи, умения и навыки включает в
себя ансамблевая игра на уроках фортепиано? Какие способы и методы существуют при работе над слаженностью в
фортепианном дуэте?
[4,
с.91-98].
Определение «хороший ансамбль» означает
слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников в ансамбле.
В первую очередь нужно сказать о посадке за инструментом. В отличие от сольного
исполнительства, пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры.
Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не
мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся
голосоведении.
Вопрос педализации не менее важен в
ансамблевой игре. Часто учащиеся не
знают этого. Надо объяснить, что педализирует исполнитель второй партии, т.к.
она обычно служит фундаментом мелодии. При этом нужно очень внимательно
слушать, что происходит в мелодии. Педальный эффект должен быть очень четко
разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура басовой партии,
часто достаточно плотная, может приобрести ещё большую тяжеловатость. Если
учащийся исполняет вторую партию, ему полезно предложить ничего не играть, а
только педализировать во время исполнения педагогом или другим учащимся первой
партии. При этом сразу выясняется, что это не просто и требует особого внимания
и навыка.
Также важным качеством ансамблевой игры является синхронность
исполнения, т.е. единого понимания и чувствования партнерами темпа и
ритмического пульса. Казалось, самая простая вещь – начать играть вместе. Но
точно одновременно взять два звука – не так легко, это требует большой
тренировки и взаимопонимания. Преподаватель должен объяснить учащемуся, что для
одновременное вступление ансамблистов может быть применен незаметный жест
одного из ансамблистов, так называемый дирижерский замах или ауфтакт. С этим жестом полезно посоветовать
исполнителям одновременно взять дыхание. Это сделает начало исполнения
естественным и органичным. Не вместе
снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе
взятый.
Сразу нужно сказать о паузах, которые имеют
огромное выразительное значение. И недооценка его – распространенный недостаток
у учащихся. Паузы - это дыхание в музыке, которое бывает коротким и более
длинным, но обязательно длится определенное время. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах
напряжение и боязнь пропустить момент вступления - это проиграть звучащую у партнера музыку. Тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и
заполняется живым музыкальным чувством. С первых тактов исполнения в ансамбле,
требует от участников полной договоренности о приемах извлечения звука.
Также нужно отметить такой ансамблевый навык,
как передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии,
аккомпанемента и т.д. Ансамблист должен научиться «подхватывать» незаконченную
фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Для этого
учащийся должен уметь распределять свое внимание: концентрировать его,
разделять или переключать его в нужный момент.
В работе над ансамблем важное место занимают
вопросы, связанные с ритмом. Формирование чувства ритма – важнейшая задача
педагога. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию
ритмического чувства. Ансамбль требует от учащихся уверенного безупречного ритма, который обладает особым качеством:
он должен быть коллективным, но при этом естественным и органичным. Наиболее
распространенными недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и
его устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в
пунктирном ритме, при смене длительностей, при изменении темпа. Отсутствие
ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это
происходит при нарастании силы звучности или в стремительных пассажах.
Играя
с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках.
Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп,
но и формировать у ученика верное темпоощущение. Необходимо добиваться точности
и четкости ритмического рисунка.
Следует сказать о динамике исполнения. Динамический диапазон четырехручного
исполнения должен быть ни как не уже, а шире, чем при сольной игре, т.к.
наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, создать более
полное насыщенное звучание инструмента.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно
подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения
симфонической музыки. В учебном процессе могут быть использованы оба вида.
Оркестровые произведения – отличный материал для чтения с листа, занятий для
развития навыков быстрой ориентации в нотном тексте. Оригинальные дуэтные пьесы
требуют тщательной и завершенной шлифовки исполнения.
Современные
пособия для начинающих учащихся- пианистов включают разнообразный материал для
игры в четыре руки. В педагогической практике широко используются такие
сборники: В. Игнатьев, Л. Игнатьева « Я музыкантом стать хочу», М. Соколов «
Маленький пианист», Л.Баренбойм, Н.Перунова « Путь к музыке» и т.д
В средних классах, когда учащиеся уже овладел
основными навыками игры на инструменте,
можно добавить в репертуар джазовые пьесы. Они очень нравятся детям, развивают
учащихся в ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления новым
музыкальным языком и джазовыми гармониями. Например, М. Шмитц « Оранжевые буги», С.Джоплин « Артист
эстрады», Н. Смирнова «Под дождем» и «Регтайм».
Джазовая
манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения и требует от
исполнителя особого специфического туше.
Таким образом, роль ансамблевой игры при
обучении игре на фортепиано очень
велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению нотной грамоты, пониманию
строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности.
Это искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя
подать и вовремя уступить. Если это искусство в процессе обучения постигается
ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на
фортепиано.
Литература
1. Алексеев А.Д.
Методика обучения игре на фортепиано /А.Д. Алексеев - М.:Музыка,
1978. – 289с.
2.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз – М.: Музыка, 1982. – 299с
3. Сорокина Е.Г.
Фортепианный дуэт: История жанра / Е.Г. Сорокина. – М.: Музыка,
1988. - 319с
4. Готлиб А.Д. Первые
уроки фортепианного ансамбля / А.Д. Готлиб
// Вопросы фортепианной педагогики [под общей редакцией В. Натансона.] –
Вып.3. – М.: Музыка,1971. –С. 91-98.