к.соц.н. Содикова Ш.М.

Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

(методологические аспекты)

Одним из важнейших аспектов развития Узбекистана как независимого государства является создание условий для формирования гармонично развитой личности. Гармоничное развитие личности подразумевает органическое сочетание физических и духовных компонентов. Духовная составляющая гармонично развитой личности подразумевает богатый внутренний мир, знание истории и культуры своего народа, систему жизненных ценностей, основанную на любви к своему народу, гордости за него и в то же время включающей в себя общечеловеческие гуманистические идеалы. В этом процессе важнейшая роль принадлежит искусству и в частности литературе как одной из его форм.

Искусство является специфической формой общественного сознания, отражения социальной реальности, качественно отличной от таких, например, форм как наука, религия, право и других. Так право стремится упорядочить место человека в обществе, наука стремится объяснить мироздание и социум на строго рациональной, системной основе. Религия, напротив, стремится, чтобы человек проверил в иррациональные непостижимые разумом сущности.

При всем различии эти формы общественного сознания в равной мере необходимы для формирования мировоззрения личности. Человеку необходимо и четкое понимание своего места в социальной системе (то, что формирует право) и рациональное объяснение мира (то, что формирует наука) и вера в непреложность нравственных ценностей (то, что во многом зависит от религии).

Особое место здесь принадлежит искусству. Прежде всего, надо отметить, что искусство имеет много общего с другими формами общественного сознания и в тоже время качественно отлично от них. Искусство, стремится, и отразить место человека в мире и повлиять на формирование убеждений, ценностей человека. В тоже время с его помощью человек стремится познать себя и окружающий мир. Но каждое из этих предназначений искусство реализует своеобразно, отлично от других форм общественного сознания. Кроме того, оно может находиться под влиянием иных форм общественного сознания и опосредованно реализовывать их предназначение. Так, искусство (музыка, живопись и т.д.) может быть религиозным, возбуждать у человека соответствующие переживания. В истории человечества на протяжении очень долгого периода искусство развивалось в лоне религии либо находилось под ее влиянием (как на Западе, так и на Востоке). Неотъемлемую часть узбекской национальной культуры составляют обрядовые песни, танцы, поэзия. Они возникли в период первичных (языческих) религиозных верований. Песни и танцы в тот период имели религиозные значение (умилостивление сил природы и т.д.), но со временем приобрели и самостоятельную художественную ценность.

Искусство стремится адекватно отразить окружающую реальность, но делает это с помощью весьма специфических средств. Искусство отражает то или иное явление с помощью образов, зачастую аллегорий, символов. В этом отношении различные виды искусства, а также стили и жанры внутри каждого вида различаются в том насколько приближенно к реальности или напротив, абстрактно они отражают те или иные явления. Так, музыка достаточно условно отражает жизнь, но и в ней есть различные направления, различающиеся по степени реалистичности. Скульптура и живопись могут воспроизводить лица людей либо пейзажи, исторические события и т.д.

Среди видов искусства в этом отношении особое место принадлежит литературе. Как вид искусства она обладает своими особыми свойствами, принципиально отличающими ее, например, от музыки либо живописи.

Природе литературы, ее месту среди видов искусства много внимания уделяли великие мыслители Центральной Азии – Беруни, Фараби, Ибн Сина и другие. Аль-Фараби рассматривал музыку и поэзию как тесно связанные между собой виды искусств, согласующиеся по внутренней структуре и жанрам. Не случайно, рассматривая специфику музыкального искусства, законы образования мелодий Фараби отмечал, что законченность, внутреннюю гармонию музыкальное произведение обретает только в сочетании с человеческим голосом, т.е. с поэзией как видом литературы.

Прежде всего, это изобразительные возможности. Литературное произведение, в зависимости от его жанра и объема позволяет достаточно полно отразить последовательность событий, характеры героев и т.д. В зависимости от стиля это может быть сделано реалистически, либо, наоборот, условно, аллегорически. При этом литературное произведение – не научная работа. Здесь автор не стремится всецело соблюдать комплексный подход. За основу может быть взят какой-либо определённый срез явления, эпизод из жизни героя. Сквозь этот эпизод или определённый элемент быта могут быть показаны жизнь или характер человека во всей их полноте.

Зачастую показ какого-либо одной стороны жизни позволяет показать то что необходимо автору данного произведения – характер героя, полноту человеческих отношений. В узбекской классической литературе таковы произведения Навои – «Стена Искандера», «Смятение праведных» и другие, где глубина человеческих отношений показана, прежде всего, через любовь.

     Важнейшей специфической чертой литературы, отличающей ее от других видов искусства, является ее информативность. Это качество непосредственно связано с изобразительными возможностями литературы. В зависимости от жанра и объема литературного произведения автор может дать ретроспективу либо перспективу описываемых событий, сосредоточиться на внутренних монологах героев и т.д. Потенциал этой особенности реализуется в зависимости от жанра  и объема литературного произведения. Характер героя или героев может быть раскрыт на нескольких страницах либо в большом объеме – в одном или нескольких томах – в зависимости от мастерства писателя и задач, которые о перед собой ставит.

Как в этих условиях реализуется воспитательная функция литературы, каким образом она влияет на формирование мировоззрения человека, его жизненные ценности?

Каждое произведение искусства, как в литературе, так и в других его видах создает определённые образы. Эти образы воздействуют на чувства и на разум человека, и формирует у него те или иные представления. Эти представления становятся одной из основ определенного отношения к миру, к людям, а в конечном итоге убеждений и нравственных ценностей. Но прежде чем образы, созданные искусством смогут влиять на убеждения и мировоззрение человека они проходят «обработку» в его сознании, согласование с уже сложившимися убеждениями и жизненными ценностями. Ход этого процесса в значительной степени определяется спецификой того или иного вида искусства.

Так музыка как достаточно абстрактное по своей природе искусство, рождает в сознании человека отвлеченные образы. Композитор передает содержание своего произведения с помощью звуковых метафор. Следовательно, слушатель должен обладать развитой фантазией для того, чтобы адекватно воспринять идею, смысл произведения. Воспитательное значение музыки в этих условиях заключается в том, что у слушателя развивается и формируется образное мышление, чувство прекрасного. Это в большей степени эстетические, чем этические, нравственные качества.

Живопись имеет более конкретное, доступное зрителю содержание. Образы, создаваемые ею более предметны и следовательно их воспитательное значение более очевидно. Сюжеты, в особенности, касающиеся человеческих взаимоотношений, несут очевидную этическую нагрузку. Талантливый художник может передать в мизансцене взаимоотношения людей, их характеры. Для того чтобы создать у зрителя впечатление о ретроспективе и перспективе, внутренних переживаниях героев, живописец прибегает к условностям, символам. Но, тем не менее, воспитательная сила живописи ограничена тем, что художник не в состоянии передать течение времени, диалоги людей.

Все это определяет специфику нравственного воздействия живописи на человека. Как и музыка, живопись воспитывает в человеке эстетический вкус, чувство прекрасного. Но вместе с тем через показ моментов общения, каких-либо столкновений и т.д., живопись влияет и на формирование нравственных качеств человека.

Воспитательное значение искусства с нашей точки зрения наиболее полно реализуется в литературе. Именно в этом виде искусства автор располагает наибольшими возможностями для реалистического и полного описания межличностных отношений и внутреннего мира людей. При этом можно отметить два основных направления, по которым реализуется нравственно-эстетическая направленность литературы – воспитание и самопознание человека.

Литература воспитывает человека, прежде всего молодёжь, рассказывая об образе жизни, поступках разных людей, зачастую таких же, как читатели произведений. Молодые люди усваивают через литературу разные стили поведения и образа жизни, стремятся подражать образцам поведения персонажей талантливых произведений. Однако как добиться того, чтобы молодые люди подражали положительным в социальном плане героям произведений, носителям таких нравственных качеств как доброта, бескорыстие, отзывчивость и других.

Узбекистан строит гражданское общество и демократическое государство. Это предполагает открытость общества и готовность каждого члена общества к восприятию многообразия культур, в том числе литературных течений. Как в этих условиях реализуется воспитательная функция литературы? 

В гражданском обществе всем людям и в том числе молодёжи предоставлены самые широкие возможности для ознакомления с мировым и национальным литературным наследием, а также с современной литературой. Эти возможности максимально реализованы в нашей стране. Регулярно издаются произведения классического национального литературного наследия – Навои, Бобура, Низами и других; переводятся на узбекский язык и публикуются классические и современные произведения мировой литературы. С этой целью в нашей стране выходит журнал «Жаҳон адабиёти».

Однако, свобода в духовной сфере отнюдь не означает вседозволенности. Безусловно, общество должно иметь механизмы самозащиты своих нравственных устоев. Следовательно, необходимы меры предотвращающие проникновение «произведений» направленных на подрыв нравственных ценностей нашего народа, пропагандирующих насилие, различные формы национального и религиозного экстремизма. Для этого необходима соответствующая правовая база.

Однако, самым действенным механизмом защиты общественной нравственности и в том числе преподавание литературы. Здесь самым оптимальным направлением может быть ненавязчивая пропаганда лучших литературных произведений, основанных на не переходящих нравственных ценностях. Такое преподавание должно предусматривать возможность самостоятельного анализа учащимся смысла произведения, характеров героев и т.д. На этой основе в процессе преподавания активно используется дискуссии, обсуждения, что позволяет учащимся вырабатывать и отстаивать свою позицию.

Таким образом, литература является самым глубоким, информационно насыщенным видом искусства, что позволяет ей играть главную роль в нравственном воспитании личности.