Д.п.н., и.о. проф. Бакирова К.Ш., магистрантка  2курса –

Иманбаева Н.М.

Институт магистратуры и PhD докторантуры

Наиболее распространенные подходы, используемые в педагогическом процессе при формировании биоэтических норм студентов

 

 

Любая личность живет в определенном этносе. Поэтому нами при формировании биоэтических норм поведения студентов изучался этнопедагогический подход. Системообразующий элемент данного подхода исходит из учета в содержании образования национальных традиций, культуры, обычаев. Отсюда сущность данного подхода заключается в формировании биоэтических норм поведения  студентов с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи народов, максимальным использованием его воспитательных возможностей при формировании биоэтических норм поведения.

В педагогическом процессе необходимо учитывать положение о том, что воспитание биоэтических норм поведения личности невозможно вне исторически сложившихся народных традиций. Поэтому  для нас существенна роль народной педагогики в решении этой задачи. Здесь следует назвать идею природосообразности,  предполагающей необходимость изучения законов духовной жизни личности и выбор индивидуальных педагогических воздействий на неё.

Мы также учитывали здесь идею о том, что сама природа обосновала   принцип равного доступа всех жителей планеты к природным благам, которые реализуются в традиционных культах многих аборигенных народов. Есть основание полагать, что именно этот принцип на протяжении многих веков и даже тысячелетий обеспечивает экологическую и социальную стабильность этих этносов.

Хорошо известно также, что в культурах многих этносов земля и все, что с ней связано, рассматривается как результат творения высшего существа и на этом основании трактуется как его безусловная и абсолютная собственность. У людей же, в соответствии с этими традиционными представлениями, она может быть лишь в пользовании, но не в собственности.

Подтверждением этих идей являются гуманистические утопии Т.Компанеллы и Т.Мора как классиков марксизма, представивших модели реального социализма ХХ века. Однако, в настоящее время в большинстве случаев современной общественной практики земля и другие природные блага (за небольшим исключением, например, воздух) оказались предметом частной собственности, что плохо уживается с таким абстрактным понятием, как  биоэтическая справедливость.

Сегодня не случайно появляется много вопросов, связанных с решением проблем биологического образования, воспитания и формирования биоэтических норм поведения. К сожалению, следует отметить, что формирование биоэтических норм поведения студентов с использованием национально-регионального компонента сегодня недостаточно разработано. Именно поэтому и возникает острая необходимость повышения уровня биоэтических норм поведения, что сегодня не нашли полного освещения в педагогической теории и практике вуза работы, направленные на разработку проблемы использования этнокультурных ценностей в формировании биоэтических норм поведения личности в полиэтнической среде [1-2].

Для Казахстана с его многонациональным народом эта проблема стоит очень остро, что обуславливает необходимость дополнять учебные пособия по формированию биоэтических норм поведения с использованием этнорегионального и гуманитарного содержания.

Таким образом, опора на  этнопедагогический подход при формировании биоэтических норм поведения – это возможность гуманитаризации биоэкологического образования и нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент, который предполагает единство интернационального, национального, регионального и индивидуального.

Антропологический подход. Системообразующим элементом данного подхода является человек, личность, культура, сущность  которого  обосновал еще К.Д.Ушинский, что это системное использование данных всех наук о человеке и необходимость их учета при построении и организации педагогического процесса  [Цит. по кн.3].

При формировании биоэтических норм поведения студентов антропологический подход означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; научные положения о познаваемости окружающего мира, взаимосвязях и взаимообусловленности процессов и явлений природы и общества.

Креативный подход. Системообразующим элементом этого подхода является творчество и личность. Специфика подхода - явное преувеличение психологических методов в исследовании этих феноменов. Практически исключает логические и технологические аспекты и работает на интуитивных личностно-ориентированных представлениях. Креативный подход к пониманию общей природы культуры заключается в том, что культура - это процесс творческой деятельности; это специфический способ человеческой деятельности. Исходя из этой функции, выделяют два направления человеческой активности: направленность человеческой деятельности, ориентированной на устойчивое упорядоченное взаимодействие социальной системы с внешней средой и на упорядочение самой устойчивой социальной системы. Определяющей для выработки общего типа культуры является ее устойчивая природно-биоэкологическая подсистема. Для данного подхода характерно вычленение двух параметров культуры – творческого и личностного.

Чаще всего развитие творческой активности студентов основывается преимущественно на активизации мышления в обучении и недостаточно связано с мотивационно-нравственной и деятельностной сферами. Творческая активность связана с деятельностью студентов. В любой деятельности выделяют уровни: репродуктивный, интерпретационный, творческий. Творческая деятельность - это психологический акт воплощения, воспроизведения или комбинации данных нашего сознания в относительно новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

Творческие возможности человека (это понятие в научной литературе именуется креативностью) включают такие качества, благодаря которым человек создает что-либо, не существовавшее прежде. Креативность рассматривается как характеристика трудовой деятельности и как творческий потенциал личности. Креативность складывается из совокупности пяти видов способностей, характеризующих творческий потенциал субъекта: познавательный потенциал - интеллектуальные способности, позволяющие человеку от познания технологических явлений переходить к познанию их сущности, скрытой закономерности, самостоятельно осваивать технические новшества, критически осмысливать производственные ситуации, выявлять проблемы и пути их решения; преобразовательно-предметный потенциал - навыки, умения, способности творчески решать задачи, ставить новые; аксиологический потенциал - ценностные ориентации, позволяющие переходить от локальных и эмпирических оценок к всесторонней системной оценке внешних и внутренних факторов; коммуникативный потенциал - нравственно-психологические качества, характеризующие способность к творческому общению с людьми своей профессии и смежных сфер деятельности; художественный потенциал - эстетические способности, позволяющие органически соединять художественные начала и труд [4-6].

Различными аспектами креативного подхода занимались  такие ученые, как А.Маслоу, А.Печчеи, И.С.Якиманская, Д.С.Лихачев и др. [7-10]. Креативный подход предполагает развитие биоэтических норм поведения с ориентацией на творчество, самостоятельность, способность к саморегуляции своих поведенческих действий. Для достижения этой цели необходимо исключение авторитарного стиля преподавания. Основная задача высшей школы - научить студента логически мыслить, находить пути решения каждой биологической задачи, предвидеть результаты своей производственной деятельности. В полной мере она может быть решена лишь в свободной творческой обстановке, где созданы все условия для благоприятной морально-психологической атмосферы между преподавателем и студентом, где постоянно проводится профилактика стихийных конфликтных, стрессовых ситуаций. К сожалению, во многих случаях моральный климат формируется иначе. Подавляющий обучаемых авторитет преподавателя как носителя знаний, ужесточение контроля за процессом обучения усугубляют данную проблему, и студент при таком режиме постепенно превращается в объект обучающих воздействий. При этом жесткая функция управления учебным процессом заключается не столько в контроле качества знаний, сколько в контроле посещаемости занятий, то есть полностью игнорируется антропологический подход.

 Феномен креативности трактуют с разных точек зрения, но в большинстве случаев, если творчество понимается как имеющий определенную специфику процесс, приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как способность, потенциал, внутренний ресурс человека. Понятие креативности прочно вошло в психологическую науку с 50-х гг., когда Дж. Гилфордом была предложена модель интеллекта, одной из составных частей которой был дивергентный уровень. И поначалу этот термин присутствовал только в сочетании «интеллектуальная креативность», поскольку жестко связывался со способностью к дивергентному мышлению. Позднее креативность стали интерпретировать более широко, как:

способность человека отказываться от стереотипных способов мышления;

способность продолжать мыслительную деятельность «за пределами ситуативной заданности»;

способность к преодолению, опрокидыванию границ;

способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения, «усиления себя»;

способность проявлять свою творческую сущность через проблематизацию привычных, хорошо знакомых ситуаций;

способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта;

проявление творческого состояния сознания;

способность к продуцированию большого количества вариантов поведения и реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия, способность к гибкому изменению реагирования, использованию разных приемов и тактик поведения и к новизне, необычности идей, нестандартности отношения к коммуникативным ситуациям и нестандартности из разрешения.

Таким образом, новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу в условиях все возрастающих неустойчивости и изменчивости окружающей среды приводят к необходимости ориентации современного высшего образования на непрерывное развитие творческой личности, будущего специалиста, обладающего высокой экологической культурой, способной выносить экологически взвешенное суждение и предпринимать биологически оправданные действия.

Литература

 

1. Ахмедова А.М. Проблема формирования экологической культуры  подростков в поликультурной среде // Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде: материалы Всероссийской научно–практической конференции. – М., 2008. – С. 10–16.

2. Ахмедова А.М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: автореф. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 26 с.

3. 189 Нуждин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления: итоги и проблемы создания новой технологии обучения. −  Иваново:  Изд-во ИвГУ, 1990. – 59 с.

4.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004454_0.html)

5. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. −  М., 1992. – 172 с.

6. Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.

7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

8. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. – 87 с.

9. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6.

10. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. − 1994. − №8. С. 3-7.