Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

К.п.н. Нурбекова А.М., м.п. Турганова Ж.С., Сейдулла Г.Д.

Южно-Казахстанский государственный университет, Казахстан

Формирование познавательной активности подростков средствами народного музыкального творчества

Культура народа имеет разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности. В каждой культуре есть то, что можно назвать национально-особенным, специфическим: накапливаемая веками качественная определенность духовной жизни народа, закрепленная в своеобразных традициях, ценностях, институтах. Национальная культура - это многомерное объединение компонентов и форм. Уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является музыкальный фольклор. Его содержание, отдельные жанры и произведения составляют жизнь, миропонимание, нравственно -этические, историко-политические, философские и художественно-эстетические взгляды народа.

Народное музыкальное творчество является важнейшим средством формирования личности: в нем выражено представление народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Именно поэтому, музыкальный фольклор - кладезь народной мудрости - может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающих поколений.

Особенно важно приобщать к народной музыкальной культуре, искусству в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинает формироваться   самосознание,   закладываются   основы   мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Подросток способен осознать своеобразие родной музыки и при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем народной культуры, но и носителем, творцом. И путь познания мировых и национальных культурных ценностей, по общему мнению ученых, должен пролегать от родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре.

Музыкальное искусство отражает всю богатую палитру этнического своеобразия даже в условиях глобализации. Поэтому, народное музыкальное творчество сегодня играет для возрождения и сохранения национального самосознания большую роль.

Любой процесс обучения характеризуется определенной степенью активности в овладении знаниями, умениями, навыками. Потребность их приобретения и обновления зависит от степени активности учащегося. Позитивные эмоции, связанные с усвоением новых знаний, стремление выполнять задания повышенной трудности, проявление непосредственного интереса к новым знаниям, занимательным явлениям, активное участие в дискуссиях и обсуждениях по интересующей теме, свободное оперирование знаниями, умениями, навыками являются основными показателями познавательной активности, интереса учащегося.

В подростковом возрасте процесс познавательного развития протекает активно, постоянно совершенствуется. Социальная среда, ближайшее окружение способны стимулировать или наоборот подавлять творческие способности подростка. Главная особенность этого возраста - осознание своей индивидуальности, непохожести на других, созидание своей личности. Интеллектуализация всех познавательных процессов предполагает в данный период не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созидания нового, значительного и интересного.

Современная педагогическая наука подчеркивает необходимость формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся, эффективное управление ее формированием, методическое, психолого-педагогическое и организационное обеспечение являются сложной и актуальной педагогической проблемой. Эффективное функционирование креативного (творческого) мышления школьников в процессе познавательной деятельности достигается стимулированием самих познавательных процессов. Именно формирование соответствующего строя мышления, развитие возможностей и задатков позволяют переходить в процессе обучения от запоминания и приобретения знаний к выработке собственных позиций и убеждений, что помогает увлечь учащегося познавательной деятельностью, развивает в нем такие качества, как инициативу, самостоятельность, активность. Основным и существенным критерием в подростковом возрасте становятся знания, их объем и глубина,  возникает стремление повысить общий уровень культуры.  Поэтому в рамках данной статьи мы сочли необходимым рассмотреть проблемы потенциальных возможностей приобщения школьников к познанию духовного наследия казахского народа.

Среди широкого круга задач воспитания подрастающего поколения особую значимость приобретают вопросы познания и приобщения учащихся к живительным истокам народного традиционного музыкального творчества. По этому поводу А.А.Калыбекова отмечает: « Процесс воспитания человека, тем более ребенка, не мыслим без корней, нравственности и морали, которые несут в себе обычаи народа, вскормившего и воспитавшего его. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Традиции казахского народа происходили и развивались на протяжении веков, в процессе становления и развития самого человека. Они имеют богатую историю. Глубокие по содержанию и национальные по форме они представляют ценный результат духовного развития казахского народа и служат связующим звеном прошлого и настоящего» [1, C.269].

Созвучно с вышесказанным и мнение  М. Х. Балтабаева и С. Т. Айсиной о том, что «образование является той ключевой сферой, от которой зависит главное – формирование личности, способной самостоятельно строить свою собственную жизнь, воспитанной в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, менталитета и обычаев, с чувством социальной ответственности,  патриотизма, уважения к другим народам» [2, С.3].

Воспитательные возможности музыки в развитии личности школьников и её роль в формировании их нравственно – эстетической оценки действительности, стремления к увеличению собственного духовного потенциала, стремления к познанию духовных ценностей национальной отечественной и мировой культуры, на наш взгляд, способствуют активизации  познавательной активности учащихся. Исследователи Л.П.Мамизерова и А.Е.Есимжанова отмечают, что «соединение в обучении принципов эмоционального и сознательного восприятия музыки является основой в формировании музыкальной культуры школьников. Учить детей яркому, эмоциональному, осознанному восприятию музыки следует  как на уроках музыки в различных видах деятельности, так и во внеклассной работе» [3, C.3].

В целом, приобщение школьников к народной музыке возможно через классные и внеклассные формы работы, такие как урок музыки, лекция-концерт, факультативы, кружки и т.д. Создание проблемных ситуаций и заданий с элементами творчества, вовлечение учащихся в самостоятельную работу на занятиях, создание специально разработанных программ обучения, усиливающих познавательный интерес, использование методик, развивающих творческий потенциал, способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся. Непосредственный диалог учителя с учащимися о народной музыке, её создателях, исполнителях, истории развития музыкального инструментария казахского народа, а также само исполнение музыки педагогом, учащимися, использование на занятиях аудио- и видеозаписей артистов-профессионалов повышают познавательную активность подростков к народному музыкальному творчеству.

В контексте сказанного, одним из средств народного музыкального творчества в формировании познавательной активности подростков является инструментальное музицирование, направленное на:

-развитие музыкально-творческих способностей учащихся;

-приобщение  учащихся к народным инструментальным традициям;

-овладение теоретическими знаниями, опытом и навыками коллективной игры на музыкальных инструментах;

-закрепление знаний о пройденных музыкальных произведениях.

Важно подчеркнуть, что инструментальное музицирование является одной из форм в развитии познавательной активности учащихся средствами народного музыкального творчества, в нашем случае-вовлечение подростков к игре в ансамбле.  Исходя из этой позиции, в качестве наглядного музыкального примера рассмотрим кюй Курмангазы «Ақсақ киік», который разучивается со школьниками 5 классов на уроках музыки. В презентационной части урока дается ознакомительное представление данного произведения Курмангазы, раскрывается авторское музыкальное видение произведения через призму современных исторических явлений. Данный педагогический прием важен тем, что он ориентирован прежде всего на музыкальную подготовку слухового восприятия содержания предлагаемого кюя. Процесс прослушиваемого произведения на основе словесной трактовки  помогает школьникам принятию, вслушиванию  мелодической структуры кюя, способствует внутреннему личностному видению сюжетной канвы музыки. Иными словами, участники процесса познания находятся, с одной стороны, в диалоге музыканта-исполнителя с произведением (с композитором, его изложением), с другой – с творчеством  невидимой музыкальной речи домбры (исполнителя) и себя, т.е. собственного восприятия, внутренней эмпатии с услышанным. Эмоциональная реакция восприятия или невосприятия  музыкального произведения является важным моментом в данной части работы. Здесь большая роль принадлежит педагогическому искусству учителя-музыканта, который должен быть и исполнителем, рассказчиком, т.е. умелым лектором, и опытным педагогом в постановке «урока музыки», как «урока искусства». Далее, не входя в подробный педагогический анализ третьей части урока, носящей оценочный характер, мы отмечаем драматургическую квинтэссенцию  слов самого Курмангазы: «Разве в жизни ранена только она (сайга)? Разве беспомощность и беззащитность- удел только животных? Разве мало израненных и искалеченных среди народа моего?» [3, С.36]. Воспитательно-образовательныйотенциал кюя «Ақсақ киік» способствует активному познанию и «нравственному»  прикосновению к могучей кладези казахской инструментальной музыки.

Среди духовных ценностей нации важное место занимает богатое культурное наследие с использованием больших педагогических возможностей музыкального искусства для формирования эстетических, нравственных, духовных качеств подрастающего поколения. Поэтому учитель музыки должен знать и уметь использовать в своей педагогической деятельности образовательно-воспитательный потенциал народного музыкального творчества в формировании познавательной активности подростков.

Таким образом, возможности народного музыкального творчества казахов в формировании познавательной активности учащихся заключаются в самой основе казахской музыки: песнях, кюях, айтысах, эпосах, дастанах, легендах, в которых учтены психолого-педагогические закономерности исполнения и восприятия музыкального произведения. К сожалению, некоторые подростки  на сегодняшний день, обращаются к произведениям-однодневкам, не требующим особого духовного сосредоточения. Поэтому чрезвычайно важно, не просто обучать народной музыке молодое поколение, а действительно воспитывать ею.       

 Литература

1 Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики. – Алматы: Баур, 2005. – C.269.

2 Балтабаев М.Х., Айсина С.Т. Культурологический аспект музыкально-педагогического образования и проблемы его исследования //В мире музыки, 2007.  - №1(19). – С.3.

3 Мамизерова Л.П., Есимжанова А.Е. Воспитание музыкой. - Алматы, 2007. – 136 с.