Саржанова Айнагуль Николаевна
к.п.н.,
доцент Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева,
г. Петропавловск
Крылова Елена Алексеевна
учитель школы
- лицея «Дарын» г. Петропавловска
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Художественная литература – богатейший
источник познания жизни, восприятия личности человека, развитие его творческих
способностей. Природа и функции литературы как вида искусства, ее
образовательные и воспитательные задачи определяют ее место среди других
учебных предметов.
В процессе чтения художественных
произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных
читательских переживаний: различных эмоций – от восторга до грусти и страха;
чувств связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов,
исторических эпох. Чтение произведений развивает речь детей: обогащает,
уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них
конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и
письменной форме.
Современные дети не только играют в компьютерные игры, но и читают обязательные
программные произведения, сказки, приключения, книги о животных, справочники и
энциклопедии. Но они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к
одному из средств информации и массовой коммуникации.
Художественная литература – это вид познания, и, чтобы деятельность детей на
уроке чтения поднялась на более высокий уровень, все методы работы, все вопросы
и задания должны быть построены так, чтобы это вызвало яркое сочувствие,
сопереживание маленького человека, заставило его страдать и радоваться вместе с
героями.
Творческие работы после прочтения
произведения предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает
их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность
организовывается учителем как на уроке, так и вне урока. К творческим работам
на уроке относится: выразительное чтение
произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения; графическое и
словесное иллюстрирование; творческий пересказ; чтение по ролям; драматизация. От того как
будет организована данная работа
зависит конечный результат.
Словесное
рисование ни в коем случае не должно
превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования – приблизить к
ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать
возникшие представления. Работая над словесным рисованием дети должны уметь
отвечать на три вопроса: 1) что
будет изображено? (содержание); 2) как
мы расположим объекты на картине (композиция); 3) какие краски использовал для картины (цветовое решение).
При чтении лирических произведений данный
прием является основным.
Творческий
пересказ предполагает передачу
содержания с какими либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той
ситуации, которая изображена в произведении или что произошло дальше;
- изменить рассказчика (например,
повествовать от имени одного из героев и т.д.);
- изменить грамматическое время глаголов.
При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется
изображение события.
Такие упражнения тренируют гибкость
читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Например, при чтении сказки
«Конек-горбунок» в 4 классе учащиеся
дома готовят сообщения по сказке от лица разных героев (Иван, Конек-горбунок,
царь). Целесообразно организовать дискуссию между царем и Иваном, где каждая
группа будет защищать своего героя. Необходимо поощрять индивидуально
выполненные задания, связанные с поиском и презентацией дополнительной
информации по изучаемому произведению. Детям нравятся такого рода задания, они
нередко находят и представляют классу информацию, которая заинтересовывает весь
класс, побуждает их любознательность, расширяет кругозор. При изучении сказки
П.П.Ершова можно продемонстрировать и мультипликационную версию
«Конька-горбунка». Учащиеся с интересом следят за действиями своих любимых
сказочных героев.
Самым трудным, но самым интересным приемом
организации творческой деятельности учащихся является драматизация во всех ее формах: чтение
по ролям; пантомима; постановка живых картин; собственно драматизация.
Пантомима помогает через движение уяснить и объяснять содержание и форму
произведения. Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы
действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя.
Сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок» почти
целиком позволяет осуществить постановку на школьной сцене. Она не требует
больших и объемных декораций, все сцены очень динамичны и образны. Но следует в
то же время отметить, что драматизация
художественных произведений требует от учителя и учащихся больших
временных затрат, что не всегда целесообразно в школе. Но полностью
отказываться от драматизации (инсценировок), особенно в младших классах
недопустимо.
Все названные приемы помогают глубже
проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством
выражения собственного отношения к прочитанному.