С.В. Черникова, аспирант ЧГАКИ
Культура как адаптивная среда
Возрастающие темпы и масштаб преобразований окружающей среды, которые приобретают в условиях научно-технической революции глобальный характер, а так же усложнение форм взаимодействия людей в современном мировом сообществе под влиянием изменения естественных границ культур привлекает особое внимание к вопросу культуры как адаптивной среды.
В широком смысле понятие культура рассматривается в Большом энциклопедическом словаре – «это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых или материальных и других ценностях [4].
Более узкими и отражающими отдельные грани этого явления, являются определения ученых из разных областей знаний: философии, культурологи, антропологии, психологии. Так В.М. Межуев понимает культуру как «социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленную на преобразование действительности, превращения богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человек, его саморазвитие [8].
Признанный классик этнографии и культурологи Э.Тейлор писал, что культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества [9].
С точки зрения антропологии, по мнению А. Кребера и К. Клакхона культура состоит из выраженных и срытых схем мышления и поведения, являющихся специфическими, обособляющими достижением человеческих общностей, воплощенных в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению [10].
Роль среды в развитии культуры подчеркивал в своих работах представитель педагогической психологии Б.А. Бенедитов. Он называет культурой человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функций придает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание [2].
Такое разнообразие определений связано с тем, что сама по себе культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Одним из возможных способов изучения различных проявлений культуры может явиться описание тех функций, которые она выполняет в обществе:
1. Субстанциальная, или поддерживающая функция, обеспечивающая выживание общности;
2. Адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для подержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью;
3. Функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а так же истории народа;
4. Символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей;
5. Коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;
6. Нормативно-регулятивная функция, состоящая в поддержании равновесного состояния в общности, содержащая институциональные форм разрешения конфликтов;
7. Компенсаторная функция культуры, основное назначение которой – разрядка эмоционального и физического напряжения [1].
Постоянно развиваясь, культура вызывает большие сложности в определении ее как адаптивной среды. Однако, с одной стороны, адаптивная функция культуры является выражением адаптивных способностей человечества и является концентрированным опытом всех прежних адаптаций. С другой стороны, социокультурная среда становиться более важной, т.к. человек в большей степени вовлекает природную среду в свой когнитивный и технологический мир, превращая естественные природные явления в культурные объекты. В результате человеку необходимо адаптироваться уже к новой окружающей среде – культурной, что особенно важно при переходе из одной культурной среды в другую [5].
В культурной антропологии, одним из направлений изучающих механизмы взаимодействия различных этнических культур с окружающей средой и роль этих механизмов в формировании и развитии данных культур была экологическая этнография (или культурная экология). Центральной проблемой эколого-этнографов была «культурная адаптация» как диалектически единый процесс приспособления общества и составляющих его индивидов к условиям среды и преобразования этой среды (преимущественно в результате трудовой деятельности человека). Основное положение, рассматриваемое в их работах – влияние культуры на среду и среды на культуру [6].
Однако прямыми предшественниками теории культурной экологии были две концепции – географического детерминизма и поссибилизма. Представители первой – Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Хатингтон – сделали попытки объяснить закономерное развитие истории природными факторами, когда среда выступает как постоянный фактор исторического развития. В ответ на экологический детерминизм 17-19 вв., основоположник концепции поссибилизма Ф. Боас и его ученики пришли к выводу, что восприятие человеком окружающей действительности, а так же потребности человека определены их социальным окружением, культурной «заданностью». Развитие культуры не зависит от конкретной специфики природной среды; среда выступает лишь фактором, ограничивающим выбор человека и делающего невозможным формирование каких-либо явлений культуры [11].
Несмотря на кажущиеся различие в этих течениях, географический детерминизм и поссибилизм, тем не менее, объединял механический взгляд на природную и культурную среду как на существующие обособленно друг от друга, а так же стремление объяснить существующие между ними взаимоотношения через односторонне направленные причинно-следственные связи.
Ряд ученых, не являвшихся представителями вышеуказанных течений, в своих работах касались проблем адаптивной функции культуры. Так Б. Малиновский исходил из того, что в культуре, понимаемой как целостность, все элементы выполняют определенную функцию (элементы одежды, религиозные традиции, формы ритуалов). Так же он утверждал, что для поддержания своего существования человек должен приспосабливаться к среде и приспосабливать ее к себе, что означает создавать «вторичную среду» - культуру [7].
Адаптивность культурной среды в значительной мере определяет и содержание культурной традиции. Б.М. Бернштейн считал что термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» - механизм ее формирования, трансмиссии и функционирования, иными словами аккультурации, передачи и актуализации (реализации) человеческого опыта [3].
В ходе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования складываются этноспецифические черты культуры. Они передаются от поколения к поколению с помощью механизма традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей. Этноспецифические черты культуры можно рассматривать как источник и как форму существования национальной и индивидуальной самобытности, ее внутреннего смысла, ее жизнедеятельности [5].
Таким образом, все вид адаптации, присутствующие в моделях поведения, вырабатываются в процессе развития культуры и избавляют каждое следующее поколение от необходимости проходить через болезненный индивидуальный опыт.
1. Белик А.А. Культурология Антропологические теории культур [Текст]: М.: 1998 г.
2. Б.А. Бенедиктов Психология овладения иностранным языком [Текст]: Минск: Школа, 1974.
3. Б.М. Бернштейн Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография, №2 1981г.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст]: гл.ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1993.
5. Л.В. Ковтун Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: диссертация…кандидата культурол. наук: 24.00.04, Москва, 1999 г.
6. В.И. Козлов, А.Н. Ямсков Этнология в США и Канаде[Текст]: М.: 1989 г.
7. Б. Малиновский Научная теория культуры // Вопросы философии №2 1983 г.
8.
В.М. Межуев Проблемы философии культуры [Текст]: М.: Наука, 1984.
9. Э.Б. Тейлор Первобытная культура [Текст]: М.:Политиздат, 1989.
10. A. Kroeber, C. Klukckhon Culture: A Critical Review of Concept aтв Definitions. Cambridge, 1952.
11.
John
W. Bennett. The Ecological Transitions: Cultural Anthropology and Human
Adaption, 1976.