Ярошенко О.А.

Саратовский государственный социально-экономический университет, Россия

Интеллигенция и Революция

(на материале произведений русской художественной литературы)

      Анализируя  качества и характеристики русских интеллигентов, нельзя не упомянуть об их революционных наклонностях. Русскую интеллигенцию характеризует отвлеченная духовность, ее знаменитая «беспочвенность», разрыв со всяким сословным бытом и традициями, социальная неукорененность, скитальчество, «отщепенство» и идеологичность, а также религиозная и политическая свободы мысли. Во все времена русская интеллигенция была революционна в силу своих симпатий «униженному и оскорбленному» народу, своей гражданской ответственности за благо родной страны. Все это послужило основанием для возникновения конфликта и сложных отношений интеллигенции с властью. С одной стороны, деятельность интеллигенции — гражданский долг перед Отечеством, его духовным благом  и процветанием. Однако интеллигенция сама творит себя, сама определяет смысл и цели своей деятельности, связанной с творчеством, распространением культуры, общечеловеческих ценностей и  идеалов. Интеллигенция высшей ценностью объявила личную независимость и свободу творчества, мысли, слова и совести. Позиция быть «против» прочно вошла в традицию поведения интеллигенции: против репрессий царской власти, против репрессий советской власти, за демократические свободы перестройки. Аккумуляция революционного потенциала происходит в период до Октябрьского переворота 1917 г. Революционные, в частности социалистические, брожения в среде интеллигенции ярко отражены в литературе раннего советского этапа:

·          - Наша трагедия, милый друг, в том, что мы, русская интеллигенция, выросли в безмятежном лоне крепостного права и революции испугались не то что до смерти, а прямо — до мозговой рвоты... Нельзя же так пугать нежных людей!.. И в нашей интеллигенции нашлась одна только кучечка, коммунисты... Коммунисты первым делом вышвырнули за борт старые бочки с российским идеализмом... И народ сразу звериным чутьем почуял: это свои, не господа, эти рыдать не станут, у этих счет короткий... Вот почему, милый друг, я — с ними, хотя произращен в кропоткинской оранжерее, под стеклом, в мечтах... Мы сделаем все, что в силах человеческих, — поставим впереди цель, куда пойдет народ... Но ведь нас — кучка... А враги — повсюду... И я тебе говорю, — виноваты во всем славянофилы... Когда началось освобождение крестьян, надо было кричать: «Беда, гибнем, нам нужно интенсивное сельское хозяйство, бешеное развитие промышленности, поголовное образование... Пусть приходит новый Пугачев, Стенька Разин, все равно, — вдребезги разбить крепостной костяк...» Вот какую мораль нужно было тогда бросить в массы, вот на чем воспитывать интеллигенцию... А мы изошли в потоках счастливых слез: «Боже мой, как необъятна, как самобытна Россия! И мужичок теперь свободен, как воздух, и помещичьи усадьбы с тургеневскими барышнями целы, и таинственная душа у народа нашего, — не то, что на скаредном Западе...» И вот я теперь — топчу всякую мечту! (А.Н. Толстой)

·          - Только... как бы это выразиться... Тут, видите ли, доктор, один вопрос... Социальные теории и... гм... вы социалист? Не правда ли? Как все интеллигентные люди?  (М.А. Булгаков).

·          Панькин отец был умный и свободомыслящий: он принадлежал к местному социал-демократическому кружку. За это он был отстранен от должности учителя, проще сказать — выгнан. Он целиком отдал себя революционному делу... (Г. Белых, Л. Пантелеев)

      В советское время революционные настроения интеллигенции замалчивались. Однако в современных литературных работах повествуется о советском диссидентском движении, постсоветских и сегодняшних настроениях интеллигенции:

·          ...А теперь обратимся к советской интеллигенцииКонечно, были диссиденты(М. Веллер).

·          А когда он порой пытался вспомнить о былых славных годах борьбы за свободу и демократию, о митингах и отпору ГКЧП, в глазах собеседников что-то неуловимо менялось, на него, он чуял, смотрели, как на блаженненького или младенчика… создавалось полное впечатление, что пережитое интеллигенцией прошло мимо них незамеченным, и громокипящие съезды с прямой трансляцией, и дуэли демократических публицистов с консерваторами, и модные романы, и модные имена... (А.А. Бушков)

·          Он [интеллигент] всегда оппозиционер, критик, более или менее… Он участвует в переделке мира, в вечном процессе энергопреобразованиясвоим извечным человеческим несогласием, принимать все в мире так, как оно уже устроено (М. Веллер).

       Революционные настроения русской интеллигенции тесно связаны с идеями социального мессианства. Важнейшей социальной функцией интеллигенции во все времена является самосознание своего народа и служение своему народу. Слова самосознание и интеллигенция в русском языке тесно связаны. Компонент «носитель самосознания в обществе» прочно закрепился за словами интеллигенция и интеллигент. Интеллигенция меняется со сменой культурно-исторических эпох. В каждую эпоху она иная – со своим мировоззрением, ценностными ориентациями, социально-психологическим складом, присущими непосредственно данной эпохе, и действует она, соответственно, в определенных социально-политических условиях. Но жертвенность интеллигенции остается неизменной. Служение народу является вторым компонентом социального мессианства. Разнообразные движения интеллигенции («хождение в народ», «западничество» и «славянофильство», позднее «народничество», в советское время «диссидентство») имели своей целью социальное переустройство общества и улучшение положения народа. Интеллигенция всегда хотела стать политической духовной силой народа, духовным вождем народа. Жадно воспринимая западные идеи свободы, она стала самоотверженно, ревностно осуществлять их:

·          Ничего не было выше для него науки об обществе, о его нуждах и запросах, о тех законах развития, в которых потребности ведут к выработке всего, чем красится и возвышается жизнь (П.Д. Боборыкин).

·          - … Земной шар мечтали мужичкам подарить. А нас, энтузиастов, мечтателей, рыдальцев, — вилами... Неслыханный скандал! Испуг ужасный... И начинается, милый друг, саботаж... Интеллигенция попятилась, голову из хомута тащит: «Не хочу, попробуйте-ка — без меня обойдитесь...» (А.Н. Толстой)

·          Теперь он стремился опроститься, отбить у себя последние навыки интеллигентской вежливости и размазанности… Нержин счел, что ценны и значительны только те люди, кто своими руками строгает дерево, обрубает металл, кто пашет землю и льет чугун… Так для Нержина круг замкнулся, и он пришел к моде прошлого века, что надо идти, спускаться в народ (А.И. Солженицын).

·          Он [интеллигент] моралист, и он идеалист. Мораль его гуманна, и идеал гуманен. Он не станет строить счастливое общество, в основании которого лежит детская слезинка. Он никого не пошлет на костер — предпочтет взойти сам. Он предпочтет в идеале самоубийство любому убийству (М. Веллер).

Литература:

1.       Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с., 51 илл.

2.       Бердяев, Н.А. Судьба России [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. – Режим доступа: URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_06.html