Филологические науки / 8.Родной язык и литература
К. филол. н.
Байбатырова Н.М.
Астраханский
государственный университет
Жанровое многообразие публицистики
в литературе русского зарубежья
Границу
начала «третьей волны» литературной эмиграции обычно принято выездом в 1972
году поэта И. Бродского за рубеж. В качестве отправной точки нового оттока
советских граждан называют также перестройку. Статистические данные подтверждают:
если в 1971 году 15000 советских граждан покидают СССР, то в 1972 году - уже
35000 [3, с.47]. Крушение надежд в реформы Горбачева повлекло за собой новый
всплеск - в 1990 году эмигрирует 452000 человек. А в результате распада СССР за
пределами России оказывается около 25 миллионов человек - наших бывших
соотечественников [3, с.47].
С
1972 по 1980 год из СССР выезжают критик А. Синявский и М. Розанова; в 1974
году – Э. Лимонов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов. В 1976 году на Луиса Корвалана
обменивают неистового борца за права граждан России, литератора и публициста
Владимира Буковского. Литературные критики П. Вайль и А.Генис покидают страну в
1977 году. В 1978 году уезжают С.
Довлатов, а вслед за ним сатирик Юз Алешковский (1979), В. Войнович и Ф.
Горенштейн (1980). Среди основных причин возникновения «третьей волны»
эмиграции – углубившаяся конфронтация интеллигенции и государства. Примеры участившихся
«разногласий» и столкновений «мнений» особо ярко выразились в публицистике
писателей «третьей волны» эмиграции. Талант творческих индивидуальностей публицистов
«третьей волны» выражается в жанровом многообразии публицистических
произведений.
Усиление
литературного Запада и Америки целым отрядом русских писателей вызывает
оживление литературного и газетного-публицистического дела. В Париже русским
писателем В. Максимовым основан новый
журнал «Континент», В Нью-Йорке открылось русское издательство «Чалидзе
Пабликэйшнз», В Израиле стал выходить журнал «Время и мы», В Мюнхене заработала
редакция журнала «Форум». В начале 1980-х издаются две новые газеты: «Новый
американец» - в Нью-Йорке и «Панорама» - в Лос-Анджелесе.
Русским писателям и публицистам новой
эмиграции было о чем рассказать зарубежному читателю, поскольку они являлись
полномочными представителями советской цивилизации, носителями советского опыта
жизни в его концентрированном виде, незнакомого первым двум «волнам». Рассмотрим специфику жанров и их синтез в публицистике
и литературной критике писателей русского зарубежья «третьей волны».
О своём публицистическом опыте А.И. Солженицын в одном из интервью
сказал: «Всю жизнь я писал литературные произведения, но и выступал с
публицистикой»[4, с.114]. Как пишут в
статье «Поиски жанра. Александр Солженицын» П. Вайль и А. Генис,
«…с начала 70-х годов публицистика Солженицына
с ее проповедническим пафосом заметней и влиятельней его прозы»[2,
с.198]. Еще в 1960-е годы на родине А.И. Солженицын проявил себя как
писатель, прозаик, беллетрист. В самиздате циркулировали его письма
и обращения. Писатель явил самый яркий образец жанрового и стилевого
разнообразия. В жанре мемуаров написан «Бодался теленок с дубом». Это
произведение можно отнести к необычному жанру – автоагиографии – житию
святого, составленного им самим.
Кроме того,
А.И. Солженицын часто обращается к жанрам заметки, рецензии. В сборнике «Литературная коллекция» он умело анализирует
прозу и поэзию. А. Генис и П. Вайль справедливо отмечали: «Укрепляясь
в жанре публицистики, Солженицын все безусловнее расквитывался
с 60-ми. Его, выше всего ставящего живое слово, не мог
не оскорблять бесцветный язык диссидентских посланий, часто неотличимый
от обтекаемых газетных передовиц. Отчетливо понимая, что «для нашего
поколения утерян письменный язык нравственных сочинений», Солженицын
восстанавливал его сам» [2, с.201].
Жанровое
многообразие публицистики В. Аксенова связано с направлением его
литературно-критической мысли. Так, «Остров Крым» В. Аксенова можно отнести к
жанру исторической гипотезы. Его цикл новелл «Негатив положительного героя» – публицистика конца 90-х годов XX века, представляющая взгляд
повзрослевшего шестидесятника на наше время с его типологическими героями.
Еще одну публицистическую книгу - «В
поисках грустного бэби» - вообще трудно
отнести к одному из классических жанров публицистики. Это произведение об
Америке, о том, какой увидел ее и ее обитателей свежим взглядом русский
писатель. Это и путевой очерк, и общественно-политическая сатира одновременно.
«В поисках грустного бэби» - это увлекательное путешествие по Америке, встречи
с яркими людьми, но в то же время эта книга о России, какой она была в
семидесятые – восьмидесятые годы, когда автор был вынужден уехать из своей
страны.
Для писателей, творивших в эмиграции,
особое значение среди публицистических жанров приобрело также эссе. Заметным
явлением в эссеистике литературы русского зарубежья второй половины XX века
стал сборник эссе М. Эпштейна. В двухтомнике «В России» - «Из Америки» [6,7] М.
Эпштейн представляет читателю временную и географическую панораму советского,
позже российского и американского общества. Жанровые характеристики эссе М.Эпштейна
во многом сходны с очерком. У М. Эпштейна мы и находим сравнительное описание
опыта его жизни в России и США, на родине и в эмиграции, в советско-российском
обществе и в условиях западной цивилизации. Помимо этого, М. Эпштейн творил и в
жанрах философско-мифологического очерка (Эпштейн М. Великая Совь.
Философско-мифологический очерк. – Нью-Йорк: Слово, 1994. – 177 с.), дневника
(Эпштейн М. Отцовство: Метафизический дневник. 2-е изд. – СПб.: Алетейя, 2002.
– 248 с.) и эпитафии (Эпштейн М. СССР: опыт эпитафии // Все эссе: В 2 Т. Т.2: Из Америки / М.Эпштейн. – Екатеринбург:
У-Фактория, 2005. – С. 13-16).
,
выражающихся в подчеркнутой полемичности, диалогичности,
ориентации на читателя-собеседника.