УДК  140.8:001

   МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ     МЕНТАЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРЫ.

Песоцкая Елена Николаевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва Россия, Республика Мордовия, г. Саранск

 

      Догоняющая модернизация с присутствием процессов вестернизации в России отразилось на сфере культуры таким образом, что  возникла проблема обновления традиционных ценностных и познавательных регулятивов последней. Модернизация и вестернизация переживают кризис в связи с трансформацией Запада. Новым путем развития становится «поиск собственных культурных оснований модернизации на базе ранее осуществленной вестернизации»[9]. Глобализация создала возможности для как национального и личностного самоопределения. На этом фоне отмечается расширение контактов между социальными группами, индивидами из разных культур, религий и этнических общностей [1,с.64]. Общие ость в обеспечении развития отечественной культуры. ых, познавательных и деятельностных регулятивов последней и их несостоятелстандарты глобализации означают создание универсального пространства диалога культур. В неравномерной глобализации действующая тенденция - формирование универсальных черт образа жизни людей, живущих в разных регионах (одежда, кухня, средства связи, массовая культура, искусство..). В России постмодернизм близок к архаике. Схема структурно-функционального действия  Парсонса(АGIL) (адаптация, достижение цели, социальная интеграция, сохранение культурного образца) сводится в трансформирующейся России к адаптации[7,с.9]. Технологическая цивилизация обострила чувство отчужденности на индивидуальном уровне [4]. Побуждение национального самосознания - бунт против модернизации, подрывающей основы национальных ценностей, обесценивающий древние ценности [Там же]. Последствия глобализации уровне индивидуального сознания  выразились в страхе растворения и потери самобытности, поэтому так актуализировалась   ценность  малых  общностей.  В современном  периоде отмечаются  признаки «внутренней целостности эпохи капитализма» [10], в которой Запад, изменяясь, теряет статус образца развития, в том числе и культурного. Происходит индегенизация[1] модернизаций, их превращение в локальные процессы. В условиях глобализации нормой становится множественность модернизмов, а образец, к которому можно  стремиться, исчезает [7, с.50-51]. Произошел поворот от сложившейся системы ценностей, в которой идеалом была свобода, игнорирующая авторитеты; размылись грани между сферами культуры и уровнями духовности. Вопрос об упрочении собственной культурной самобытности и использовании преимуществ глобальных перспектив развития этносов встает перед всеми странами. Изменения локального характера глобализации в обществе проецируются на мир отдельного субъекта, трансформируя его сознание, создавая неустойчивость социокультурного пространства. Соотношение глобального и локального, переживаемого каждым россиянином, порождает кризис идентичности. Пребывание субъекта в ситуации личного выбора означает его ценностную деятельность, обусловленноую менталитетом, опытом, качеством жизни, культурным, социально-экономическим, политическим развитием региона. Наряду с объективной стороной «глобализационные процессы имеют субъективную составляющую, являясь «сконструированной» реальностью» [5,с.123]. Поэтому важно сохранить традиционные отношения общности народов и граждан, закрепляя общую культуру, язык, духовность и традиции [2,с.476].  Многонациональность является глубоко структурной характеристикой российского общества и конституционной нормой существования политико-правовой системы [Там же.]. Все это характеризует этнонациональный фактор как основу, потенциал государственного, общественного и  духовно-нравственного развития. Этнические культуры как основания синтетической культуры взаимодействуют в структуре этого ансамбля,   включаясь  в единый цикл через  адаптационную роль  менталитета. Современную историю и культуру народов характеризует мышление в рамках региональных категорий и культуры, истории и национальных традиций, которые сопротивляются глобализации. Национальные республики не могут оставаться в стороне от подобного рода процессов. В условиях политики последовательного мультикультурализма индикатором национальной идентичности становятся региональные ценности. Регионализация - вариант политики альтерглобализма, попытка ухода от пагубных тенденций и последствий глобализации по-американски. Специфика национальных республик РФ в том, что  экономические, культурные, и политические проблемы решаются, преломляясь через национальные отношения. Вместо территориального единства и экономической целостности более значимыми в национальных процессах стали духовные параметры. Регионализация ценностей как положительная сторона глобализации означает  рациональное  обновление  ценностей.

    Региональная культура есть та духовная и материальная среда, которая помогает сохранению национальных традиций и культур, их взаимообогащению [4, с.96]. В публикациях  последних  лет показано, как через национальные традиции и этнокультурные ценности она помогает человеку осваивать мир, транслируя индивиду опыт предшествующих поколений, принципы жизнедеятельности, служит нравственными ориентирами [4, с. 96; 3; 6; 8]. Соблюдение традиций и норм региональной культуры, гарантирует бесконфликтное общение с природой, представителями различных национальностей, проживающих на территории региона. Реальная возможность остановить дегуманизацию человека заключается в действительной гуманизации межнациональных отношений через механизм возрождения национальных культур,.. региональное самосознание и региональная культура превращаются в связующее звено между миром и человеком, способствуют его адаптации в меняющемся мире [4, с.96]. Этнокультуры  разных социальных групп в обществе взаимосвязаны с духовными представлениями и ценностями этих групп. Спецификой этнокультуры социумов становится всестороннее соединение традиционализма и модернизма. Социально-экономический и историко-культурный опыт показывают, что «основой и самоцелью исторического процесса должно стать формирование «творческого человека»,  ...важно сделать все, чтобы человек убедился в том, что жизнь его дисгармонична без природы региона. Именно она определяет его сущность [4, с.97]. Теория, политика и практика цивилизованного федерализма с необходимостью предполагают моделирование единого геосоциального пространства страны через призму ментальных универсалий [3, с.325-326].  Формирование региональной культуросферы служит предпосылкой  становления новых форм жизнедеятельности современного социума на локальном, региональном и глобальном  уровнях. Как социальный институт культура народа, в том числе, народов России вносит в жизнь общезначимые ценности и установки,… которые в рамках региональных культур могут способствовать решению проблем современности»[4,с.98]. В методологии гуманитарного познания конструируются основания модели исследования региональной социальной реальности. Анализ этноспецифических черт в поколениях показал, что «... этнические группы руководствуются интересами прошлого и будущего, потому выражают долговременные социокультурные устремления и сохраняют традиционные черты культуры»[2]. В таких обстоятельствах актуально междисциплинарное изучение традиции как способа передачи социокультурного опыта и феномена бытия с разных методологических  позиций   при  доминировании  гуманитарной  методологии.

___________________________________________________

1.Абдрашитова И.В. Российская идентичность в эпоху глобализации / Методология гуманитарного знания / Сб. Материалов регион. научно- практич. конф. «Методология гуманитарного знания» 18-19 мая 2007 года. В 3-х ч. Ч. 1 / ред. Е. А. Мартынова; Мордов. гос. пед. Институт.- Саранск, 2007.- С.62- 65.

2.Абдулатипов Р.Г. Этнонациональная политика в Российской федерации ( концепции, практика, реализация, перспективы ).-М.: Классикс Стиль,2007.- 552 с.

3.  Жуина Д.В. Этнопсихологические особенности становления национальной культуры студентов./ Д.В.Жуина// Духовное развитие региона: состояние и перспективы: Материалы региональной научной крнфер. (Саранск, 15-16 ноября 2006г.) / Отв. ред. Савкин Н.С.- Саранск, 2006.- С. 216-221.

4. Зейналов Г.Г. Региональное самосознание как фактор разрешения проблем современного общества/ Нравственная культура России: традиции и современность : Сб. ст. / Редколл. Р.И. Александрова ( отв. ред.), Д.Е. Соловьев    ( сост. ), А. А. Сычев. – Саранск, Изд - во Мордов. ун - та, 2001. – С. 93-98.

5 Кривель Ч.С. Глобализационный проект унификации мира как эпохальная иллюзия.// Россия: многообразие культур и глобализация /Ответ. ред. И. К. Лисеев. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.- С. 120-160.

6. Фролов Д.Е., Казакова Н.В. Глобальные проблемы и новые идеалы в современном обществе // Нравственная культура народов России: традиции и современность. Сб. ст. редколл.: Р.И. Александрова ( отв. ред.), Д. Е. Соловьев ( сост.), А.А. Сычев. – Саранск: Изд - во Мордов. ун-та, 2001 – С.66-69.

7. «Хорошее общество»: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. Отв. ред. В.Г. Федотова. – М., Изд-во ИФ РАН, 2003.-182 с.

8. Чинакова Л. И. К вопросу о менталитете русского народа / Л.И.Чинакова // Социологические исследования. – 2000. - №7. – С. 138 -140.

9. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y., 1996.

10.Ritzer G. The Mcdonaldization of Society.An Investigation into the changing  Character of Contemporary Social Life. Thousand Oaks,California: L.New Delhi, 1996.



[1]    indigenous (англ.) - местный

[2]    Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.- С.149.