Философия/3. История философии.
Аспирант кафедры
философии Качмала А. В.
Челябинский
Государственный университет
Структурирование бытия в экзистенциальной философии Карла Ясперса
Современный мир переживает состояние нестабильности.
Экономический и политический кризисы, глобальные процессы, террористические
акты вносят в существование человека неуверенность, беспокойство, острое
ощущение потерянности и отчуждённости. Эти явления толкают людей на размышления
о своём бытии-в-мире. Философия экзистенциализма, некогда столкнувшись с похожими
проблемами, оказывается сегодня как никогда актуальной. В глубоко личностных размышлениях
немецкого экзистенциалиста Карла Ясперса ощущаются ноты разорванности и
хрупкости бытия. Поиски смысла жизни образно описываются им как скитания по
морю: «Неспособные
спастись на берегу, что позволило бы обозреть целое, мы носимся в своем
существовании, как по морю. Водоворот создаёт то, что мы видим только тогда,
когда он нас увлекает за собой» [9, С. 51]. Учение
Ясперса пронизано жизнеутверждающими мотивами, поскольку находит выход из
тупика существования. Для того чтобы понять,
в чём заключается решение проблемы, следует обратиться к концепции устройства бытия,
которую разработал Ясперс, ориентируясь на три идеи кантовской философии - мир,
душу и Бога. Именно они легли в основу картины структурирования бытия, в
которой всё внимание сосредотачивается на трёх проблемных сферах, очерчиваемых
категориями «всё», «изначальное» и «одно».
«Всё» существования, - пишет Ясперс, - есть мир,
наша изначальность - экзистенция,
единое же – трансценденция» [10,
C. 48]. Эти ключевые категории образуют объемлющие
элементы онтологической триады Ясперса.
Первый уровень структуры
бытия составляет область всего предметного. Это
«определённое бытие объектов, которое я есмь как эмпирическое существование» [10,
С. 48]. На этом уровне «бытия-в-мире» человек может достичь
философствования только «ориентации-в-мире». Понятие
мира у Ясперса делится на всю объективную действительность из «нескончаемой
суммы предметного бытия» и «Я-бытия» и на «целость соотнесенного внутри себя
субъективного существования». Человеку
не даётся полное постижение реального мира, более того мир предстаёт в виде распада. В силу того, что сам мир
потерял целостность, бытие объективного мира оказывается разорванным.
Бытию
мира противостоит экзистенция – «не понятие, но стрелка, указывающая на нечто «по ту
сторону всякой предметности» [10, С. 47] – второй уровень онтологической структуры. Это необъективируемая человеческая самость, личное «Я-бытие»,
«бытие-для-себя». «Экзистенция есть <…>
источник моего мышления и действия <...> это то, что относится к самому
себе и тем самым к своей трансценденции» [9, С. 15]. А значит, оно управляемо и может «находиться в нашей прямой
власти» [5, С. 99]. Экзистенция, считает Ясперс, не может
находиться среди предметного мира, поскольку в ней находит воплощение свобода, «стремящаяся преодолеть всякую данность» [4, C. 295]. В своей глубине человек несёт особую
метафизику – свободу, и это делает его «Я» целостным. Осознание своего «Я» и
«ничтоподобности», раскрытие экзистенции приходит в пограничные ситуации, среди которых Ясперсом отмечаются
страдания, болезни на грани жизни и смерти, роковые случайности, ощущения вины.
Неуспех, по мнению, Бохенского, укрепляет:
«посредством всеобщей неудачи мы приходим к бытию» [2, C. 173]. Другим важным условием проявления экзистенции
в учении Ясперса является коммуникация с бытием окружающих людей и Богом. Бытие
человека немыслимо вне связи с людьми. «Я экзистирую не только в отношении бытия, - пишет Ясперс, - но я экзистирую в отношении
других экзистенций, с которыми я могу вступить в коммуникацию» [8, С. 73]. В
этом проявляется «акт встречи моей экзистенции с экзистенцией Другого» [1, С. 67].
При этом важно не подвергнутся массовому бытию - «наличному бытию без
существования, суеверие без веры» [9, С. 314], иначе бездуховная масса задавит личность.
Экзистенция является проводником от реального мира к
некой высшей реальности. В этой тайной связи с Трансцендентным, третьем
элементом в структуре бытия, пожалуй, кроется самое главное свойство
экзистенции. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается < …> в
трансценденции, благодаря которой выступает
как независимое начало в мире; без трансценденции экзистенция становится
бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством» [3, С. 280]. Прикосновение
к области запредельного кардинально меняет жизнь человека: «Вступить в трансцендирование – значит взобраться
на горную тропу к свободе философствования» [10, С. 63]. Трансцендентное ещё отчетливее, чем экзистенция, «вспыхивает»
в пограничные моменты, что позволяет человеку пережить катарсис, почувствовать связь с нематериальным миром и обратиться к
всевышнему. «После утраты всего остается одно: Бог
есть» [7, С. 25] – пишет Ясперс. Только озарившая человека вера открывает, по
выражению Левицкого, «смысл
«радости страдания», «гибели-успеха», «воскрешения через смерть» [4, С. 300]. Устремленность человека через переживания к
этой таинственной структуре бытия позволяет стать ему самим собой, вырваться из
круга обыденности. Однако познать подлинное бытие невозможно. Бог в философии Ясперса
незрим и непознаваем: «Бог, в которого верят, — далекий Бог, скрытый Бог,
недоказуемый Бог» [7, С. 46]. Связь с господом происходит через «язык
вещей», который превращает их в шифры или символы. Нравственная чуткость
позволяет «раскодировать» знаки судьбы, открыть глаза на смысл существования и
обрести спасение и свободу. Доказательство бытия Бога Ясперс делает исходя из свободы: «Бытие Божие
показуемо из глубин свободы» [4, С. 298]. Трансценденция предстаёт как абсолют,
всеобъемлющее всякого бытия. Допустим, «бытие-в-мире» есть «Всё», которому экзистенция
в качестве «Единственного». Тогда трансценденция относительно «Всего» и «Единственного»
является объемлющим «Единым». Задача ясперовсой онтологии, полагает Моторшилова
– «объединить в неразрывное целое мир и человека, материально-предметное и
духовное» [6, С. 19].
В проектируемой структуре
бытия Ясперс делает все три элемента равноправными. Он не выстраивает их по степени значимости, но тесно связывает между
собой. Приоритет может определяться
только относительно точки зрения: для «наивной» метафизики это «бытие-в-себе», для познания – «бытие-объект»,
для постижения себя – «экзистенция». «Ни один из
родов бытия, - мыслит Ясперс, - не существует без другого; каждый из них есть
бытие в бытии» [10, С. 25]. В этой тесной связи уровней и кроется
гармония человеческого существования. Мир и ориентирование в нём как первая
объемлющая структура, экзистенция как объемлющая
структура самого себя и трансценденция есть
всеобъемлющее представляют целостную
объемлющую структуру бытия. Другими словами, бытие предстает в трех измерениях - объективное
бытие как простая данность, бытие для себя и бытие-в-себе. «Я-бытие» человека
постоянно находится под угрозой разрушения предметным миром. Все в мире
подвержено крушению. Как человеку сохранить свою экзистенцию? Ответ прост: необходимо
жить в этом мире, не забывая о хрупкости существования. Через страдания и
обращение к Богу приходит понимание ценности жизни и открытие себя в мире. Именно поэтому учение Ясперса оказывается
созвучным современному человеку, мечущемуся в поисках метафизической основы бытия,
особого прорыва, способного обрести
смысл существования.
Список литературы:
1. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма:
Философия существования. СПб.: Лань, 1999. 222 с.
2. Бохенский, И. М. Современная европейская философия.
М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 288 с.
3. Гайденко,
П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. 495 с.
4. Левицкий, С. А. Трагедия
свободы. Сочинения, том.1. М.: Канон, 1995. 512 с.
5. Миронов, В. В., Иванов, А. В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики,
2005. 447 с.
6. Мотрошилова, Н. В.
Экзистенциализм // История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.4. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А.
Шичалина, 2000. С. 3-93.
7. Ясперс, К. Введение в философию. Минск: Пропилеи, 2000. 192 с.
8. Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение. СПб.:
Наука, 2000. 272 с.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во политической литературы,
1991. 527 с.
10.
Ясперс, К. Философия. Кн.1. Философское ориентирование в мире. М.:
«Канон+» РООИ – «Реабилитация», 2012. 384 с.