Д. культурологии Арцыбашева Т.Н.

Курский государственный университет

 

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

 

90-е гг. XX века открыли новые перспективы в изучении российской культуры, в том числе культуры провинциальной. Знакомство с трудами западных ученых, новыми исследовательскими методиками, возвращение в научный оборот забытых отечественных публикаций оказали огромное влияние на формирование культурологического подхода к отечественному социокультурному и художественному процессу, при котором наследие прошлого уже не разделяется на безусловные шедевры и ремесленные поделки, якобы не имеющие эстетической и научной ценности.

Активизировалась и региональные исследования. Во многих областях России в вузах и средних школах были введены краеведческие курсы, значительно увеличилась доля регионального компонента в традиционных учебных дисциплинах: отечественной истории, истории русской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства, а затем и новой образовательной дисциплины – культурологии.

Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления и единая культурная политика: государство перестало диктовать свои требования, культура утратила гарантированного и состоятельного заказчика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий, поскольку диапазон поисков оказался чрезвычайно широк – от следования западным образцам до апологии изоляционизма.

В 2000-х или, как их теперь называют, «нулевых», в связи со стремительным распространением технических средств трансляции культуры и снижение ее уровня, стало исчезать само понятие интеллектуальной и культурной провинции. Мегаполисы перестают быть созидателями и индикаторами культуры, очевидно проявляется новое явление в истории российской периферии – ориентир на саму себя и свое собственное суждение.

Современная провинция учится жить «без оглядки» на столицы. Не наблюдается ни слепого копирования, ни даже равного диалога: воспринимаемые культурные образцы и ценности «столичной жизни» адаптируются, приспосабливаются к привычному образу жизни, неизбежно трансформируясь и приобретая специфические черты: содержание культурного потока наделяется новыми, соответствующими локальным местным вкусам и потребностям смыслами.

Теперь творческому человеку не обязательно жить в столице, современные коммуникации позволяет ему реализоваться в любой точке Земного шара. Но если на Западе происходит децентрализация и перераспределение влияния во всех сферах жизни, культура новой России остается органически связанной со всеми предшествующими периодами социокультурной истории страны. В ней проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, как разрушительные, кризисные, ведущие к полному подчинению отечественной культуры стандартам западной цивилизации, так и прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России. Продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между старшим поколением и молодежной средой. Нарастает субкультуральность, развивающаяся в лоне русской культуры и заимствующая извне лишь сходное по духу и перерабатываемое под свой ритм, такт и вкус. И фоном всему – быстрое и резкое усиление неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но и культурных благ.

Однако нельзя не отметить, что наблюдаемые в России культуротворческие процессы – неразрывная часть общемирового развития конца XX – начала XXI веков, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от «модерна» к «постмодерну». История, понимаемая как общность исторического сознания, как совместная судьба и устремленность людей к прекрасному будущему, уходит в прошлое. На её месте начинает возникать пестрый коллаж жизненных проектов – «отдельных культур и индивидуальных своеволий».

Родившись как феномен художественной культуры и осознав себя как литературное течение, постмодернизм на рубеже 70–80-х годов XX века стал оцениваться как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального, и эмоционального восприятия эпохи. Сегодня постмодернизм – особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, установления каких-либо истин, ориентированный на безудержный плюрализм, признание равноценными любых культурных проявлений, и он не выдвигает плодотворных идей, а лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества.

Затрагивает ли происходящее тот мир, что за пределами российских столиц? Несомненно, но столь же своеобразно, диковинным образом соединяя несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитую политизированность и демонстративную аполитичность, государственность и анархию и т.п. Сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическое наследие, ценности официальной советской культуры и стремление к комфортной и сытой жизни западного образца.

Но именно эта вписанность провинциальных социокультурных и художественных процессов в общемировые и отечественные тенденции, многоликость и многообразие проявлений творческого начала пока не дает возможности определить, какие факты современной отечественной культурной жизни являются важными, определяющими магистральное направление ее развития, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.