Садовская
В.С.,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник
культуры РФ,
проректор
по научной деятельности и
развитию
МГУКИ
Ремизов
В.А.
доктор
культурологии, профессор,
Заслуженный работник
высшей
школы
РФ, член Союза писателей РФ, профессор АГЗ МЧС России
Культурная
личность: базовый ресурс общества
или побочный «продукт» его развития?
В последнее время тема: личность, общество, общественное развитие - стала очень актуальной. Есть основание
причину этого видеть в постепенно меняющейся
типологизации российского
человека: от общественно
ориентированной личности, к индивидуально ориентированной, что вызвано
рыночными, конкурентными общественными
отношениями. Вместе с тем,
существует и социокультурная причина, заключающаяся
в том, что управленческая, административная социальная парадигма сегодня под воздействием новой волны общественного демократизма явно сменяется: от репрессивного стиля, к стилю
конструктивного сотрудничества. Тому свидетельство, например, опубликованная
предвыборная (2012 г.) Программа В.В. Путина и его последующие статьи, в которых именно об этом и идет
речь. Следует так же отметить, что особенностью обсуждения темы личности в научной, культурологической
печати стало абсолютизирование в
ее структуре
социокультурной составляющей.(1)
Вместе
с тем и сам человек - это свой
мир, это вселенная, это
самодостаточный феномен, наконец. Он сам - культура, ее источник, ее носитель,
ее реализатор и ее цель.
Во все века, у всех народов не просто homo sapiens,
а homo cultur - человек
культурный был и остается основной
производительной силой
общества, обеспечивающий развитие, и, являясь основным
потребителем, то - есть основным
средством и основной целью социального бытия. Причем, всякий
прогресс обусловлен качественным продвижением параметров человека -
как гражданина и как личности.
С другой
стороны, человечество в
своей истории пришло
еще к одной закономерности: чем
больше общество
рассматривает человека (личность) как цель своего развития, а не как средство, тем оно
более гуманистично, ориентировано на демократию и тем больше «отдача» от
человека и в экономической, и в
политической, и в социальной, и в духовной
сферах. Причем, духовная сфера
жизни человека, как показывает
исторический опыт, выступает
сущностным качественным показателем
самого «человеческого материала» (Ф.
Энгельс). Не случайно еще с древнегреческих
времен известно положение о том, что
мощь войска на поле боя, как человеческой совокупности, в основе своей содержит духовные силы, а
по вертикали – волю, которая так же
требует внутреннего напряжения со стороны сознания, интеллекта, психики, личности.
Таким образом, материалистическое
положение о том, что, изменяя
мир, человек изменяется и сам, всегда соседствовало с истиной о том, что только качественно определенный человек способен качественно изменить мир. В силу данной взаимосвязи оправдывают и имеют смысл
вложения в образование, в воспитание, в развитие поколений, в поддержание их идеалов, целей, установок, убеждений,
менталитета, направленных на
общественно необходимые задачи.
Именно в данном контексте имеет смысл формула, берущая истоки из эпохи Просвещения: «Все для
блага человека. Все во
имя человека», которая, как
представляется, отнюдь не потеряла
своей актуальности и по сути
справедлива, ибо имплицитно содержит в себе идею достоинства человека и высший смысл общественного бытия.
Исходя из отмеченных аксиом взаимосвязей системы: человек – общество, подчеркнем
еще одно обстоятельство, связанное
с качественной стороной
личности: ключевое
значение его культурного
уровня. Культура личности – это
то надприродное образование в
человеке, которое делает его созидателем.
Причем, чем более творческий
характер носит его созидательная деятельность, тем более культурен
человек по сути своей, по основному признаку: homo faber – человек
действующий, созидающий.
С культурой личности связана образованность человека, степень владения
им научным знанием;
умение методологически грамотно
мыслить, абстрагировать и моделировать
процессы бытия.
С культурой личности связана его воспитанность, включающая и социализированность,
и инкультурированность, и владение нормами, правилами этикета, коммуникативно-технологических установок
взаимоотношений.
Наконец, с культурой личности
связано его нравственное содержание, включающее гуманистическую направленность, наличие
нравственно-регулирующей рефлексии, умение управлять эмоциями, чувствами, внутренним состоянием;
нравственные установки, которые всегда
связаны, в свою очередь, с лучшими
традициями, ритуалами, мифами, с религиозными истинами народов.(2)
В данной системе элементов культуры личности ядром, цементирующей силой выступает духовность человека. Ее можно с наиболее обобщенных
позиций понимать как
внутреннюю нацеленность личности на
высшие смыслы существования мира и человека.(3)
В духовности как
ядре культуры на первое
место выдвинут гуманизм, ибо человек и
цель, и средство культурной деятельности, но чем больше
он – цель, тем нравственнее социальный
процесс.
В гуманизме
сегодня можно выделить три
модели: абсолютизация интересов
индивида (техногенная модель);
абсолютизация интересов и воли большинства (традиционалистская модель) и
- сбалансированность учета интересов
личности и интересов общества
(гармоничная модель). Третий путь, как
представляется, и порождает подлинный этизм в
экономике, политике, социальной
практике.
Исследователи отмечают и четвертую модель, такую, где «нет
единого понимания ценностей, где существует ценностный нигилизм;
где дискредитированы все ценности Просвещения; где фиксирован глубокийкризис европейского рационализма, возрожденческого
гуманизма».(4)
Данная модель связывается
с информационным обществом, информационной эпохой, в которой, по мысли И. Валлерстайна, обостряется проблема
потери смыслов, теряются представления об окружающей реальности «и своем месте
в ней» (Р. Ингардт).
В теоретическом анализе духовности разделяются такие ее разновидности, как
светская и религиозная духовности. Религиозная духовность
обращена к воле Бога и определяется евангельскими нравственными требованиями, сыгравшими громадную роль
в моральном развитии народов. Относительно светской духовности выделяются
такие ее типы, как эстетическая
(эстетизм), этическая (этизм), художественная (артизм), экологическая
(экологизм), экономическая (экономизм), политическая (политизм), правовая (лооизм)
(5), а с другой стороны ее виды: рационалистская; чувственно-созерцательная;
абстрактно-виртуальная. С третьей
стороны рассматриваются также
такие типы духовности как
аполлоническая (гармоническая) и дионистическая (стихийная).
В функциональном плане духовность рассматривается как двунаправленная векторность: положительная (созидание, соответствие
высшим смыслам бытия) и отрицательная
(сатанозность, эгоспиризм, деструкциозность, вайоленсоидность).(6) Отмечается так же возможность своеобразных «пустот духовности» человека, связанных
с наркотическим состоянием (в т.ч., конечно, и с пьянством), с явлением «опустошенности
духа» и, безусловно, с психической
неадекватностью.
Вместе
с тем в своем развитии
духовность есть движение к гармонической целостности
личности, к единству в нем
истины, добра и красоты, что, как известно, и составляет три лика культуры.
В идеале, безусловно, как это уже тысячелетия тому назад зафиксировали древние греки, прекрасное – это гармония подлинно
нравственного (гуманистического), а
также совершенного по форме, по
способу выражения и действия (красивого). «Прекрасно – добрый»
человек – вот идеал Эллады
(калокогатия).(7)
И, наконец, еще одно суждение. Реальное сознание
человека всегда функционирует как бы одновременно на двух
уровнях: обыденном и теоретическом. В культурологическом плане
это означает, что мир ценностей,
норм внутреннего поведения, ориентиров для действия человека, его убеждений,
идеалов – образцов представляет собой конгломерат образований, куда «вмонтированы» и рудиментарные моменты, по какой-то причине
культивируемые в семье ли, в
социальной ли группе, в
народности, и секуляритивные формы религиознообрядовых действий, атрибутов (как, например,
всегда было нормой крашения яиц на Пасху в России и вообще в
русских семьях), и социально
установленные ритуальные нормы, обычаи, установки, пережитки и т.п.;
и, наконец, возрастные (молодежная культура) культурогенные явления:
сленговое мышление, специфика знаковых
взаимоотношений, особенность художественных ориентиров и т.д., а также и «высокие»,
общечеловеческие, высокогуманные
ориентиры – смыслы
жизнедеятельности личности. Все
это дает основание сделать вывод о
поливариативной природе духовности
человека. Это своеобразный веер, который незрим, но всегда как парус
личности. Когда же мы говорим о субъекте, что он «без руля и без
ветрил» (М.Ю. Лермонтов), то здесь отражается и общественно –историческое представление о добре, зле, добропорядочности, и – гуманно или не гуманно.
Преступник, варвар, злодей бывает
по-своему «духовен» (за исключением
патологии). Правда (и это уже
другой вопрос), упаси Боже нас от их «духовности»! В этом смысле, очевидно, можно говорить и о
глубине, о богатстве содержания духовности. Отсюда, вероятно, допустимо вести
речь о «замкнутой на элементарные биологические потребности» духовности, об альтруистической духовности, о нравственно развитой
(гуманистической) духовности и т.д.
С другой
стороны, духовность, очевидно,
способна окрашиваться, в зависимости от профессиональных
особенностей, в техницистские
оттенки или в гуманитарные. В
этом смысле цельность личности
определяется тем, насколько она генерализирует свою духовность вокруг определенной системы
культурных ценностей, норм, ориентиров,
насколько она устойчива в этом.
Вместе
с тем о «бездуховности» как о феномене, связанном с отсутствием способности к экзоспиризму (генерация высокодуховного),
тоже можно говорить, но в тех случаях, когда личность неспособна к нравственной рефлексии, даже если она образованна. В этом случае бездуховность фиксируется
такими понятиями, как «циник»,
«робот» и т.п. В другом случае мы говорим «бездуховен», когда оскуднен внутренний
мир человека до уровня
биологической триггерной системы: «да – нет», «дай – бери» (мы не
говорим здесь о бездуховности как
о психическом заболевании).
Широко
распространено среди части интеллигенции заблуждение, которое отождествляет духовность с
псевдодуховностью (разглагающаяся, больная духовность - «духомавность»),
с овладением некоторой интеллектуальной
суммой
связанной с художественной
культурой. Многие деятели от
живописи, театра, кино и эстрады гордо объявляют себя
носителями духовности, забывая о
главном ее критерии – высокой нравственности, а для верующих
людей – христианской морали. О
какой духовности можно говорить, если некоторые крупные
профессионалы в области различных жанров
искусства страдают спесивой
самовлюбленностью, завистью, интриганством, погрязают в пьянстве,
распутстве, беспринципности и цинизме, поклоняясь гедонизму и только ему?
И еще об одной весьма
распространенной
псевдодуховности. Мы имеем в
виду современные модификации
европейского гуманизма эпохи
Возрождения. Он превратился в культ человека абстрагированного от мира
других, абсолютизация которого не
знает границ и которому все
позволено. Однако от
провозглашения могущества человека,
от абсолютизации либерального права, панегирики в его честь до
аморальной вседозволенности и бессовестности
- один шаг; от гипертрофированного антропоцентризма до эгоцентризма – и
того меньше. С экранов телевизоров, по радио и в печати
пропагандируется сегодня
«высокий дух» человека, отождествляемый
с его непомерным
самоутверждением, доходящем до самовлюбленности, с гордыней успеха в
предпринимательской и государственно-политической деятельности - любыми методами и
средствами, вплоть до убийства.(8) Представляется, что это не путь в духовность, а путь выхода из духовности.(9)
Но разновидности «духовности»,
«псевдодуховности» и «духомавности» трудно
фиксировать, ибо различия
людей по их внутреннему миру и способностям, по форме
«связи» с этим миром очень
многообразны. Академик Н. Амосов отмечал, что, во-первых, диапазон
различий людей по набору потребностей и силе характера составляют пропорцию
примерно 1:3. Во-вторых, что человек, прежде всего, эгоист, однако
альтруизм ему присущ и
воспитуем. «Лидерство, - указывает он, - жадность, немного сопереживания и любопытства при значительной
воспитуемости - вот естество человека … Коллективистская сторона сущности человека: потребность в уважении
со стороны ближних и совесть
перед товарищами».(10)
Таковы аспекты бытия духовности во
внутренней социокультурной жизни индивида.
Все это
позволяет сделать вывод о том,
что культурный ресурс
личности, воплощенный, в частности, в ее духовности, органично, логично и детерминистски отливается
в базовый ресурс общества, ибо ресурс -
это и «возрождение», и «источник чего-то», и «средства, к которым обращаются …».(11)
Если
вести речь о соотношении ресурсной базы личности и общества, то следует
отметить, что их структуры
однопорядковы – это экономический, политический, социальный и духовный ресурсы. При этом человек
выступает здесь как уже отмечалось, основной производительной силой, а она, в свою
очередь, обусловлена уровнем
культуры личности, ибо культура здесь
понимается как способ созидательной деятельности людей, как
ее внебиологический компонент, фиксирующийся в материальных и духовных
ценностях обеспечивающих существование, развитие общества и личности.
Но есть и другая сторона этого феномена. Все-таки в структуре
ресурса общества и личности
ведущая роль принадлежит
духовной сфере. Именно духовная готовность к действию - деятельности оказывается
базовой. Данное положение тоже
традиционное в науке и проистекает от древних
греков, у которых «познание», «знание», «пайдейя» рассматривались как
ключевые звенья в структуре созидательного человека. Характерно, что и
великий Гегель, наряду с абсолютной
идеей, придавал на практике определяющее место «феноменологии духа». А в «Науке логики» (1812 г.) Гегель
указывает на субъективность «духа» как «творческой силы», как инструментарии освоения «богатства образов», а орудия труда, материальная культура,
цивилизация, - говорит он, - есть
производные формы воплощения
творческой силы духа
человека.(12)
Однако что это может означать
на практике, как не методология социально-политической и культурной
жизни общества? Представляется, что
вывод здесь очевиден. Он заключается в том, что
в культуре осмысления экономического и социально-политического
бытия социума доминанту
должного, необходимо и смыслообусловено следует строить на базе
одухотворения социального бытия личности.(13)
Мы
же пока в России планируем социальное
бытие личности, ориентируясь
на выживании только
телесного человека: пара обуви, колбаса, сыр, сахар, молоко, кефир,
крупа … - составные части пресловутой «социальной корзины». Но цивилизационный опыт
диктует уже иные
исходные позиции. Так, например,
во Франции мерилом жизнеобеспечения человека, наряду (как
разумеющееся) с материальной обеспеченностью, выступают
возможность медицинской защиты, наличие в обиходе дисков DVD, возможность недорогого отдыха в комфортных климатических странах, возможности для посещения музеев, выставок, концертов, театров и т.п. То-есть,
очевидна бинарная доминанта: акцент не только на материальном, но и на духовном
бытии, на его духовных смыслах,
а не на абсолютизации телесных … которые
уже прочно обеспечены.
Отсюда и другой практический социальный вывод о том, что достигать материальной обеспеченности
человека следует не за
счет повышения стоимостных цен пресловутого ЖКХ, цен на образование, на
книги, на хлеб, на транспорт, на медицину,
на социальные услуги, а на предметы
отрицательной направленности по отношению к разумному бытию личности и к ее духовности: алкоголь,
табак, виллы, яхты, личные самолеты,
коллекции машин, изысканные
ювелирные изделия, драгоценности, огромные земельные
участки, владения и т.п. и т.п.
Подобные выводы можно
произвести и относительно
политической, а также социальной
сфер жизни общества.
Таким
образом, завершающее суждение
является естественным, необходимым,
и доказательно вытекающим из понимания
сути общества, которое состоит
и существует прежде всего из личностей разумных, духовных,
обусловленных культурой, творящих
культуру, несущих культуру.
В контексте вышеизложенного
находится и еще одно
актуальное для сегодняшней
России обстоятельство. Дело в
том, что в условиях рыночных отношений и
господства конкурентных экономических
подходов естественен вывод о том, что всему есть своя
цена. Здесь можно вести речь и о цене нравственности самой экономики, о нравственности политики и социальной сфер. Хотелось бы подчеркнуть, что своя
цена для общества есть и
для духовности. Можно в этом
смысле вести речь об экономике духа и экономике бездуховности личности, так же
как сегодня говорят
об экономике знания и об
экономике невежества. Разве можно всерьез
говорить не только о культуре, а об экономике вообще, когда «пропадают» (а попросту - воруются) миллионы
денег, выделенных
государством на социальные
цели, когда в авиации
могут давать команды
не возвращаться на
аэродромы посадки, а лететь дальше самолетом с
пассажирами в случае
обнаружения поломки; если закупаются «паленые» запчасти; если шахтеров
заставляют продолжать выработку
угля, закрыв датчики наличия метана
целлофаном в аварийных забоях? Рассуждая далее, можно вести речь и о духовности стиля и образа жизни людей, в особенности молодежи; о духовном насыщении свободного
времени населения. Вероятно имеется
достаточно противоречивого в
абсолютизации линии
организации свободного времени
только в пространствах сферы
зрелищной индустрии: шоу,
спортивные соревнования различного вида, центры досуга с ночными клубами и дискобарами. Почему - то мы совершенно
забыли о том, что человек - это не только «развлекающееся
животное», но в самой высокой
и первостепенной мере - социальное
существо. А в социальном плане
общество перестало создавать
поле творческой самореализации для личности, а если оно и есть, то поле это
мизерно узкое. Но ведь существует
известный социальный закон, что
чем меньше общество вкладывает средства
на развитие духовного богатства
личности (шире - культуры), тем
больше ему (обществу) приходится
тратить денег на создание и
обустройство сил принуждения. (14) Не
потому ли у нас сегодня
океаны всяческих охранных организаций, не говоря о
милиции, ОМОНе, МВД, ГАИ - ГИБДД
и т.д., а их действия, в свою очередь, по отношению
к человек не всегда, мягко говоря,
одухотворены благородством. Наконец, нельзя
не сказать и о еще одном социальном
феномене духа. Представляется, что
общее духовное поле
российского общества сегодня входит еще в одно противоречие в связи с введением в программу школьного обучения курсов
религиозных культур в соответствии с существующими в стране
конфессиями. Есть серьезное опасение, что это породит с малых лет
сознание не духовного
единства населения, а разобщенности и несводимой разности. Не лучше
ли было бы, как и рекомендовали
многочисленные исследования, в младших
классах ввести «уроки
вежливости», в средних классах - уроки «культуры общения», а в старших классах - «уроки этикета», ну, а в ВУЗах следовало бы обязательно
иметь курс «этики», да и
«эстетики», как «этика будущего» (А.М. Горький). Такой подход
облагородил бы
подрастающе-определяющее, по отношению к будущему, поколение,
которое сегодня кто называет - поколением «пепси», кто поколением
«некст», кто поколением «Вирту», а кто и поколением «духовно опущенных». Вот прочитал недавно на стене близ стадиона в
Химках один из их лозунгов: «Пей, колись и будь марионеткой». Когда-то мудрый грек - Сократ, а вслед за ним Платон и
Аристотель, рассуждая о социуме, подчеркивали
важнейшую роль в
человеке «духа - души». Думается, что сегодня, как и тысячелетия
тому назад, данная истина
так же, если не в большей
мере, актуальна и многое определяет
в общественно-ресурсном смысле, в котором человек, личность - базовый ресурс, в не побочный продукт развития социума. Продолжая мысль, можно
резюмировать, что человек и общество
находятся в диалектическом
взаимоотношении при ведущей
позиции человека, личности.
На данном утверждении основана современная
концепция человека как
ведущей силы социально-культурного
прогресса. Ее принципиальные полождения можно
сформулировать следующим образом: человек - основная жизненная
ценность; человек имеет право
на свободу творческих
проявлений и на осуществление своих способностей; государство и
общество обязаны защищать достоинство
человека и его право на владение
культурными ценностями, на культурное
творчество, на его культурный
статус.
Вместе
с правами можно выделить и
обязанности, такие как долг перед
сообществом людей; как отношение
к другим, как к себе самому, уважение к его внутреннему
миру и интересам, восприятие его
как такой же личности, как и ты;
чувство глобальной ответственности за судьбы мира, осознание единства человечества;
активная деятельность во имя справедливости и нетерпимости к насилию всех видов; моральная надежность и приверженность к свободе; широкий культурный горизонт, интеллектуальная гибкость
и профессиональная
компетентность; духовность,
способность к самосовершенствованию;
освоение новых гармоничных форм культуры человеческого общения и сопричастности друг к другу.(15) Все это выступает сегодня
и как альтернатива культурфилософии постмодернизма с его отрицанием
гуманистических канонов, норм-
регуляторов, ценностей - идеалов, нравственных
ориентиров; и как основа, залог
устойчивого
гуманистического развития
личности, а следовательно и
человеческого сообщества в XXI веке.
Литература:
1.
См.: Человек и общество.
История, культура, политика, экономика. Сборник научных трудов. - М.,
2009; Арнольдов А.И. Духовный мир современного человека. - М., 2011; Белик А.А. Культура и личность. - М., 2001;
Мацукевич О.Ю. Ситуативный подход к решению
задач ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета
культуры и искусств. - 2011, №5. - С. 129-133.
2.
Ремизов В.А.
Культура личности
(Ценностно-мировоззренческий анализ). -
М., 2000.
3.
См.: Садовская В.С. Лабиринты
культуры быта. - М., 2002.
4.
См.: Культура глобального
информационного общества:
противоречия развития. - М.,
2010. - с. 29-30.
5.
См., например, Ремизов
В.А. Социальная экология культуры личности. - М., 2004;
Культурно-духовные традиции - основа сохранения
единства России. Том IV. - М., 2008.
6.
См. Нижников С.А. Духовное познание //
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. - Спб., 1998. - С. 181. Акопян К.З.
Духовность: сущность природы, своеобразие; Шумихина Л.А. Духовность как способ
человеческого бытия // Полигнозис. - 1999. - №4.
7.
История красоты
под редакцией Умберто Эко. - М., 2005. - с. 48-53.
8.
См.: Гидиринский В.И.
Русская идея и армия. - М. 1997. - С.
15.
9.
Абдулатипов Р.Г. Воля
к смерти. - М.(Философия кризиса глобального человека). - М., 2007. - с. 160.
10.
Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. - 1992. - №6. с. 56,62
11.
Крысин Л.П.
Иллюстрированный толковый словарь
иностранных слов. - М., 2008. -
С. 614.
12.
См. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 103.
13.
См., например: Н.Н.
Ярошенко. Науки о культуре:
проблемные точки рефлексии
культурного процесса / Вестник
МГУКИ. - №6, 2010.
14.
Флиер А.Я.
Некультурные функции культуры. - М., 2008. - с. 105.
15.
См.: А.И. Арнольдов.
Духовный мир современного человека. -
М., 2011.