7. Глобалистика
д.ф.н. Левяш И.Я.
Институт
философии НАНБ (Беларусь)
Культуротворческий потенциал
Центральной Европы Цель доклада - постижение одного из наиболее существенных и
значимых процессов второй половины ХХ – начала ХХI столетий – «возвращения»
Европы, как одного из «осевых» культурно-цивилизационных комплексов, и в этом
контексте – структурирование Центральной Европы и выяснение ее
культуротворческого потенциала. Движение в направлении реализации этой цели
способно выявить смысл концепта «триединая
Европа» [1], структуру и динамику ее становления и развития.
I. Предыстория проблемы. Сопричастность
к Европе – (С. Пикколомини, Гегель). А. Тойнби о Средней Европе – Руритании и вместе с тем «земле-сердце» [2, с.
510, 556]. У. Черчилль в речи в Фултоне (1946) о «сокровищах древних государств
Центральной и Восточной Европы».
В официальных документах и литературе нет
однозначной идентификации среднеевропейского «сердца». Широко бытуют термины «Восточно-Центральная
Европа», «ЦВЕ, законная сестра Западной Европы», и ее специфика выражается
неопределенным термином «другая Европа». Однако «память малой нации не меньшая,
чем память великой нации, поэтому она лучше усваивает имеющийся
материал» [3, с. 468].
Польский профессор А. Подраза об исторической эволюции концепта
«Центральная Европа» [4, с. 30]. Уже в ХIХ в. Реконструированы основные вехи
процесса самоидентификации
Центральной Европы (Ф. Лист, Ф. Палацкий). В начале ХХ в. Т.Г. Масарик – «лев в
политике» и «философ на троне» - разработал право «малых народов» на
политическую самостоятельность. Все народы являются «равноправными
государственными и культурными индивидуальностями». Многочисленность государств
в Европе, писал он, соответствует зрелости их культур.
Далее,
во время между Первой и Второй мировыми войнами, книга Ф. Ноймана
«Центральная Европа» («Mittereuropa»)
(1915). Его концепция «была подхвачена...и развита в идею Пан-Европы - общего
европейского союза...» [5, с. 341]. После войны самоидентификация
ЦЕ обрела политико-культурный
характер. Эссе Е. Сюча «Три исторических региона Европы» (1983). Он
подчеркивал, что среди них «Центральная Европа развила особую, стабильную
политическую культуру… она вбирала политическую практику и Востока, и Запада» [6,
с. 23], но в 80-х г.г. «превратилась в идеализированную Европу культурной ностальгии» [7, с. 122].
II. Наследие среднеевропейской культуры. У народов ЦЕ издавна есть
«бесценные сокровища», о которых говорил Черчилль, и основания для ностальгии
по временам, когда всей Европе делали честь Польша, Литва, Чехия, Венгрия.
Начиная с Коперника, Польша дала Европе и миру плеяду великих мыслителей,
художников и политиков. ХУI в. - выдающиеся подвижники чешской
Реформации. Идеология и ценности гуситского движения по степени воздействия
соперничали с лютеранством.
Творчество
великих мастеров художественного слова народов Средней Европы – Мицкевича,
Кафки, Чапека, Гашека, Милоша, Чюрлениса, композиторов Монюшки, Огинского,
шедевры Кракова, Праги, Будапешта и Вильно, Киева - все это (и бесконечно
многое другое) является не только весомым приращением всечеловеческого
духовного богатства, но и духовным ферментом становления и эволюции
среднеевропейского культурного стиля, ментальной самоидентификации
народов ЦЕ (см.: [8, с. 467].
III. Структурирование и дифференциация ЦЕ. Чешский мыслитель М. Кундера
писал, что ЦЕ – это «украденный Запад,
но Западом она быть не может…Оригинальность и мудрость этих культур вытекает из
полного разочарований исторического опыта» [9, с. 117]. Глубинные процессы в
масштабах многих поколений, в конечном счете, сформировали ЦЕ не как Запад и не
Восток, а своеобразную историческую – социокультурную, геополитическую и
экономическую реальность семейства среднеевропейских народов. Ее основные параметры
- историческая общность культур ее
народов и вместе с тем водораздел
ветвей христианской культуры, а на юге региона – христианского и мусульманского
миров; исторический фатализм народов
этого субконтинента.
ЦЕ – на
геополитических ветрах между Западом и Востоком. До недавнего времени положение
среднеевропейского субконтинента действительно было фатальным. Тектонические
разломы ХХ в. в Европе многое и существенно изменили, в том числе и в
реструктуризации ее архитектоники. Эксперты отметили новую тенденцию – регионализацию Европы, формирование в
ней культурно-цивилизационных субпространств.
Этот процесс
пришел в противоречие со становлением и
эволюцией Евросоюза. Все более обнаруживалось несоответствие его
самоназвания, как Союза государств Европы в
целом, реалиям ее пространственной
структуры. Освоение ее Lebensraum стало решающим тестом
способности ЕС реализовать идею Большой Европы. Она была еще непривычна для «старого» ЕС. Но уже в 1994 г. госдепартамент
США сообщил, что отныне регион Восточной Европы будет именоваться Центральной Европой. В этом определении есть значимый ценностно-смысловой подтекст. Г. Майер:
«Точнее следовало бы говорить: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, с
одной стороны, и Западная, Южная и Северная Европа - с другой. Такие
государства, как Чехия, Словакия, Венгрия и Польша, нельзя считать «восточноевропейскими»
(они относятся к Центральной Европе)» [10, с. 16].
Эволюция Евросоюза
поставила во главу угла проблему переоценки сущности
и структуры европейских ценностей, культурно-цивилизационной идентичности входящих в него народов и государств,
ориентаци на Большую Европу как в «культурный и этический проект» [11, с. 279].
Ж. Монне: «Если бы снова пришлось начать
работу по объединению Европы, ее надо было начинать с культуры» [12, с.
11, 12].
Такая ориентация
выявила нерешенную исходную и фундаментальную культурную проблему. О ней писал уже Ф. Ницше. Он стремился «пре- дугадать европейца
будущего…это - …единая Европа...в своем многообразии...» [13, с. 293].
Обсуждая эту проблему, Г. Майер ставит
вопрос: «Что такое европейская культура? Ее не привести к простому знаменателю,
более того, ее нельзя привести к одному знаменателю вообще. Ее отличительной
чертой является многообразие, а не единообразие. Чувство единства европейских
народов коренится в опыте общей истории, общего христианского воспитания».
Однако для подлинного единства
необходимо, «чтобы каждая из частей начала ощущать свою неполноту, свои
потребности и компенсации за счет заимствования у других» [14, с. 12, 15].
IV. Восточноевропейский вектор ЦЕ. Профессор
университета Париж-ХI Ж. Латуш: «Европе
также необходимо восстановить духовное родство с восточным и православным
социумами...с Восточной и Южной Европой» [15, с. 64]. В этом предпосылка того,
что Европа после десятилетий разделения наконец вновь начнет «дышать обоими
легкими» и приступит к своению своего «родного языка, христианства» (Иоанн
Павел II, 1991).
Таково
«историческое задание» (Н. Бердяев) и в его исполнении незаменима роль
Центральной Европы. Однако объективно ЦЕ, как целостность, пока еще во многом -
«вещь в себе», еще не избавилась от «часто бездеятельного во внешней жизни и
постоянно распадающегося национального сознания» [16, с. 467].
Вместе
с тем многовековая кристаллизация Центральной Европы, все более обретающей
сущность и признаки специфического субконтинента, в конечном счете, привела
к легитимации ее культурно-цивилизационной специфики и заметному повышению ее
роли в диалоге как с Западной, так и Восточной Европой – Россией. В контексте
трудной, но необратимой европейской самоидентификации России, ее коммуникаций с
ЦЕ опираются на плодотворные исторические предпосылки и имеют органический
характер. Их обновление способно обеспечить культуротворческую синергию
потенциально триединой Европы [17-20].
Литература
1. Левяш И.Я. Культурология. Изд. 5. - Гл. 11. - М.:
Айрис пресс, 2004.
2. Тойнби А.Дж. Цивилизация
перед судом истории. - М.: Айрис пресс, 2003.
3. Кафка Ф. Америка.
Процесс. Из дневников. М.: Изд-во полит. литер., 1991.
4. см.: Подраза А. Ist Mitteleuropa eine
Historishe Region? // Новая Польша.
2003. №6.
5. Тойнби А . Дж. Цит. соч.
6. Цит. по: Островски К.,
Тюни Г. Три политические культуры в Европе
// Социс. – М., 1998. -
№2.
7. Цит. по: Миллер А.И. Це:
история концепта // Полис. 1996. - №4.
8. Кафка Ф. Цит. соч.
9. Цит. по: Неман. - Мн.,
1990. - №2.
10. Майер Г. Европейская
культура: фантом или реальность? // Вестник
Европы. Т.ХII. - М., 2004.
11. Зидентоп Л. Демократия в
Европе. - М.: Логос, 2001.
12. Цит. по: Вестник Европы.
М., 2004. Т. XII. – М., 2004.
13. Ницше Ф. По ту сторону
добра и зла. – М.: Сирин, 1990. – Кн. .2.
14. Майер Г. Цит. соч.
15. Латуш Ж. Конец западной мечты // Свободная мысль.
2004. №8.
16. Кафка Ф. Цит. соч.
17. Левяш И.Я. (ред.) Восточная Европа: политический и
социокультурный
выбор.
Мн., 1994.
18. Левяш И.Я. Логос фронтиров христианской Европы //
// Drogi i
rozdroza
kultury chrzesciansriey Europy. Czestochowa, 2003.
19. Левяш И.Я. Европейский
дискурс Достоевский-Ницше // Россия
в современном мире. 2006. №1.
20. Левяш И.Я. Дилемма
«расширение/объединение» Европы: взгляд
России // Европа. - Варшава, 2006. №3 (20).