Дисциплина как политическая анатомия детали в философии М.Фуко

 

В своей работе «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко посвящает одну из частей дисциплине. В контексте данного исследования дисциплина подразумевается как средство контроля над всеми областями жизни человека, что подтверждается названиями глав, входящих в данный раздел: «Послушные тела», «Экзамен», «Паноптизм».

Дисциплина рассматривается автором в контексте развития методов и техник надзора над индивидуумом. По мнению Фуко, исторический момент дисциплин – момент, когда рождается искусство владения человеческим телом, направленное не только на увеличение его ловкости и сноровки, не только на усиление его подчинения, но и на формирование отношения, которое в самом механизме делает тело тем более послушным, чем более полезным оно становится, и наоборот[1].

Поначалу дисциплины должны были в основном нейтрализовать опасности, выявлять бесполезные или неспокойные группы населения и избавлять от неудобств, порождаемых слишком многолюдными сборищами. Теперь они должны (ибо становятся способны к этому) играть положительную роль – увеличивать возможную полезность индивидов.

Долгое время обычная индивидуальность – индивидуальность простого человека – оставалась ниже порога описания. Быть рассматриваемым, наблюдаемым, детально исследуемым и сопровождаемым изо дня в день непрерывной записью составляло привилегию. Создаваемые при жизни человека хроника, жизнеописание, историография составляли часть ритуалов его власти. Дисциплинарные методы полностью изменили это отношение, понизили порог, начиная с которого индивидуальность подлежит описанию, и превратили описание в средство контроля и метод господства. Описание теперь не памятник для будущего, а документ для возможного использования.

Автором высказывается мысль о том, что индивид есть вымышленный атом «идеологического» представления об обществе; но он есть также реальность, созданная специфической технологией власти, которую Фуко называет «дисциплиной». «Надо раз и навсегда перестать описывать проявления власти в отрицательных терминах: она, мол, «исключает», «подавляет», «цензурует», «извлекает», «маскирует», «скрывает»[2]. На самом деле, власть производит. Она производит реальность; она производит области объектов и ритуалы истины. Индивид и знание, которое можно получить об индивиде, принадлежат к ее продукции.

Большая часть раздела, посвященная дисциплине, посвящена рассмотрению различных общественных институтов, таких как школа, завод, армия, тюрьма, какими они существуют в XVIII веке. Сравнивая их с аналогичными в предыдущее столетие, Фуко указывает на то, что все изменения, от содержания воинских уставов до архитектуры задний, направлены на закрепление системы наблюдения, а тем самым подчинения. Посредством названных новаций возникает новое требование, обращенное к дисциплине: построить машину, действие которой будет максимально усилено благодаря согласованному сопряжению составляющих ее элементарных деталей. Отныне дисциплина – не просто искусство распределения тел, извлечения из них времени и накопления этого времени, а искусство сложения сил в целях построения эффективной машины.

По Фуко, дисциплинарное пространство диктует каждому индивиду определенное место. Но это не просто место, а одновременно и ранг, место в той классификации, которую устанавливает данная дисциплина. Дисциплина организует различные пространства в виде ячеек, мест и последовательностей и, тем самым, формирует сложное дисциплинарное пространство, одновременно архитектурное, функциональное и иерархическое.

Высшей точкой названной тенденции можно считать проект английского юриста Иеремии Бентама под названием Паноптикум. Не вдаваясь в детали проекта можно, тем не менее, обозначить его основную цель - привести заключенного в состояние сознаваемой и постоянной видимости, которая обеспечивает автоматическое функционирование власти. Паноптикум, по мысли его автора, функционировал как механизм управления всеми сторонами жизни.

Распределение последовательных деятельностей по рядам – «сериям» – дает власти возможность выгодно использовать длительность: возможность детального контроля и точного вмешательства (в форме дифференциации, исправления, наказания, устранения) в любой момент времени; возможность характеризовать, а, следовательно, использовать индивидов в соответствии с уровнем серии, которую они проходят; возможность накапливать время и деятельность, вновь открывать их суммированными и годными к использованию в конечном результате, представляющем собой предельную способность индивида. Рассредоточенное время собирается воедино, для того чтобы произвести выгоду, тем самым овладевая ускользающей длительностью. Власть непосредственно связана со временем; она обеспечивает контроль над ним и гарантирует его использование.

Историки идей обычно приписывают философам и юристам XVIII столетия мечту о совершенном обществе. Но была и военная мечта об обществе: она была связана не столько с естественным состоянием, сколько с детально подчиненными и прилаженными колесиками машины, не с первоначальным договором, а с постоянными принуждениями, не с основополагающими правами, а с бесконечно возрастающей муштрой, не с общей волей, а с автоматическим послушанием[3]. Высказывая данную точку зрения, Фуко соглашается, что XVIII в. не изобрел процедуру иерархизированного надзора. Но он существенно расширил круг ее применения, придал ей гораздо большее значение, расставил новые акценты и выработал для этого новую технику, благодаря чему дисциплинарная власть оказалась в состоянии функционировать как система, внутренне интегрированная с целями и аппаратом соответствующей деятельности. Дисциплинарная власть начинает выступать как многосторонняя, автоматическая и анонимная. Дисциплинарные методы обнаруживают линейное время, моменты которого присоединяются друг к другу и которое направлено к устойчивой конечной точке. Словом, время «эволюции».

 



[1] Сокулер З.А. Концепция «дисциплинарной власти» М.Фуко//Знание и власть: наука в обществе модерна. – СПб, 2001.

[2] Фуко М. Надзирать и наказывать : Рождение тюрьмы, М.: Ad Marginem, 1999.

[3] Фуко М. Надзирать и наказывать : Рождение тюрьмы, М.: Ad Marginem, 1999.