Физическая культура и спорт/1.
Физическая культура и спорт:
проблемы, исследования, предложения
к.п.н.
Белавкина М.В.
Южный
федеральный университет, Россия
ФЕНОМЕН ПОБЕДЫ В ИСТОРИИ ОЛИМПИЙСКИХ
ИГР
В любой сфере человеческой деятельности
всегда существуют ориентиры, которые определяют направления и законы развития,
особенности и перспективы. Если
рассматривать такую специфическую отрасль, как физическая культура и спорт, то
можно отметить, что развития олимпийского движения, определяет цели и задачи, как
мирового спорта, так и соревнований национального уровня.
Олимпийские игры – исключительное явление
в истории человечества, поскольку при всем сохранении традиций олимпийского
движения можно наблюдать «эволюционирование» как отдельных составляющих, так и
всего процесса. А потому, обращение к историческому наследию, естественно,
позволяет лучше понять современные черты, характерные для олимпийского движения
и, что более важно, предопределить дальнейшие тенденции развития.
В данной статье хотелось бы обратиться
лишь к одной стороне вопроса – проблеме «победы» на соревнованиях. Естественно,
что любое соревнование, без разделения в каком-либо направлении, имеет конечной
целью выявление лучшего, достойного. В толковом словаре трактовка понятия «победа»
- успех в борьбе за что-нибудь в результате преодоления чего-нибудь [5]
Указанная трактовка понятия неизменна на
протяжении времени. Победа всегда связана с преодолением и борьбой, однако,
всегда существует неоднозначность при анализе проблем: преодоление чего, борьба
за что и, главное, какая борьба. Для того чтобы понять, насколько феномен
«победы» видоизменяется с ходом истории соревнований, и, в первую очередь,
олимпийских соревнований, проанализируем отношение к победе и победителям
древних греков.
Олимпийские игры пропагандировали
представления о человеке, сильном, волевом, всесторонне развитом. Ведь не
случайно победителя олимпийских игр называли «олимпионик» (связанным с богиней
победы Никой) и сравнивали с богами, называя «малый бог» и устанавливая скульптуры,
рядом с божественными [2]. Знаменитая
фраза, сказанная о некультурном человеке «не умеет ни читать, ни плавать» в
полной мере характеризует представление эллинов об «идеале» воспитания. Такие
представления в полной мере соответствуют уровню развития древнегреческой
философии и медицины, которые задавали достаточно высокую планку в понимании
человеческой природы [3].
Для древних греков игры никогда не были
только соревнованиями в силе, ловкости и быстроте. Они имели важнейшее
общекультурное значение. Состязания сопровождались мусическими конкурсами.
Среди зрителей можно было увидеть математика Пифагора, философов Платона и
Аристотеля, историка Геродота, поэта Лукиана [4]. Однако, появившись для решения определенной
исторической задачи, Олимпийские агоны постепенно становятся самостоятельным
явлением, имеющим свои законы и алгоритмы развития. Очень интересно об этом
написал древнегреческий математик и философ Пифагор: «Одни упражняют там
(имеется в виду состязания) свое тело, чтобы завоевать себе слову на
состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь прибыль. Но есть и
такие – и они не из худших, - которые
не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем
делается то-то и то-то. Они хотят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь
других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою» [1].
Важнейшим условием победы для древних
греков являлось ее достижение только в честном поединке. Именно с этой целью из
наиболее достойных представителей эллинского народа выбирались судьи –
элланодики. Известно, что они строго следили за соблюдением правил
соревнований. Порицалась любая нечестная борьба. Наказания предполагали не
только общественное порицание, но и денежные штрафы и, даже, телесные наказания
[2].
Но
суровее всего карались те атлеты, которые на стадионах изменяли родному городу
и соотечественникам [7]. До наших дней дошла история о кротонском бегуне
Астиле, который, добившись победы, неожиданно объявил себя сиракузянином. Уже
тогда предполагали, что это заявление было сделано не безвозмездно. В ответ на
этот поступок земляки олимпионика превратили его дом в тюрьму, а ранее
поставленную статую Астила, поставленную за предыдущие победы разрушили.
Уроженец того же Кротона бегун на длинные дистанции Сотад за аналогичный
поступок был вообще изгнан из города, что во времена античной Греции считалось
одним из наиболее тяжелых наказаний [там же].
Таким образом, победитель воспринимался в единстве с той местностью,
откуда он родом, его личная победа ценилась через призму принадлежности к
конкретному сообществу. К сожалению, в наши дни можно наблюдать нарушения
подобной связи. Атлеты могут «выбирать» страну, как в свою очередь существует
выбор со стороны того или иного государства по отношению к конкретному спортсмену.
Отношение к олимпионику всегда было связано,
непосредственно, с его семьей и городом откуда победитель был родом. Это можно
проследить, изучая надписи того времени. Так, неотъемлемыми составляющими
победной оды были «местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление
его рода, предков, общины [7].
Прием возвеличивания города через личность
победителя можно найти во множестве эпиникиях: XII Олимпийский – посвященный Эрготелу Гимерскому, XIV
Олимпийский – посвященный Асопиху Орхоменскому и др [там же] Отсюда понятна
особая социальная роль победителя, его социальный статус. Победа, достигнутая одним
человеком на олимпийском стадионе, становилась общей победой всего полиса, а
сам агонист четко осознавал свою высокую миссию перед обществом, семьей, что, в
конечном итоге, имело высокий нравственный, этический смысл.
Поскольку
агоны составляли неотъемлемую часть жизни греческого народа, неудивительно, что
данное явление античной действительности становится предметом изучения и
анализа как со стороны представителей искусств: поэтов, скульпторов,
художников, так и философов. Так, Пиандр, победу на стадионах ассоциирует с понятием
«счастья»:
Победитель в
награду за подвиги
Остальную
жизнь проводит
в сладостном
благоденствии…
Для смертного
наивысшее счастье то,
Которым он
может наслаждаться всегда [7].
Стать «олимпиоником» - значит достигнуть
наивысшего наслаждения. Несомненно, это связано с преодолением себя,
самоутверждением, однако, если учитывать «общественный» характер победы,
отношение к победителю со стороны его сограждан и те социальные почести,
которыми наделял олимпионика родной полис, становится ясным, что наивысшая
ценность победы для древних греков – это социальное признание, тем более, что в
те времена (за исключением профессиональных атлетов, которые появятся позже в
олимпийском движении) никаких материальных выгод и наград победитель
олимпийских агонов не получал [2].
Для современного победителя, конечно,
социальное признание немаловажный фактор, однако материальная сторона проблемы
сегодня играет высокую конкурирующую роль.
Хочется остановиться еще на одной проблеме
– проблеме цифровых показателей на олимпийских стадионах. Ведь именно
максимальные рекорды, минимальные цифры
в скоростных соревнованиях породили сразу несколько проблем современного
олимпийского движения [6].
С одной стороны, специалисты с сожалением
вынуждены констатировать, что прирост показателей и работа спортсмена на
максимальном уровне возможностей нереальны без стимуляторов, что и делает одной
из актуальной проблему допинга в спорте
высоких достижений. С другой, столь
высокие показатели делают олимпийские состязания доступными лишь для ограниченной
группы людей, ведут к определенной корпоративности, замкнутости этого явления [6].
В древней Греции подобная практика
отсутствовала, как и награждение за второе, и третье место. Ценилась чистая
победа человека над соперниками, что не порождало практику сравнения
результатов, а значит, стремления улучшить сам показатель любой ценой. А
потому, победа во времена античной Греции представляется нам наиболее честной,
приносящей истинное удовлетворение, как зрителям, так и самому агонисту.
Литература:
1. Егоров А.Г. Философское значение современного
олимпизма // Теория и практика ФК, №7
2001).
2.Кудряшов Н. Как бывало в Олимпии. // Наука и
жизнь. 1998. № 7.
3.Кузищин В. И. Олимпийские игры как
миротворческий фактор. // Вопросы истории. 2000. № 8.
4.Кузищин В. И. Олимпийские игры как фактор
древнегреческой и мировой культуры. // Вопросы истории. 1997
5. Ожигов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка /Российская академия наук. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006]
6. Ратнер А. МОК: проблемы и решения. //
Физическая культура в школе. 2004. № 2.
7. Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма. – СПб.: Алетейя, 2001