Ястребов Ф.В.
Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет, Россия
Использование неустойчивых движений
в театральных декорациях имитирующих сцены разрушений
В современном театре все чаще возникает
необходимость задавать сложную кинематику подвижным декорациям. Например,
необходимо изобразить распадение на фрагменты стены, здания или ландшафта под
действием землетрясений, наводнений, пожаров. От движения зачастую требуется
естественность траекторий движения, которую современными методами
конструирования достичь довольно сложно. При изображении падения потолка по
фрагментам, требуется обеспечить качественную имитацию движения и использование
отдельной управляемой системы для каждого фрагмента технически трудно и
нецелесообразно. Возникает задача обеспечения сложных многостепенных движений
декораций без усложнения системы управления.
Для улучшения художественного качества
движения декорации предлагается в процесс движения добавлять неуправляемые фазы.
То есть весь процесс движения разбивают на этапы, в которых присутствуют либо
управляемое в реальном времени движение, либо неуправляемое движение под
действием сторонних возмущений. На рисунке 1 изображена схема подвеса,
опрокидывания башни с изломом на два фрагмента.
Рис. 1. Схема подвеса декорации
в основе конструкции лежат два стержня 2 соединенных
сферическим шарниром 1, на конце нижнего стрежня имеется также шарнирная
сферическая опора. Конец верхнего стрежня подвешен на стальном канате 4, длина
которого управляется лебедкой 3. Зона соединения фрагментов выполнена в виде
сминаемых материалов. При размотке каната конструкция начинает свое движение и
в данном случае управляемым параметром является только высота верхней точки
закрепления декорации, а повороты стержней вокруг среднего и нижнего
сферического шарнира происходят под действием силы тяжести. Эти объемные угловые
движения фрагментов непосредственно неуправляемы, но область их движения
ограничена особенностью конструкции. Применение таких неуправляемых фаз, как правило,
повлияет на технику безопасности. Здесь возникает дополнительная задача об
ограничении области положения свободных
фаз движения, которая для каждого конкретного случая решается по-своему
и зависит от конструкции декорации.
Предложенная модификация управления декорациями
позволит значительно расширить возможности сценической механики, добавление естественных
процессов движения улучшит восприятие имитированного процесса как реального
изображения. Использование неуправляемых фаз движения не усложняет систему
управления, что немаловажно для механизации, так как свободное машинное
пространство на сцене сильно ограничено. Применение неуправляемых фаз позволит
изображать сцены разрушения более качественно и улучшит эффект причастия
зрителя к происходящему на сцене.
Литература:
1. Базанов В.В. Технология сцены / В.В. Базанов; - М.:
изд. Импульс-Свет, 2005.
2. Волков А.Н., Челпанов И.Б. Механика имитации сцен
разрушений и катастроф на сцене театра // Проблемы механики современных машин:
Материалы III международной конф. Улан-Удэ:
изд. ВСГТУ, Улан-Удэ, 2006. - С.73-74.
3. Волков А.Н., Ситкин Д.С. Задачи динамики
управляемого полета над сценой в современных театральных постановках //
Научно-технические ведомости СПбГТУ.- СПб: изд. СПбГПУ; № 5-1(47). 2006.- С.
218-222.