Психология и социология /12. Социальная психология
Аспирант Гримов О.А.
Юго-Западный
государственный университет, Курск, Россия
Самопрезентация и самоидентификация
личности в социальных сетях
Современный
этап развития общества определяется многими исследователями как общество
постмодерна [1, 2]. Данная
характеристика определяет пересмотр не только знаково-референциальной системы,
но и переоценку самых, казалось бы, незыблемых социокультурных констант, одной
из которых является личность. Она теперь уже не воспринимается как устойчивая
целостность определённых социальных свойств и характеристик. Для описания её
сущности в постмодернизме используется
дискурс размытости, множественности, открытости, принципиальной незавершённости;
личность понимается как непрерывный процесс становления,
самоконструирования и со-творения. В.
Римский пишет: «В условиях постмодерна динамичность,
изменчивость идентичности становятся закономерными, а потому постоянно
меняются смыслы и ценности индивидов, их совокупности представлений о социальной
реальности» [3, с.90]. Сущность личности, таким образом, в теории
постмодерна, составляют разнообразные дискурсивные практики, а не
имманентные свойства.
Эвристичность концепции
постмодернизма становится очевидной при анализе современных идентификационных
механизмов, функционирующих в социокультурном пространстве. В условиях
стремительных преобразований, глобализации, сложности и гетерогенности
социального пространства актуализируется так называемая игра идентичностями. Личность, будучи
принципиально множественным и текучим образованием, подстраивается под
определённые контексты и с помощью различных дискурсивных практик управляет
впечатлением Другого. Возможность такой
игры идентичностями присутствует в средствах Интернет-коммуникации (Computer-Mediated Communication), которые предоставляют
широкий простор для самореализации и самоконструирования. Дальнейший наш анализ
будет построен на выявлении основных особенностей конструирования Я-образа в
социальных сетях.
Социальные сети представляют собой уникальную среду,
предоставляющую своим пользователям не только возможность коммуникации, но и
ресурсы для самовыражения и самоидентификации. В основном подобная деятельность
реализуется в рамках функции самопрезентации.
Самопрезентация понимается
исследователями как сознательная управляемая передача собеседнику определённой
информации о себе [4], или как «поведенческое выражение эмоциональных и
когнитивных элементов Я-концепции» [5].
Однако в самопрезентации могут быть отражены как компоненты
реального «Я», так и бессознательные компоненты, что не позволяет нам говорить
о самопрезентации как о полностью контролируемом личностью процессе. Поэтому мы
вслед за В.А. Янчуком будем понимать под самопрезентацией процесс «осознаваемого или неосознаваемого,
целенаправленного или стихийного предъявления определённых аспектов своего «Я»
окружающим» [6, с.45].
Для самопрезентации в
социальных сетях существуют разнообразные каналы:
- никнейм (ник) - индивидуальное имя
пользователя, идентифицирующее его в Сети. Может отражать как реальное, так и
модифицированное имя пользователя; нередко представляет собой прозвище
пользователя в «оффлайновой жизни»;
- аватар (или юзерпик) - фотография или картинка, служащая
визуальным выражением образа пользователя;
- индикатор текущего состояния (например,
статус);
-
размещение продуктов собственного творчества;
- размещение фото- и видеоматериалов,
как правило, имеющих отношение к пользователю.
Особое место в структуре
самопрезентации в социальных сетях занимают различные разделы, посвящённые
личной информации; в первую очередь, в таких разделах размещается следующая
информация:
-
интересы, убеждения;
-
информация, отражающая социально-демографические, статусные и иные
характеристики пользователя (пол, возраст, семейное положение, уровень
образования, место работы и т.д.)
Таким образом, основные каналы
самопрезентации в социальных сетях представлены текстуальными и мультимедийными
практиками (в первую очередь, визуальными) – размещение фото- и
видеоматериалов.
Становится актуальным выяснение широты возможностей самовыражения и самопрезентации, которые предоставляют
социальные сети. Ответ на данный вопрос важен не столько как выяснение
значимости конкретных каналов самопрезентации, сколько как качественная оценка
социальных сетей как медийной среды, предоставляющей ресурсы для личностного
роста и самораскрытия. При анализе
данной проблемы мы встречаем противоположные точки зрения. Так, Е.П. Белинская
пишет: «В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности,
дистантности, маркеров телесности) виртуальная коммуникация задаёт для
пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном
самоконструировании» [7]. В то же время, рассматривая возможности
самопрезентации в одной из классических и самых популярных социальных сетей
- «ВКонтакте», Н.В.Гордеев пишет: «Потенциал самопрезентации за счет этих
блоков [разделов личной информации – прим. авт.] существенно ограничен» [8]. На
наш взгляд, возможности самоопределения личности в социальных сетях очень
широки, но таковы они скорее по своей природе, в то время как предусмотренные
по умолчанию каналы самопрезентации в социальных сетях, при кажущемся
многообразии, относительно ограничены и стандартизованы. Иными словами, спектр
возможных презентаций личности, её Я-образов необычайно широк, но зависит в
первую очередь от силы воображения и фантазии пользователя. В то же время чисто
технические средства (каналы самопрезентации)
могут быть излишне стандартными и формализованными, задающими
определённый формат-клише для самопрезентации и самовыражения.
В рамках нашего
исследования одним из ключевых является вопрос определения степени реальности
манифестируемой пользователем идентичности.
Можно выделить два основных подхода к решению данного
вопроса. Первый из них при анализе
репрезентируемых в социальных сетях качествах и характеристиках исходит из постмодернистского понимания виртуального пространства, определяющего
данные репрезентации (Е.П. Белинская,
И.С. Шевченко).
Е.П. Белинская пишет: «Определённое
соответствие базовых особенностей виртуальной реальности этосу
разворачивающегося проекта постмодерна может быть раскрыто по следующим
пунктам»:
1. Анонимность коммуникации в
виртуальности;
2. Построенное по принципу гипертекста
виртуальное пространство; возможность «игры» с ролями и построением
множественного «Я» в Интернете;
3. Единственная реальность личности в
виртуальности суть реальность самопрезентации;
4. Виртуальное пространство предлагает
человеку максимум возможностей для любого рода конструирования [9].
Похожее мнение отстаивает и И.С. Шевченко, который выделяет
следующие характеристики Интернет-коммуникации:
1) анонимность, 2) добровольность и
желательность контактов, 3) отсутствие паралингвистических, невербальных
компонетов общения, 4) затруднённость передачи и восприятия аффективного
компонента общения, 5) своеобразие протекания процессов межличностного
восприятия в условиях отсутствия невербальной информации, 6) снятие жёстких
социальных конвенций, границ культур [10].
Акцент на «постмодернистских» свойствах Интернет-пространства
(анонимность, множественность, гипертекстуальность) вызывает к жизни трактовку
самопрезентации в виртуальном пространстве как вариативного множественного
процесса, направленного на создание благоприятного Я-образа для окружающих и нивелирования негативных атрибутивных
признаков в определённом социальном контексте; в таких условиях каждый
определённый Я-образ является своего рода «маской».
Отличительной
чертой подобного понимания является
противопоставление образа Я-реального и виртуального образа в Сети, что
позволяет говорить о нетождественности
реальной и сетевой идентичности. При
этом полагается, что виртуальная личность может наделяться различными
характеристиками: как реальными, соответствующими действительности, так и
характеристиками идеального «Я».
Создание виртуальной личности, по мнению
исследователей, может отражать неудовлетворённость определёнными аспектами
реальной идентичности, выражать стремление к реализации агрессивных и
манипулятивных тенденций, фрустрированных
сексуальных побуждений, желание власти и контроля, стремление к новому
опыту – в таком случае можно говорить о компенсаторном характере
самопрезентации. Отмечается также наделение виртуальной личности
демонстративной негативной идентичностью с целью реализации в Сети социально
неодобряемого поведения, невозможного или затруднённого в реальной жизни. При
этом, как отмечают исследователи,
возможности построения нового образа не просто безграничны, но и
позволяют выйти из привычной системы социокультурных координат - заданных рамок самокатегоризации. В частности, Е.П. Белинская отмечает, что в средствах
Интернет-коммуникации становится возможным «убежать из собственного тела» - как
от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике, и,
следовательно, от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста,
социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т.п.» [7].
Понимание самопрезентации как сложного и вариативного процесса
закреплено также в классификации К.О.Черняевой, которая выделяет следующие типы идентичности в
социальных сетях:
-
конгруэнтный: виртуальная личность соответствует реальной;
- неконгруэнтный: виртуальная личность
частично совпадает с реальной; присутствуют как реальные, так и вымышленные характеристики
личности;
- фальшивый: социальная сеть избирается
как орудие мести – указываются общие данные и часть реальной информации, как
правило, сопровождаемые ненормативной лексикой [11, с.20].
Второй подход к анализу
самопрезентации в Интернет-пространстве, напротив, акцентирует внимание на стремлении
личности к подлинности и самоутверждению (М.Соколов, И.Костерина) и отвергает
идею построения альтернативной идентичности.
Так, М.Соколов отмечает значимость
аутентичности личности в Интернет-коммуникации [12]. О неактуальности игры с идентичностью в блогах (персональных
онлайн-дневниках) пишет И.Костерина: «Мифы о конструировании и придумывании
себе псевдоличностей в блогосфере, кажется, развенчаны окончательно: люди не
хотят пользоваться тем преимуществом, которое воспевали раньше обитатели
Сети - анонимностью и возможностью
примерить на себя другую социальную маску…
Игра с идентичностью в блогах часто приводит к раскрытию и публичному
порицанию обманщика» [13].
Мы можем согласиться с данным подходом
и отметить, что дискурс анонимности и альтернативной идентичности, в котором
рассматриваются вопросы самопрезентации личности в Интернет-пространстве и
который свойствен первому вышерассмотренному подходу, в немалой степени устарел.
Рассмотренные в рамках первого
подхода свойства виртуального пространства и Интернет-коммуникации
(анонимность, гипертекстуальность и т.д.)
были выведены в исследованиях периода становления сети Интернет (конец
1990-х – начало 2000-х гг.), проходившего под знаком идеологии WEB
1.0., понимающей Интернет-ресурсы лишь
как хранилище информации и не предполагавшей сложный, интерактивный характер
Интернет-коммуникации, который актуализировался с появлением блогов, социальных
сетей и др. (так называемая идеология WEB 2.0., появившаяся в
2000-е гг.). Подобные исследования
основывались в основном на материале телеконференций, IRC, многопользовательских
ролевых игр (MUDs) и т.д.,
распространённых в 1990-е гг. Поэтому в современных средствах
Интернет-коммуникации многие свойства, отмечаемые в прежних веб-сервисах, уже
не актуальны. В первую очередь это касается центрального для Интернета 1990-х свойства анонимности. В настоящее
время анонимность имеет определяющее
значение лишь в некоторых средствах Интернет-коммуникации, например, чатах или
имиджбордах; в последних анонимность
является обязательным условием коммуникации.
В социальных сетях,
как мы полагаем, напротив, можно говорить о стремлении личности к репрезентации своих подлинных свойств. При
этом было бы некорректно утверждать, что рассмотренные свойства
Интернет-коммуникации или стратегии самопрезентации в социальных сетях вообще
не имеют места. Анонимность, равно как игры идентичностей, возможны в
социальных сетях, но неактуальны. Основным трендом является именно
самоутверждение личности. Тем не менее,
в рамках относительно устойчивого репрезентированного образа есть
часто закреплённые в различных практиках возможности экспериментирования (к ним можно отнести
смену аватара, различной информации о себе), но при этом подлинность субъекта
не подвергается сомнению; не подлежат разрушению сущностные основы субъекта –
репрезентированной личности.
Всё же статус пользователя,
описываемый аскриптивными категориями (пол, возраст и др.) претерпевает в Сети
некоторые изменения. «Интернет-культура
сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего
пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете может
пониматься только одним-единственным способом – как субъект культуры» - отмечает Н.В. Чудова [14]. Десемиотизация в
данном случае сводится, в первую очередь,
к бестелесности. Также
десемиотизацию можно понимать как обесценивание (приравнение к нулевому)
«семиотического статуса социальных достижений человека» [14] и вытекающему
отсюда относительному равенству в Сети. Иными словами, несмотря на
дезактуализацию анонимности в социальных сетях и стремление пользователя к
самоутверждению, значимость некоторых объективных признаков (атрибутов),
даже подлинных по своей сущности, ослабевает.
А.И. Шипицин отмечает
отсутствие логической, генетической и тематической связи между информационными
фрагментами виртуального пространства [15]. Следствием информационной
фрагментарности, в условиях которой каждый пользователь становится частью
гибкой структуры, на наш взгляд,
является отсутствие целостности виртуального Я-образа, определяющего перманентный
характер самопрезентации и самоконструирования в социальных сетях, тем не менее, не переходящего, как
правило, в игру идентичностями и построение образа альтернативного подлинному.
В то же время, независимо от
адекватности репрезентируемого образа реальной личности, установить подлинность
подобного образа может быть затруднительно, поэтому единственной подлинной
реальностью становится сам виртуальный образ (то есть репрезентация). Выбор
определённого образа может приобретать решающую значимость и для самого
пользователя (например, на уровне самоубеждения).
Самопрезентация в социальных сетях носит, как правило, социальный
характер, что отражается в демонстрации пользователем на своей странице
(аккаунте) своего социального статуса, уровня образования, социального окружения,
иными словами, пользователь стремится к максимально успешной интеграции в социум путём планомерного
управления впечатлением Другого о себе. К.О. Черняева пишет: «Виртуальное понимается
как особая реальность, особый мир, а порой и как мираж, сконструированный из
управлений впечатлениями Другого» [16, с. 211]. Похожих взглядов придерживается
и М.Соколов. Он отмечает, что популярность Интернет-коммуникации обусловлена, в
первую очередь, не возможностью построения виртуальной идентичности, а желанием создания наиболее положительного Я-образа, в котором нивелируются стигмы
(негативные атрибутивные признаки) и
выходят на первый план достоинства коммуниканта. Как пишет М. Соколов, в Интернете преодолеваются 5
коммуникативных фильтров:
1)
культурные - дефицит моделей выражения
определённых идей и чувств, предлагаемых наличной культурой;
2) когнитивные – связаны с ограниченными
интеллектуальными ресурсами индивида;
3) моральные
- связаны с нормативными
ограничениями на передачу определённой информации определённой аудитории;
4) стратегические ограничения возникают,
поскольку большинство актов передачи информации о себе помещены в контекст
других таких же актов, и все участники взаимодействия вступают в него,
подозревая, что другие будут вести с ними игру, целью которой является проекция
предпочтительного представления о себе;
5)
технические ограничения заключаются в сложностях доставки нужной
информации всем желаемым получателям из-за отсутствия физических возможностей
достижения цели [12].
Социальные сети
предполагают значительный диапазон коммуникативных возможностей, поэтому в них
есть все необходимые ресурсы для преодоления коммуникативных фильтров и
создания максимально благоприятного Я-образа в рамках персональной страницы.
Иными словами, социальная сеть служит не средством построения альтернативной
(сетевой) идентичности, а способом виртуализации личности, своего рода её
экзистенциальным расширением.
Литература
1.
Бодрийяр
Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет. - 2000 — 387 с.
2.
Лиотар
Ж-Ф. Состояние Постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998.
3.
Римский
В. Воздействие сети Интернет на
социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. - 2009. - №
1. - С. 86-97.
4.
Амяга
Н.В. Самораскрытие и самопредъявление
личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.-
С. 37-74.
5.
Жичкина А.Е., Белинская Е.П.
Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью
[электронный ресурс] // Статья. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy
6. Янчук В.А. Введение в
современную социальную психологию. – Минск:
АСАР. – 2005. – 768с.
7.
Белинская
Е.П. Интернет и идентификационные
структуры личности. Режим доступа: http://banderus2.narod.ru/70244.html
8.
Гордеев
Н.В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети
Интернет. Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/
9.
Белинская
Е.П. К
проблеме групповой динамики сетевого общества // 2-ая Российская конференция по
экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. – 2000. - С. 249-251.
10. Шевченко И.С. Факторы
динамичности самопрезентаций в Интернет-общении. Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/05/shevchenko-i-s-faktory-dinamichnosti-samoprezentacij-v-internet-obshhenii/
11. Черняева К.О. Культурная
идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей: автореферат дис. … канд. соц. наук:
22.00.06. Саратов, 2010. - 22с.
12. Соколов М. Онлайновый дневник, теории
виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / Личность
и межличностное взаимодействие в сети Internet. - СПб.: Издательство СПбГУ. -
2006. – С. 9-39.
13. Костерина И.
Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета // «Неприкосновенный запас». - 2008, №3(59). Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/nz/2008/3/ko17.html
14. Чудова Н.В. Особенности образа Я "жителя"
интернета. Режим доступа: http://www.psychology.ru/internet/ecology/07.stm
15. Шипицин А.И. Феномен социальных сетей в современной культуре
// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –
2011. - №3 (57) – с. 36-40.
16. Черняева К.О. Культурная идентификация в социальных сетях Интернета //
Вестник ПАГС. – 2010. - №1 (22). – С. 209-214.