„История”
подсекция 2„Общая итстория”
Самойленко Н.І.
Полтавський національний технічний університет
ім.. Юрія Кондратюка
Образование и модернизация общества в творческом
наследии Христо Ботева
Христо Ботев (1847-1876, год
рождения по новому стилю 1848) – известный болгарский публицист, революционер-демократ, общественный
деятель болгарского национального возрождения 60-х-70-х г.г. Х1Х в. Его имя
широко известно за пределами его родины.
Пламенный трибун, член Болгарского революционного центрального комитета, он
возглавил отряд болгарских патриотов и в
мае 1876г. направился
в Болгарию для поддержки народного восстания, во время которого и погиб.
Личности Хр.Ботева в исторической литературе уделялось немало внимания,
начиная с биографии, составленной
З.Стояновым (1888), и мемуаров Ст. Заимова (1895). Несмотря на все величие, многоранность
личности Ботева, его несомненные заслуги перед своим народом и народами
соседних балканских стран, на сегодня его творческое наследие изучено еще
недостаточно глубоко и всесторонне. В частности, это касается роли образования для
негосударственной и зависимой нации на пути к ее собственной державе. Изучение
этого вопроса особенно актуально в связи с тем, что представляет исторический
опыт общества переходного типа, каковым и было болгарское общество последней
трети Х1Х в., и позволяет установить механизмы взаимодействия образования и становления национального самосознания.
Историческая эпоха, в
которую жил и творил Хр.Ботев, - период национального
возрождения, занимает особое место в жизни болгарского народа. Эта эпоха
знаменует духовное пробуждение и национальное самосознание как необходимое
условие борьбы за освобождение от османского ига и возобновление своей
государственности. Указанные тенденции неразрывно связаны с процессом
формирования нации, который имел место в
Болгарии как части Европы в Х1Хв. Под влиянием идей Просвещения болгарское
общество, страдавшее от пятисотлетнего османского ига, стремилось приобщиться к
европейской культуре. Новые идеи, проникавшие через Грецию, Австрию, Дубровник,
стимулировали интерес к прошлому, к историческому знанию. Главную роль в этом
процессе играла интеллигенция. Несомненно, возрастал уровень общей культуры,
ускорялся процесс вызревания национальной идеи, ядро которой состояло в
осознании широкими массами этнической общности необходимости завоевания
политической независимости и создания
своего собственного государства. Все это
и стало главным заданием освободительного движения 60-х-70-х
г.г. Х1Х в.
В Болгарии уже в 40-е
г.г. позапрошлого века сложилась разветвленная система образования. Многие
исследователи (А.С.Стыкалин, А.Л.Шемякин, А.А.Силкина, Р.П.Гришина) в этой связи высказывают мысль, что на
Балканах, в частности в Болгарии, достижения в просвещении выступали
магистральным направлением модернизационного процесса. Болгарская революционная
демократия активно и последовательно поддерживала возрожденческую традицию
развития «своей, болгарской школы», завещанную монахом писателем Паисием
Хелендарским. Неоднократно к теме образования просвещения обращался Хр.Ботев.
Пламенный трибун хорошо
осознавал связь между развитием общества и состоянием просвещения.
Турецкое господство виступало главним фактором торможения социального прогресса
в болгарском обществе. „...Пока болгарский народ не добъется политической
независимости, никакие экзархальные проверки не дадут результатов”-, писал он
(1). Имея опыт работы в школе, Хр.Ботев прекрасно знал положение учителя в
болгарской школе в условиях османського угнетения, состояние ее материального
положення, содержание школьных программ, влияние православного духовенства и
его функции в просвещении. Со знанием дела он давал отповедь попыткам утвердить
авторитет национальной церкви в деле образования: „Школы не должны иметь ничего
общего с монахами и церковью, так как перед ними стоят совсем другие задачи: их
назначение не притуплять умственные способности и проводить ретроградне идеи, а
борьба с суевериями, знакомить с действительностью, как она есть,
распространять подлинно полезное знание”(2). Главная функция образования –
„обеспечить народный прогресс „(3).
В статьях и обзорах Хр.Ботева описан типичный учитель( патриот, получил
образование за границей ) и высказана позиция по отношению к нему как к воспитателю борцов за
народное дело. Болгарский революционер обращает внимание на то, что школьная
молодежь в силу свого достаточно разностороннего образования готова к пониманию
необходмости свержения турецкого гнета (4). Он делает акцент на необходимости
обучения всех социальних слоев, ставит вопрос о женском образовании (5). Анализируя особенности
функционирования просвещения в других государствах, Хр.Ботев подчеркивает, что
в силу уникальности исторической ситуации в стране, Болгарии необходимо создание собственной
системи образования и выступает против слепого копирования зарубежного опыта (6), который не всегда оказывается
актуальным для политически зависимой страны.
Следовательно, образование и степень образованности народа являються
показателем общественного прогресса. Невежество выступает средством угнетения,
общественная модернизация невозможна без адекватной системы образования.
1.
Избранные произведения болгарских
революционеров-демократов.- М., 1956.- С.340
2. Там же. -
С.341
3. Там же. -
С. 345
4. Там же. -
С.348
5. Там же .-
С.431
6. Там же. -
С.414