ИСЛАМ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ
Владимир
Соловьёв, русский философ, христианин и учёный, назвал ислам великой
религиозной культурой, выросшей на исторической почве из живого зерна,
брошенного туда гением первооснователя, с именем которого связано образование в
мусульманском мире [4].
Сегодня
многие учёные-исламоведы рассматривают ислам как цельное учение о смысле
земного существования человека. При этом роль образования в его жизни в контексте этого учения
представлена очень ярко. В Коране часто встречаются сюжеты, связанные с наукой
и образованием. Знатоки ислама не раз подчёркивали, что наука в мусульманском
понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в
первую очередь самого человека во всём многообразии его деятельности на Земле.
В
Священном Коране говорится: «Мы велим тебе читать … Мы будем способствовать к
успеху твоему. А потому учи, если полезно будет это учение. Кто богобоязлив,
тот наверно будет учиться» (сура «Всевышний», аят 6, 8, 9, 10). «Читай …,
всеблагой Господь твой, который дал познания о письменной трости, даёт человеку
знания о том, о чём у него не было знания» (сура «Сгустившаяся кровь», аят
2-5).
Образование человека во многом определяет его
поведение: «Всякая душа – заложница того, что она приобрела» (сура
«Завернувшийся», аят 41) [1].
Знания в исламе рассматриваются как обязанность и достоинство человека.
Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Толкователи мусульманского
права подчёркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и
других наук.
Этническая
основа крымскотатарской нации закладывалась как результат культурного развития
в первую очередь. Самобытная культура крымских татар впитала в себя многое из
культур других народов, но её корни уходят в ислам.
Образованность всегда была одним из
важных элементов образа жизни крымскотатарского этноса. Евгений Марков писал,
что «…крымские татары на ученье смотрят как на таинство с благоговейным страхом.
Даже в самом веществе книги видят какую-то могущественную святыню. Медицину
считают всесильным колдовством, и не хотят ничего знать о её человеческих несовершенствах» [3]. По мнению татар, если
молодёжь идёт учиться, получать профессиональные знания и навыки, - это благо, значит человек определил для
себя жизненные приоритеты.
«Профессиональная подготовка является
необходимой для молодёжи крымскотатарской национальности», - пишет Борис
Леонидович Финогеев и приводит анализ обучения молодёжи в разрезе высших
учебных заведений, который показал, что больше всего студентов из крымских
татар учится в Симферопольском государственном университете, на втором месте
стоит Крымский медицинский институт [3]. В Крымском государственном
индустриально-педагогическом институте большинство студентов крымскотатарской
национальности. Предпочтение отдаётся гуманитарным наукам и медицине, что
объясняется существующими национальными традициями.
С
1991-1993 гг. в связи с новыми подходами
к проблемам национальных отношений в Украине начались коренные изменения
в области развития национальной системы образования и в Крыму. Главное
изменение – это преодоление нигилистического отношения к проблеме роли и места
родных языков, а вместе с этим повышение интереса к истории и культуре своих
народов.
В
целом, проблемы образования как важнейшего рычага становления новых
демократических отношений в обществе и переустройства социально-экономического
развития Крыма в последние годы были чрезвычайно актуальны. Поиск и нахождение
эффективных путей их решения стали приоритетным направлением в деятельности
руководства республики, её законодательных и исполнительных органов. При этом
главным ориентиром в образовательной политике руководства Крыма и конкретных
действиях по её реализации является признание того, что образование в условиях
демократического пути развития - главный
источник формирования гражданского общества, распространения знаний, сохранения
и развитие культур народов Крыма. Важными и основополагающими условиями
обеспечения этих факторов остаются
гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей.
Главным
стратегическим направлением по переустройству образовательной системы АРК
остаётся дальнейшее изменение и
обновление содержания образования. Новые условия развития образования в
республике складываются в русле формирования демократических принципов
построения высшей школы. Непременными условиями на этом пути является внедрение
в процессы обучения и воспитания принципов свободы выбора и реализации задач гуманизации
всего образования с обеспечением
приоритета общечеловеческих ценностей, в
том числе и через регионализацию образования.
Литература:
1.
Коранъ.
Перевод съ арабскаго языка Г.С.Саблукова. – Казанъ, 1907. (Репринтное издание).
2.
Тараненко
Л.Н. Бежанов М.Х. Национальное искусство в мировом культурном процессе //
Преподавание истории в школе. – 2001, № 9, с. 37.
3.
Финогеев
Б.Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары: национальное мастерство и
его влияние на экономическое развитие Крыма. – Симферополь, 1997, с.56-67,
125-132.
4.
Харисова
Л.А. Ислам: воспитание и образование // Педагогика – 2001, № 8, с.56-57.