УДК
37.034:378
Хабибова Н.Е.
канд.филос.наук, доцент
кафедры социологии
и социально-коммуникационных технологий
декан факультета культурно-воспитательной работы
Уфимской государственной академии экономики и сервиса
(г. Уфа)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Изменения социально-экономической системы, начавшиеся в последние
десятилетия XX века, затронули такую важную сферу как воспитание в высшей школе.
Духовно-нравственные идеалы воспитания были разрушены. Воспитательные функции
системы образования сведены к минимуму. Сегодня
наблюдается прогрессирующая тенденция криминализации сознания отдельных групп
молодежи, разрушение культурных традиций, неопределенность нравственных
ориентиров, насаждение в средствах массовой информации чуждой российскому
менталитету молодежной субкультуры и т.д.
В этой связи одной из
важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного
процесса с целью нравственного воспитания студенческой молодежи.
Методология
в педагогике понимается как учение о педагогическом знании, о процессе его
добывания, способах объяснения (создании концепции) и практического применения
для преобразования или совершенствовании системы обучения и воспитания [1].
Одной из методологических основ
гуманистической педагогики является аксиологический подход. Этот поход
позволяет изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения
потребностей и выполнять задачи гуманизации общества.
На
современном этапе педагогическая наука возвращается к личности, возрождаются
гуманистические традиции.
Ценность
человека позволяет выделять нравственные ценности как обеспечивающие
возможность человеческого существования на планете. Нравственные ценности - это
доброта, взаимопонимание, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство,
порядочность, сочувствие и т.д.
К
основным задачам гуманистического воспитания относится
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали.
Идея гуманизации
образования является теоретико-методологической основой формирования личности
современного студента. Целью гуманистического воспитания
выступает гармоничное развитие личности. Специфику цели гуманистического
воспитания определяют такие процессы как создание условий для
саморазвития и самореализация личности в гармонии с собой и обществом. Задачами
гуманистического воспитания являются:
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни,
своего места в мире, своей уникальности и ценности; оказание помощи в построении
личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических,
духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании
ответственности за жизнетворчество; развитие
интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным
самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности,
мировоззренческой рефлексии; возрождение традиций российской ментальности;
изменение отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;
развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни,
формирование понятий о жизненных планах и пролонгированных устремлениях к
реализации личностных и социальных перспектив [2].
Проблема изучения
особенностей ценностных ориентаций личности и процесса их становления в наши
дни имеет большую значимость.
Аксиологический подход состоит
в ориентации профессионального образования на формирование у студента системы
общечеловеческих и профессиональных норм и ценностей – в его отношении к миру,
к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу.
Аксиологический подход в воспитании требует глубокого изучения личности
студента, постоянную диагностику воспитательного процесса, направленного на
помощь в самосовершенствовании и саморегуляции.
Исходя из результатов
различных психологических, педагогических и социологических исследований,
выделяются следующие ценности, общие для студентов (влияющие на их
профессиональное самоопределение и отношение к выбранной специальности):
возможность самореализации личности (интересы, потребности, творчество); общественная
значимость труда в данной сфере (социальный заказ, востребованность); социальный
статус профессии (уважение, престиж) [3].
При культурологическом
подходе к процессу воспитания анализируются педагогические воздействия через
существующие культурные нормы жизни и ценности. Культурологический подход дает
большое пространство воспитательных методик и форм работы.
Вуз, придерживающийся
воспитания с позиции культуры человечества, должен понимать, что это процесс
введения в контекст общечеловеческой культуры. В центре данного подхода стоит
человек. Идеи подхода следующие: личность формируется на базе общечеловеческой
культуры, которая определяет содержание воспитания; основа методического
решения воспитательных проблем формирующейся личности составляет свобода
выбора; основной характеристикой воспитания является ценностное отношение к
восприятию мира. Культурологический подход способствует эмоционально-образному
восприятию жизни и культуры, созданию условий для многократного чувствования
студентами как рефлексии их внутренних состояний и т.д.
Для изменяющегося
общества значима и концепция личностно-ориентированного образования. Важность
таких своеобразных механизмов развития личностных функций, как смыслообразование,
субъективация, рефлексия, гармоничное соотношение когнитивных и личностных
компонентов подтверждает опыт последних десятилетий.
Личностный подход философия
образования исследует посредством таких категорий как: саморазвитие,
целостность, свобода, субъект, диалог и т.д.
Личностно-ориентированное
воспитание, пишет Е.В.Бондаревская, - это воспитание методологического типа,
которое для своего обоснования обращается ко всему универсуму
социально-гуманитарных наук и опирается на фундаментальные философские,
психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его
индивидуально-личностного развития, о воспитании как человекообразующем,
самоорганизуемом, смыслопорождающем процессе…[4].
Деятельностно-личностный
подход показывает, что понятие «нравственность» может быть рассмотрено и
координировано в системе с такими понятиями, как «личность», «общество» и
«человеческая деятельность». «Деятельность» - это социально направленная
активность людей. С этой точки зрения личность может быть понята только в
системе устойчивых межличностных связей, которые реализуются через содержание,
ценности, мотивы и идеалы.
Деятельностно-отношенческий
подход к нравственному воспитанию студентов состоит в том, что хотя нравственность и формируется под влиянием всего разнообразия деятельности,
определяющую роль в моральном развитии личности по законам генерализации
(распространения) играет ее ведущая, преобладающая деятельность. Применительно
к студентам такую функцию выполняет учебно-познавательная деятельность, которая
включает в себя и все другие виды деятельности – патриотическая, трудовая и др.
Следовательно, чтобы улучшить и сделать более эффективным нравственное
воспитание в вузе, необходимо значительно повысить качество обучения и
организацию учебно-познавательной деятельности студентов.
Вопросы формирования
нравственных качеств личности рассматривались учеными с точки зрения различных
наук. Философскому аспекту ценности посвящены работы
С.Ф.Анисимова, О.Г.Дробницкого, М.С.Кагана, В.Ф.Сержантова, В.П.Тугаринова и
др.; в социологии это - А.Н.Максимов, А.А.Ручка, Я.Щепаньский и др.;
психологический аспект ценностей рассматривали Т.П.Гаврилова, Л.Г.Десфонтейнес,
А.В.Петровский, и др.; с точки зрения культурологи ценности изучали Б.Л.Губман,
П.С.Гуревич, и др.; особенности ценностей в педагогике раскрывали
В.П.Бездухов, Н.Э.Касаткина, Е.Л.Руднева, А.И.Шемшурина и др.
Изучением сущности,
содержания нравственных ценностей занимались Л.М.Архангельский, А.А.Глухова,
Д.М.Гришин, Е.В.Золотухина-Аболина, В.Г.Иванов, В.П.Кобляков, Л.Д.Леутская,
Н.В.Рыбакова, В.Н.Сагатовский.
Выбор педагогических
методов воспитания нравственных ценностей и обоснование их логики находится в
зависимости от того, как интерпретируется воспитание. Попытки
терминологического анализа доказывают и подтверждают следующий факт: понятие
«воспитание» - объективно многозначно.
Словом «воспитание» обозначается, по крайней мере,
три разных понятия. Так называют: одну
из основных форм социализации, педагогический процесс, специфический вид
деятельности.
В целом можно сказать,
что методологической основой нравственного воспитания являются современное
понимание процессов, происходящих в обществе, их диалектичности,
гуманистические подходы к личности.
Список литературы
1.
Загвязинский
В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
М., 2001. С.40.
2.
Сластенин В.А.,
Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. М.,2003. С.15-16.
3.
Пурин В.Д.
Педагогика среднего профессионального образования. Ростов н/Д.
2006.С.54.
4.
Бондаревская Е.В.
Основные подходы к совершенствованию современного воспитания
(личностно-ориентированное воспитание) //Стратегия воспитания в образовательной
системе России:подходы и проблемы /Под ред.И.А.Зимней.
М., 2004.С.135.