Философия /2 Социальная философия
К.ф.н. Галкина Л. И.,
Чугунов Е.В.
Луганский национальный
аграрный университет
СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАК
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА.
Современная цивилизация и её эволюция всё более обрастают апокалипсическими прогнозами. Проблема, видимо, не только в конъюктуре момента, связанного с качественными изменениями современного мироустройства (глобализация, информационная революция), радикальным утверждением всюду новых приоритетов и отрицанием старых. Проблема эта выходит за пределы обычных противоречий, присущих любому эволюционному процессу.
Споры о возможности остановить разрушительное антропогенное воздействие
на природную среду, о предотвращении военной катастрофы не всегда затрагивают
глубинные причины явлений. Очевидные достижения цивилизации в экономике, науке, здравоохранении и
демократии не могут заслонить того, что многие достижения куплены ценой
моральной деградации. В криминальном бизнесе, имеющем гигантский оборот,
лидирует торговля наркотиками и людьми. Производство и продажа вооружений (в
том числе нелегальная) занимает значительную долю в экономике. Благосостояние
же отдельного человека обычно связывают именно с достижениями в экономике.
Видимо, сегодня можно говорить о глобальном кризисе той концепции, которая составляет
смыслообразующую основу современной западноевропейской цивилизации, которая в
наибольшей степени ориентируется на материальный успех, обладает мощными
ресурсами и осуществляет экспансию на остальную часть мира. Доминирует
представление о том, что целью жизни является осуществление всех желаний
человека, а польза понимается, прежде всего, как материальная, денежная выгода.
Эта идея положена в основу радикального гедонизма, который исказил современную
цивилизацию и может завести её в тупик. Радикальный гедонизм обеспечивает
существование за счёт отрицания сущностного, тогда как истинный смысл
существования человека состоит в реализации сущностного. Гедонистический
постулат, по Э. Фромму, базируется на двух тезисах: во-первых, что целью жизни
является счастье, т.е. удовлетворение всех желаний и субъективных потребностей,
во-вторых, что "эгоизм, себялюбие и жадность - это свойства, которые
необходимы самой системе для её существования, они ведут общество к миру и
гармонии" [3, 11]. Полемика вокруг этого постулата велась практически
всегда (со времён Библии и до Римского клуба), но его критика, чаще всего,
воспринималась как архаическая или наивная. Тем более, что безудержная
эксплуатация и природы, и человека давала всё более весомые результаты и
порождала радужные надежды. Однако, на рубеже ХХ -ХХ1 столетий стало очевидно,
что "счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путём
безграничного удовлетворения всех потребностей" и что это "может
стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле." [1,10].
Таким образом, основу современной цивилизации и её устойчивой эволюции в настоящее время составляет способ существования человеческого сообщества, смысл каждой человеческой жизни в отдельности. Смысл же этот в переносе акцента в существовании с обладания на бытие, в необходимости быть многим, а не обладать многим. "Одна из настоятельнейших потребностей человека, - говорил Л. Толстой, - равная, даже более настоятельная, чем еда, питьё.., и про существование которой мы часто забываем, это потребность проявить себя…" [2, 163]. Афористичный Э.Фромм, апеллируя непосредственно к К. Марксу, говорит, что сущность человеческого существования не иметь состояние, а быть в состоянии [1,30]. Объявляя же достижение потребительского стандарта жизни её главной целью, когда родовая сущность человека - целесообразный и свободный труд есть лишь средство для достижения потребительского стандарта, общество не только искажает сущность человека, но выворачивает наизнанку смысл общественного бытия. Тогда, говорил К. Маркс, человек превращает свою "сущность только лищь в средство для поддержания своего существования" [1, 566]. Такое искажение общественных ценностей подвергает эксплуатации человека дважды: как производителя и как потребителя. Сегодня он не человек, обладающий определёнными, только ему принадлежащими сущностными для него качествами. Он должен иметь (развивать, формировать) качества, которые пользуются спросом на рынке, которые обладают меновой стоимостью. Развивая эти качества, он отбрасывает те, которые не пользуются спросом. Таким образом, он отрицает, искажает своё сущностное, что составляет основу его бытия. И наоборот, усиливает, приобретает чуждое, но полезное, то, что подлежит обмену, продаже. Обладание как раз и составляет нечто внешнее, отчуждённое в человеке, Оно легко заменяется на другое, оно продаётся и покупается. Такое искажение сущностного искажает человека и его отношения в обществе, в коллективе, в семье. Развитие производства в аспекте обладания маскируется заботой о благосостоянии человека, предоставлении ему рабочего места и, следовательно, средств для жизни. Конечно, обеспечение занятости - важнейшая задача общества. Однако эту занятость необходимо перевести в плоскость не достижения бесконечного потребительства, а в сферу гуманизации, переориентации потребностей, да и самого производства, по поддержанию и восстановлению нарушенного экологического равновесия, решения гуманитарных проблем и взаимопомощи. Не менее важно определить досуговую парадигму, которая искажена потребительским бумом и духом наживы.
Прогрессистская концепция безграничного производства, абсолютной свободы и удовлетворения субъективных потребностей должна и может быть изменена через осмысление самого императива выживания цивилизации и коренного изменения способа существования социума.
Литература:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.
2. Толстой Л.Н. Избранное. - Ростов н/ Д, 1998.
3. Фромм Э. "Иметь" или "быть". - М., 2006.