История/1. Отечественная история
Д.и.н. Андреев А.Н.
Южно-Уральский государственный университет, Россия
Воссоединение униатов Украины и Белоруссии
с Русской Православной Церковью: взгляд изнутри (по мемуарным источникам
конца XVIII в.)
Гонения и насилия, претерпеваемые
православными подданными Речи Посполитой в XVII–XVIII вв., неизменно
потрясали исследователей своими масштабами и жестокостью. Данной теме посвящено
немало интересных работ, написанных с опорой на достоверные документальные материалы.
Принуждение православных вступать в униатский закон, действительно, определялось
самой логикой развития православно-католических отношений в Восточной Польше в XVIII столетии; однако наряду с этим существовала и обратная
сторона проблемы, которую российские историки по политико-идеологическим
соображениям предпочитали «не замечать». Источники позволяют утверждать, что после
разделов польского государства католики восточного обряда, оказавшиеся в России,
также нередко становились объектом нападок со стороны имперского
государственного аппарата. История оправдывает давнюю истину: cujus regio ejus religio, но, к сожалению, политическая острота поднимаемых в
данной статье вопросов до сих пор затрудняет их объективное осмысление в
научном сообществе.
Известно, что разделы Речи Посполитой
интенсифицировали процесс православизации белорусского и украинского населения.
Количество воссоединенных с Православием униатов и римских католиков впечатляет:
с 1772 по 1796 г. Русская Православная Церковь пополнилась двумя миллионами новых
прихожан (5; с. 328; 7; с. 652; 9; с. 213; 10; с. 668). Количество «отторгнутых
силой, но возвращенных любовью» (по выражению церковных историков и государственных
идеологов) всегда выступало главным доказательством стремления униатов
вернуться в лоно Православной церкви. Однако историки, реконструируя процесс
воссоединения, практически всегда оперировали официальными данными духовного
ведомства и губернских канцелярий, которые позволяют оценить итоги процесса
православизации, но не его сложности. В то же время практика «воссоединения»
имела массу противоречий, о которых дают понятие мемуарные свидетельства, до
сих пор почти незадействованные в специальных работах по истории Православия и
Католицизма на разделенных польских территориях.
Несмотря на внушительные количественные
показатели, характеризующие процесс воссоединения униатов с Православной Церковью,
отношение к унии и латинскому обряду далеко не во всех областях и не во всех
селениях бывшей Восточной Польши являлось одинаковым. Например, в Брацлавской
епархии, жители которой ориентировались на Православную Церковь Левобережной
Украины, наблюдалось больше всего добровольных обращений. Там же, где уния
пустила глубокие корни (например, в Белоруссии и на Волыни), обращения могли
носить вынужденный, а то и прямо насильственный характер (12; с. 324, 331; 14;
с. 160). Записки стряпчего могилевского верхнего земского суда (впоследствии
губернского прокурора) Г.И. Добрынина красноречиво повествуют о сложностях
процесса возвращения к православию белорусских униатов.
В 1793 г. Могилевскому губернатору
Черемисинову и Могилевскому епископу Афанасию Вольховскому пришло синодальное
предписание, чтобы в разные уезды были разосланы чиновники для агитации за
присоединение униатов к греческой вере. Одним из таких чиновников стал автор
записок, которому выпало на долю агитировать жителей Сеннинского уезда.
Добрынин в воспоминаниях так описал свой миссионерский вояж, иронически назвав
его «апостольским объездом»: «Всех церквей униятских во всем Сеннинском уезде
33, которых всех мы посетили (вместе с земским исправником и православным священником).
Ко всякой церкви собирали прихожан, при каждой церкви читали им повеления,
предписания, спрашивали о свободном расположении их к перемене веры, или, лучше
сказать, одного только переименования веры. Увещевали их чрез духовного
депутата и не обрели ни единой души, желающей отстать от униятской и пристать к
грекороссийской церкви» (8; с. 309). В течение трех недель Добрынин пытался
воздействовать на униатов, однако ни с чем был вынужден возвратиться в Могилев.
По собственному признанию Добрынина, он старался действовать в точном
соответствии с законом: «Отправляясь в город Сенно и зная из именного
императорского повеления, что велено спросить: не желают ли? и что желающих
запрещено удерживать от их желаний, старался я не отступить от точного смысла
сего предписания» (8; с. 309). В результате чиновник получил выговор от
светского и духовного начальства, требовавших действовать решительнее, «был
везде от губернатора и от архиерея провозглашен безбожником и ослушником» (8;
с. 310). Другие чиновники, чтобы выслужиться, оказывались расторопнее и
применяли давление. В источнике читаем: «Иной доносит: обратил одну церковь,
две, три. И лишь только губернское правление получит такое донесение, как вдруг
с другой стороны получает другие – от униатского духовенства, от прихожан, а
побочными дорогами и от помещиков – что унияты принуждены побоями, что церковь
отбита насильно и проч.» (8; с. 311).
Правительствующий Сенат требовал
скорейшего решения проблемы, так что Черемисинов решился на крайние меры,
потребовав от директора экономии, бывшего по делам казенных имений в соседнем Быховском
уезде, обратить местных жителей. Директор увещевал, уговаривал быховских
униатов, но когда приступил к угрозам, жители ударили в набат, набежала толпа и
раздались вопли, «из чего директор экономии прозрел, что они сердиты». Тогда на
усмирение бунта выехал с пушкой и канонирами сам губернатор. Переговоры
Черемисинова с мужиком из толпы демонстрируют реальные конфессиональные
предпочтения: «Почему не хотите?» – вопросил губернатор. – Мужик отвечал:
«Добре ваше кажешь, что вера все одна, та же христианская. А ти похвалив бы
тое, кап (кабы) я взял один крест в руки, а другий бы кинув под ноги?» – Губернатор:
«Да для чего же вам не быть со мною одной веры?» – «Ты, сам здоров, знаешь, уже
человек немолодой, кап тебе приказывали принять нашу веру, а ти захотев бы ты
быть униятом?» После этого губернатор повелел поворотить пушку (8; с. 312–313).
Другой мемуарист, Пафнутий Сергеевич
Батурин, служивший в описываемое время председателем Палаты гражданского, а
затем уголовного суда в г. Житомире Волынской губернии, со всей откровенностью
заявлял, что в 1794 г. губернскими чиновниками было получено «повеление
превращать униятов и их церкви в грекороссийское православие» (4; с. 105).
Практически сразу началось сопротивление такой безапелляционной политике: к
Батурину поступало огромное количество дел, «относящихся до возмущения и
противуборствия распространению российского правоверия». Председатель
признавался, что подобного рода дела «по множеству и по существу своему»
причиняли ему большие затруднения, хотя он «старался сколько возможно было
менее отягощать судьбу подсудимых, ибо по большей части преступления их
происходили от глупости и невежества, а доносы на них – от злости и видов
корыстолюбивых» (4; с. 105). Убежденность в правоте своей веры на взгляд светского
человека, действительно, могла быть воспринята как «глупость и невежество»,
однако в условиях российских правоотношений исследуемой эпохи «глупость» эта
была еще и наказуемой. В частности, воспоминания Батурина свидетельствуют о
том, что сопротивление православизации в ряде случаев могло расцениваться как
«злое против России умышление» и преследоваться в административном и уголовном
порядке.
Насилие при обращениях в православие, тем
не менее, было строго запрещено в инструкциях наместнику и губернаторам. Особый
указ генерал-поручику Т.И. Тутолмину, исполнявшему обязанности
генерал-губернатора Минского, Изяславского и Брацлавского, предписывал
действовать очень осмотрительно (11; с. 107). В материалах Государственного
совета за 1795 г. сохранилось решение Екатерины II выдавать пожизненное содержание в размере 100 рублей
в год «попам униатским, кои, не пожелав обще с приходами принять благочестие,
осталися без мест» (3; с. 18). Однако порядок православизации оставался
добровольно-принудительным и не исключал давление на клир и помещиков, от
которых зависела вероисповедная принадлежность крестьянства (15; p. 199–218). Так, деревни униатского архиепископа были
секвестрированы «по причине несоглашения его на присоединение униятской к православной
грекороссийской церкви» (4; с. 111). В секвестр были взяты также имения некоторых
помещиков, препятствующих воссоединению униатов (8; с. 307).
В 1798 г. последовал новый императорский указ
о «предписании духовным персоналиям, дабы они униатского закона обывателей к
принятию греческой веры никакими средствами не принуждали» (2; л. 64). Указу
предшествовал рапорт Минского губернатора З.Я. Карнеева, в июне 1797 г.
совершившего экспедиционную поездку по двадцати трем приходам, «где обращенный
к благочестию народ колеблется во исповедании веры» (6; с. 1559–1560). Оказалось,
что все «колеблющиеся» приходы находились в окружении униатских, и в их членах
действовала надежда, «что вслед за ними обратятся и другие селения, и они не
потеряют старинной между собою связи родства и знакомства», однако массовых
обращений в православие не произошло (6; с. 1560). Униаты надеялись «на
уменьшение всяких податей и работ, что может быть обращающими неосторожно
предлагаемо было им». Наконец, многих униатов записали в православие, не
спрашивая их желания. В результате почти никто из новообращенных в православные
храмы не ходил и треб не заказывал в течение двух и более лет. Многие из них
прибегали к униатским таинствам или же «приняли римско-католическое исповедание
веры, яко то в двух приходах Вилейского повету все жители вообще то учинили»
(6; с. 1561). Православные священники, лишаясь доходов от исполнения треб,
«оскорбляли и народ, принуждая их противу воли ходить в церковь и принимать
требы и принося жалобы без основания в разврате на униатских в соседстве попов,
отчего множество заведено следствий, и народ большею частию безвинно подвержен
истязанию» (6; с. 1561). Губернатор подчеркивал, что если раньше и действовал
фактор принуждения со стороны униатского духовенства и католического панства,
то теперь этот фактор совершенно утратил свое значение, и «колеблющиеся в
благочестии» добровольно, по собственному убеждению желают оставить православные
приходы. Карнеев сформулировал главные причины «народного отклонения от
церкви»: слишком крутой и «неискусный» характер обращений в православие, когда
священники старались придать бывшим униатским храмам характер внешнего
благочестия, но при этом не учитывали духовные потребности людей,
демонстративно нарушали сложившиеся местные церковные традиции в стремлении
«очистить» обряды; также сказывалось ощущение изолированности православных
неофитов от своих собратьев и родственников униатского вероисповедания из
соседних деревень и отсутствие «доброй воли поселян к принятию благочестия» (6;
с. 1561–1563). Большое значение имел авторитет римских и униатских ксендзов, за
которыми, по мнению губернатора, «здешний народ, имея великую доверенность и
почтение к ксендзам или попам своим, готов следовать повсюду» (6; с. 1566). В
итоге в следующем, 1798 г., Карнеев снова с прискорбием был вынужден констатировать
факт: «Во многих селениях бывшие униатские церкви превращены в благочестивые, и
к ним определены священники, но жители в те церкви ходить и требы священные
получать уклоняются, предъявляя притом, что большая из них часть никогда не
имела добровольного желания оставить унию» (1; л. 2). Таким образом, утверждение
крупнейшего дореволюционного церковного историка архиепископа Филарета (Гумилевского),
разделяемое многими современными исследователями, о том, что «Россия не слышала
ни одной жалобы униатов на невольное обращение их к православию» (13; с. 759) лишено
основания.
Источники и
литература:
1.
Российский
государственный исторический архив (РГИА). Ф.796 (Канцелярия Св. Синода).
Оп.78. Д.604.
2.
РГИА. Ф.796. Оп.79.
Д.813.
3. Архив государственного совета. – СПб., 1869. – Т.1. – Ч.2.
4.
Батурин П.С. Жизнь и
похождения Г.С.С.Б. Повесть справедливая, писанная им самим // Голос минувшего.
– 1918. – №7/9.
5. Булгаков М., свящ. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. – Минск, 2000.
6.
Всепресветлейшему,
державнейшему Великому Государю императору... от действительного статского
советника Минского губернатора Карнеева всеподданнейший рапорт // Русский
архив. – 1869. – Вып.9.
7. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001.
8.
Истинное повествование,
или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная. 1752–1823 // Русская старина.
– 1871. – Т.4.
9.
Коялович М.О. История
воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб., 1873.
10.
Кутейников Н.С. Колыбель
христианства в России // Исторический вестник. – 1888. – Т.32. – №6.
11.
Лушпай В.Б. Иезуиты в
России второй половины XVIII в.: Дисс.
канд. ист. наук. – М., 2002.
12.
Смолич И.К. История
русской церкви. 1700–1917. – Ч.2 // История Русской Церкви в 9-ти книгах. – М.,
1997. – Кн.8. – Ч.2.
13. Филарет (Гумилевский Д.Г.), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах. – М., 2001.
14.
Щапов Я.Н., Васильева
О.Ю., Зырянов П.Н. и др. Христианские вероисповедания и государственная власть
в России в XVIII – первой половине XX в. // Отечественная история. – 1998. – №3.
15.
Vicissitudes de l’Eglise catholique des deux rites en Pologne et en Russie.
– Paris, 1843. – T.1.