Использование  интеграции в образовательном

процессе детской музыкальной школы и детской школы искусств.

 

 Терехова Ю.В.

Преподаватель по классу фортепиано

ГБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Б. В. Асафьева»

 г. Москва

 

 

 

 

       Музыкальная школа, как учебное заведение, является результатом органически сложившихся за многие десятилетия форм эстетического воспитания детей и подростков. Сообразуясь с потребностями времени, общественными формациями, условиями существования, педагогами -музыкантами всегда выдерживалась ориентация на принципы, которые заложили основатели отечественного музыкального образования братья Антон и Николай Рубинштейны.  Ещё в конце 19 века, конструируя модель образовательной системы, они ясно показали, что взаимообогащение, взаимопроникновение жанров, видов музицирования являются основополагающим базисом в становлении, воспитании и обучении педагогов, музыкантов. Примером такого интеграционного синтеза может служить творческая деятельность самого А. Рубинштейна, совмещавшего работу пианиста, хормейстера, музыкального режиссера, композитора, дирижера, крупнейшего музыкального просветителя, сочетавшего в себе человека «замечательно простого» (Л.Н. Толстой), «самых поразительных качеств» (П.И. Чайковский), состоящего из множеств «я», причудливо сочетавшихся друг с другом.

       Соответственно и об уровне требований к учащимся Московской консерватории можно судить по воспоминаниям А.Н. Амфитеатровой-Левитской,  учившейся в  вокальном классе: «Вокалисты должны были наизусть аккомпанировать  исполняемую вещь по пению, транспонировать, играть этюды, сонаты, читать в ключах, например, отрывок из шестиголосного хора». Причем сонаты играть сразу в транспорте (транспонирование вообще было «коньком» Н.Г. Рубинштейна, его любимым способом проверки профессионализма ученика).

       Обучение должно было вынуждать ученика переводить в действительно художественный акт творчества каждое указание преподавателя. Так, пианисты пели в хоре, участвовали в оперных спектаклях, например,  в качестве танцоров, дирижеров, выполняли оформительские работы.

        В настоящее время преемственность такой концепции в музыкальном образовании находит свое выражение в целях обучения, стоящих перед преподавателями школ искусств независимо от их специализации.  Очень важно воспитать творчески наполненного, нацеленного на художественное начало ребенка, небезразличного ко всему окружающему. Способность претворять любые свои начинания в художественную оболочку, творчески находить для этого средства воплощения перерастёт, в конечном итоге, в  умение выразить свое «я».

         Реализация, воплощение этой концепции нашли свое выражение в совместной работе преподавателей  ДШИ г. Таганрога:  пианистов, художников, театралов, вокалистов, хореографов при постановке детских опер «Грибной переполох», «Репка» композитора  В.Ходоша, что привело к синтезированию учебного процесса, решению комплексных задач преподавателями, учащимися, административными структурами. Школа стала единым взаимосвязанным организмом, решающим творческие, технические задачи. В дальнейшем эта работа была продолжена при подготовке театральных тематических представлений, фестивалей.

        Результатом такой деятельности можно считать и небывалые по нынешним временам конкурсы при поступлении в школу, а десятки учащихся ежегодно становятся   лауреатами международных, всероссийских, региональных, областных конкурсов.

        Уместно напомнить слова  Н.Г. Рубинштейн о том, что «лучше принять на испытание десять с сомнительными способностями, чем упустить одного талантливого, не сумевшего показать себя в пробе».

       А ведь именно в школе искусств ребенок пусть не сразу, но займет ту нишу, где сможет наиболее ярко развить и раскрыть свои способности.

        Взаимопроникновение специализаций уже вызвало всплеск детского творчества и нашло воплощение в создании Репертуарного сборника фортепианных пьес для учащихся младших классов детских школ искусств «Музыкальные акварели». Составители – Ю.В. Терехова, В.И. Терехов, О. А. Петрова. В этой работе   также принял участие украинский композитор Михаил  Шух, любезно предоставивший свои пьесы.

        Поскольку  воспитание через творчество проходит красной чертой через музыкальную педагогику  XIX, XX, начало XXI веков, во главу угла был поставлен объединяющий диалог художественно-изобразительного искусства и  инструментального жанра, в частности,  фортепианного. Практически решалась задача комплексного развития эмоциональной, сенсорной, умственной и чувственной сфер ребенка. Возможности для такого всестороннего развития детей при условии творческого общения педагогов – единомышленников (музыкантов, художников) достаточно большие, что позволило включить в процесс интеграции учащихся.        Именно поэтому к работе были превлечены преподаватели художественного и фортепианных отделений Москвы и Таганрога.

       Конечно,  в предыстории  издания Сборника была проведена достаточно продолжительная и целенаправленная работа: занятия станковой и декоративной композиций обогащались музыкальными и литературными темами, что способствовало развитию воображения и фантазии, как важнейших звеньев творческого воспитания. Большой интерес вызвали уроки, посвященные творчеству И.С. Баха, Э.Грига, П.И. Чайковского,

С.В. Рахманинова, на которых юные художники могли услышать и прочувствовать  произведения композиторов в исполнении преподавателей и учеников музыкального отделения, воплотить свои впечатления от услышанного в  рисунках.  Продолжение этого перспективного направления в обучении  достаточно  плавно перешло в иллюстрирование музыкального материала, вошедшего в Сборник «Музыкальные акварели».   

            Предназначенный для обучения учащихся младших фортепианных классов,  он оформлен рисунками,  выполненными после прослушивания и обсуждения этих произведений такими же ребятами, учениками 2-го класса художественного отделения школы. Перед начинающими художниками стояла задача прослушать, прочувствовать  музыку, ее ритм, настроение, осмыслить свои ассоциации и изобразить представленное на бумаге любыми живописными или графическими средствами.

     Ребята с большим энтузиазмом и ответственностью отнеслись к этой работе. Задание оказалось настолько интересным, что к его выполнению присоединились и некоторые учащихся других классов,  ставшие свидетелями этих открытых уроков.

      В Сборник фортепианных пьес включены произведения Г. Телемана,

К. Нефе, Д. Кабалевского,  И. Берковича, М. Шуха и других композиторов. Это своего рода концертный репертуар начинающего пианиста, делающего первые шаги в приобретении пианистических навыков.

      Выбор пьес, включенных в Сборник, как популярных, так и не часто  встречающихся в педагогическом репертуаре, преследует различные цели и задачи в обучении и воспитании юных музыкантов. Это и расширение музыкального кругозора, и претворение общеэстетических задач, присущих начальному музыкальному образованию, и пробуждение  заинтересованности  в художественных результатах, чему, в частности, способствует порядок следования предложенного репертуара – от простого к сложному.

         Легко просматриваются задачи каждого из произведений. Так, в пьесах «Своды таинственной пещеры», «Тайны старого замка», «Я смотрю на облака» М. Шуха ребенок сможет творчески приступить к освоению педального механизма инструмента, в колористических красках претворить задачи «Весенних перезвонов». Практическое освоение различных типов фактуры (аккордовой техники, арпеджио) сопряжено с раскрытием оркестровой манеры изложения, яркости динамики, широты диапазона, красочности гармонии, склада народного хорового пения. Преподаватель подспудно может внедрять аппликатурные принципы, задачи фразировки, дыхания, пластики, формы построения произведения, звукоизвлечения и многое другое.

       В результате  работы над  репертуарным фортепианном сборником  «Музыкальные акварели» нами было замечено: пробуждение творческих способностей ребенка; благотворное  влияние  интеграционного подхода на развитие интеллекта, памяти, снятие «зажатости» и страха при публичном исполнении.  Дети научились концентрировать и распределить внимание при тонком пространственном «слышании» исполняемой партитуры. Выбор и чередование представленного материала  помог преподавателям,  учитывая возможности ученика, максимально заинтересовать  их в работе и творчестве.

      Думается, что и юные пианисты в дальнейшем смогут перенести полученный опыт в сферу звучащих мелодий и гармоний.