Джиоева Г.Х. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Северо – Осетинского государственного университета им. К.Л.
Хетагурова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ ТРАДИЦИОННОЙ
ОСЕТИНСКОЙ СЕМЬИ
Семейные традиции осетин, вобрав в себя опыт многих
поколений, передавая его потомкам, служили механизмом накопления духовных
ценностей и являлись эффективными способами передачи информации между поколениями.
В современной образовательной практике в условиях перехода к новым
экономическим, общественным отношениям – это необходимое средство воспитания,
позволяющее формировать гуманную, гармоничную личность. Знание осетинских
этнопедагогических традиций позволяет определить воспитание как сложное,
многостороннее явление, целенаправленный процесс ухода за ребёнком,
предусматривающий защиту его жизни и здоровье, а также сознательное воздействие
на него со стороны других людей с целью привить ему определённые умственные,
физические и эстетические качества, подготовить к жизни в данном этнокультурном
социуме.
Анализ педагогической культуры традиционной
осетинской семьи позволил выделить основные ее закономерности:
1. Строгое следование в воспитании детей нормам
нравственной идеологии народа («Æгъдау»).
2. Зависимость воспитания:
- от исторических и этнографических особенностей
жизни народа;
- от природно-климатических,
естественно-географических и хозяйственно-бытовых условий народа;
- от степени развития этнической культуры, от
степени сохранности её традиций и обычаев.
3. Гуманистическая направленность воспитания,
которая выражается:
- в проявлении безграничной любви и уважения к
личности ребенка, в обожествлении его образа и вместе с тем высокой
требовательности к нему;
- в создании воспитательного пространства,
способствующего: пониманию ребенком морально-нравственных устоев жизни народа,
нравственной идеологии семьи, сущности и особенностей понятий: «Æгъдау», «Фарн», «Æфсарм»,
«Æхсар», «Адæм», «Адæймаг» и др.;
- в отсутствии в воспитании жестких требований,
жестоких наказаний, хотя некоторые запреты
(уайсадын, хъоды), которые были также неотъемлемой частью традиционной
педагогической культуры народа. Однако они являлись дисциплинарными средствами,
позволяющими в тяжелых жизненных условиях регулировать отношения между членами
многочисленной семьи, рода, способствовали сохранению этнических норм;
- в признании положительного примера (наряду с
любовью) в качестве основного правила воспитания.
4. Развитие идеи совершенной человеческой
личности как основной цели воспитания, выделение в её структуре трех основных граней:
физической, духовно-нравственной, интеллектуальной. Определение в соответствии
с этим основных направлений воспитательной работы.
5. Зависимость выбора содержания, средств,
методов воспитательного воздействия на ребенка от целей воспитания, от половозрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников.
6. Осуществление воспитания детей в процессе
включения их в различные виды деятельности (игровая, трудовая,
художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, хозяйственно-бытовая).
7. Осуществление единства воспитательных усилий
членов семьи, рода, народа.
8. Развитие и формирование личности ребенка в
коллективе и через коллектив.
На основе выявленных закономерностей
рассматриваются принципы воспитания – базовые положения, в которых выражены
основные требования к содержанию, методам организации воспитания детей в
этнической среде. В педагогике традиционной осетинской семьи определен комплекс
взаимодополняющих принципов, подчиненных ведущей идее воспитания - достижению в
развитии человека гармонии природно-биологического, социального и духовного,
стремление к совершенству:
1. Принцип природосообразности (основу педагогических
воздействий составляют природосообразные ресурсы и возможности социума).
2. Принцип народности (народная мудрость
является двигателем всех сфер жизнедеятельности семьи).
3. Принцип внутригрупповой (семейной)
обусловленности развития личности (в развитии гармоничной, совершенной личности
значимыми являются внутригрупповые, этнопедагогические воздействия: уклад
семейной жизни, внутрисемейные отношения и др.).
4. Принцип единства, целостности семейных
обычаев, обрядов, традиций (одновременно целостное воспитательное воздействие
на личность оказывают семейные обряды, обычаи, традиции).
5. Принцип многопоколенности семейных традиций
(общественные традиции обладают свойством устойчивости и действенности в
сохранении алгоритма поведения, регламентирующего жизнедеятельность многих поколений).
6. Принцип жизнеспособности духовного, нравственного
начала семьи (духовно-нравственное начало семьи составляет высшую ценность и
основу жизнетворческой деятельности).
7. Принцип гуманности внутрисемейных отношений
(внутрисемейные отношения – это наиболее чувствительный и мотивированный вид
межличностных отношений) [1].
В результате многовекового опыта воспитания
детей в осетинской семье создавались, совершенствовались эффективные способы
воздействия на личность. Методы воспитания в семейной педагогике осетинского
народа – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение людей. Это
способы педагогического управления деятельностью воспитуемых (ведь в основе
развития человека лежит деятельность – познавательная, игровая, трудовая,
спортивная, художественно-эстетическая, экологическая и др.), в процессе
которой происходит самореализация личности, её социальное, физическое и
эмоциональное развитие. Выбор метода воспитания в этнической педагогике
осуществляется в соответствии с целями, содержанием воспитания, с учётом
специфики воспитательной среды, половозрастных, индивидуальных особенностей
воспитуемых.
На любом этапе воспитательного воздействия на
личность наиболее действенно использование словесных методов воспитания. Слово
в любой этнической педагогике имеет два значения – бытовое и культовое. Являясь
в обрядовом действии особым символом-знаком, имеющим большую воздействующую
силу на человека, оно содержит в себе огромную воспитательную ценность в
молитве, покаянии, благословении, заклинании, клятве, завещании.
Различные виды передачи информации
(разъяснительной), предписывающей изложения в форме внушения, диалога,
повествования, рассказа, обращения, призыва, совета, намёка, уговора и др.
имеют функцию убедить, с их помощью субъекты воспитания – родители, окружающие
близкие люди формируют взгляды детей о хорошем
и плохом, о добре и зле, о допустимом и недопустимом. Здесь, наряду с мировоззренческим развитием и на его
основе происходит формирование позитивных мотивов деятельности и общения [3].
Эту группу информационных воздействий в педагогической науке обобщённо называют
методами убеждения. Метод словесного убеждения в культовом значении
основывается на благословении (арфæ).
Реализация метода убеждения в практике
традиционного семейного воспитания осетин происходит с помощью таких приёмов
как: наблюдение за трудовой, игровой, эстетической и др. деятельностью
взрослых, рассказы взрослых о различных видах труда, участие в семейных обрядах,
в народных праздниках и их подготовке, использование произведений народного
творчества и мн. др.
Метод убеждения в этнической педагогике тесно
связан с методом примера. Этот метод призван организовать образец деятельности,
поступков, образа жизни. Строится он на механизме подражания, так как при
помощи подражания происходит присвоение растущим человеком социального опыта [2].
Решающая роль использования метода примера в воспитании детей отмечается в
осетинском фольклоре: «Йæ мады
цæрмыстыгъд бакодта» (Как две капли воды похожа на мать); «Сывæллон цы уыны, уый кæны»
(Ребёнок повторяет то, что видит); «Сæгъæй
сæныкк гуыры» (От козы рождается козлёнок) и т. д.
В практике семейного воспитания осетин активно
используются высокие образцы этнической жизни, положительные примеры. Однако, в
качестве воспитательного средства «мудрый воспитатель» использует и негативный
опыт этнической жизни. На отрицательных примерах показываются подрастающему поколению
последствия дурных, безнравственных поступков, эгоистического поведения и т.д.
Потребность соответствовать положительному эталону возникает только в том
случае, когда тот или иной поступок, те или иные образцы поведения приобретают
для ребёнка личностный смысл. Выражая оценочные отношения к другим, ребёнок
часть этих отношений переносит на себя, что-то приветствует и принимает, что-то
осуждает и отвергает и таким образом вырабатывает оценочное мнение и о себе.
Методы примера, наставления, имея глубокую
индивидуализацию, развивают
самостоятельность, формируют «Я – концепцию», основываются на принципе
гуманизма, добротворчества. Аккумулируя такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, терпимость, эти
методы позволяют решить проблемы воспитания детей, проблемы их
морально-этического отношения к себе, к окружающим.
Метод убеждения использовался с помощью
различных приемов: наблюдения за бытом, семейной и общественной жизнью,
знакомство с игровой деятельностью, участие в ней; знакомство с трудовой
деятельностью взрослых, посильное участие в ней детей; рассказы взрослых о
трудовой деятельности, различных видах труда; подготовка и участие в обрядовой,
праздничной культуре народа; участие в различных состязаниях, исполнение
фольклорных произведений.
Основным методом, удерживающим ребенка в
деятельности в этнопедагогике осетин является метод упражнения, или, как его
еще называли, приучение. Без длительных систематических усилий, повторения
отдельных действий и операций ребенок не может научиться ничему. Результатом
упражнений являются навыки, привычки, устойчивые качества личности.
Одобрение в воспитании выражалось в виде
пожеланий. Когда ребенок приступал к выполнению какого-то поручения, ему
высказывали доброе пожелание, в котором прочили успех, удачу. Такое
предварительное одобрение делалось с тем, чтобы настроить на предстоящую
работу. В процессе ее выполнения ребенка проверяли, хвалили за качество,
оперативность, давали советы и т. д.
Таким образом, достижение основной цели
воспитания – формирование совершенного человека в этнопедагогике осетин рассматривается
не как дальняя конечная перспектива, а как практическое руководство к
непрерывному поэтапному формированию характера, личностной сферы (физической,
духовно-нравственной, интеллектуальной) младенца, ребенка, подростка, юного человека,
взрослого и ее осуществление связано с реализацией содержания воспитания
посредством методов, приёмов, средств и форм педагогического воздействия.
Литература
1. Волков Г.Н.
Этнопедагогика. – Чебоксары: Чувашская кн. изд-во, 1974.
2. Голованова Н.Ф. Методы
воспитания// Педагогика. – М.: Академия, 1999.
3. Педагогика. Учебник//
Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
4. Цаллагова З.Б.
Общечеловеческое значение личностей – символов, как фактор гармонизации
межэтнических отношений // Педагогика любви. ч.1. – Горно – Алтайск, 2008.