Филологические науки / 7. Язык, речь, речевая коммуникация
К.п.н. Дульянинов А.Г.
Иркутский
государственный лингвистический университет, Россия
Семиотизация
культурного ландшафта
в туристическом нарративе
Проблема взаимоотношения культуры и
пространства, пространственных характеристик культуры – область постоянного интереса как гуманитарных, так и
естественных наук. В разнонаправленных исследованиях культуры все большее
значение приобретают созданные культурой смыслы географического пространства и
ландшафта. Одна из основополагающих идей исследований связана с тем, что бытие культуры в географическом пространстве
неотделимо от процесса символизации среды.
Как отмечает О.А. Лавренова, географические
объекты и/или топонимы становятся метафорами, символами, знаками, поскольку в
культуре существуют устойчивые ассоциации с определенными историческими
событиями, артефактами или уникальными чертами природного ландшафта.
Географическое пространство неотделимо от созданных культурой образов и
символов, обретающих характеристики целостной системы, которую можно
рассматривать как геокультурное пространство. Культурный ландшафт – явление,
лежащее в том срезе семиосферы, где знаковые системы культуры оказываются
напрямую связанными с географическим пространством в целом и его отдельными
объектами в частности [Лавренова, 2010].
Превращение среды в
знаковую систему, где в роли знака выступают географические объекты или
элементы культурного ландшафта, а в роли означаемого – архетипы,
трансцендентные понятия и категории и соответствующие символы, создает
мифологическую, или сакральную, географию. В результате складывается
символическое понимание пространства, где карта мира становится иконой,
отражающей традиционное миросозерцание и различными своими частями выражающей
на плоскости картину мироздания [Лавренова, 2003].
Говоря о семиотизации культурного пространства в
туристическом нарративе, мы исходим из того, что туристический нарратив
репрезентирует культурный ландшафт как сакральное пространство. Ландшафт как
социальная конструкция содержит имидж и рассказ, вызывающие множество
ассоциаций и историй, он вписывается в нашу идентичность, отношения и жизненный
сценарий и предполагает активную позицию в последовательности жизненных
событий.
Социальное
конструирование ландшафта основывается на идеях связи окружающей среды, образа,
действия и нарратива. Культура как контекст социальных событий, поведения,
институтов или процессов задает базовые социокультурные измерения места. Место
– неисчерпаемый источник метафор в конструировании социальной реальности,
сгусток эмоций, воспоминаний и ассоциаций [Черняева, 2007].
Сакральное в туристическом нарративе основано,
во-первых, на метафоризации (во вторичной номинации представлены культурная
информация, культурный фон, культурные традиции, культурные процессы),
во-вторых, на ассоциировании (представления и знания человека об окружающем
мире; соотнесение представлений и знаний с глубинными ментальными процессами; пути их развития и реализации в культурном контексте).
Сакральное
пространство, репрезентируемое туристическим нарративом, включает материальную
и нематериальную составляющие. Материальная – это собственно сакральные объекты
и неразрывно связанный с ними окружающий ландшафт. Среди материальных объектов,
например, можно назвать храмы, церкви, святилища,
жертвенные места, дороги, священные горы, скалы, камни, священные реки и озера, священные
рощи, отдельные деревья и т.д. При этом существует
несколько классификационных признаков культурных ландшафтов, которые релевантны
и для туристического нарратива: по степени культурных преобразований и по
жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно
сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты); по исторической функции
(ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные,
мемориальные и т.д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют
его специфические особенности (по природным характеристикам). В системе типологий
культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями должны
присутствуют и природные характеристики, поскольку культурный ландшафт - это
результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны
с позиций отношения человека и природы.
Среди таких оснований
чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные,
равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер
растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к
водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и
морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.); по типу культуры
(ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горно-заводские,
военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры
обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта.
В соответствии с этими
типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный,
дворцово-парковый, монастырский, горно-заводской, военно-исторический
(ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская
культура), городской (исторические кварталы).
К нематериальной сфере относятся: 1. Мифы, легенды и предания, связанные с данным местом; 2. Экологические традиции, которые можно разделить на: хозяйственно-бытовые, иррационально мотивируемые правила
поведения человека в естественной
среде, обряды и праздники,
содержащие символику уподоблений человеческого и природного мира, элементы
поклонения силам природы, животным, растениям или бережного их использования,
территориально приуроченные обычаи и обряды:
почитание и сберегание рощ, родников, деревьев и других природных объектов;
паломничество к святым местам; традиции,
связанные с отдельными видами животных, растений (поверья, приметы, устные
рассказы, колыбельные, в которых раскрывается значение этих видов); 3. Топонимы, указывающие на священное назначение данной
местности и т.д.
Таким образом,
весь корпус сакрального отражён в туристическом нарративе в двух
тематических группах – «Человек Духовный» и «Предметный мир человека».
Литература:
1. Лавренова О.А. Семантика культурного
ландшафта: автореф. дис. … докт. филос. наук. – Москва, 2010. – 38 с.
1. Лавренова О.А.
Культурный ландшафт: от Земли к Космосу. Ноосферная концепция В.И. Вернадского
и понятие культурного ландшафта // Биосфера. – 2003, №2. – www.ihst.ru/~biosphere
2. Черняева Т.И. Конструирование
ландшафта в туризме: размышления об
имидже // Модернизация экономики и государство: в 3 кн. Кн.3/ отв. ред.
Е.Г.Ясин. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – С.
469-477.