Филологические науки/ 8. Родной язык и литература
К.ф.н. Никишина С.Р.
Елабужский филиал Казанского федерального университета, Россия
Татарская литература
просветительского реализма как компонент всемирного литературного процесса.
Последняя четверть ХIХ века
ознаменовалась вступлением татарской литературы в эпоху просветительского
реализма. Возникнув на рубеже XVIII и XIX веков, идеи
просвещения получили свое дальнейшее развитие в начале ХХ века, охватив
основные области общественной жизни татар.
Историческое
содержание литературы конца ХIХ – начала ХХ
веков определили бурные социальные процессы, вызывающие еще большее углубление
противоречий, популяризацию общественных идей и обострение классовой борьбы.
Новые явления общественной жизни, обнажившие все эти противоречия, выражающиеся
в несоответствии норм и принципов официальной морали и нравственности,
вынуждали писателей искать новые способы отображения переменчивой
действительности.
В то
же время жизнь татар во второй половине ХIХ века не
была свободной от целой системы консервативных взглядов и условий
существования, т.к. «до середины ХVIII века татары не
имели никаких национальных организаций и учреждений и духовно обеднели, о
сближении их с западной культурой и речи не могло быть; тогда еще и русское
население было далеко от приобщения к культурной Европе; но татары не могли тогда
иметь близких отношений и с мусульманским миром, тогда как восточные границы
России были закрыты».[1: 10]
Социально-экономические преобразования в
России, укрепление связей с Востоком не могли не вызвать коренные изменения в
быту и культуре татарского народа. Активизировалось революционное движение,
давшее толчок ускоренному развитию татарской литературе.
Писатели-просветители горячо отстаивали идеи
просвещения, ратуя за европеизацию татарского общества и выступая против
косности и застоя в национальной жизни татар. Эстетическим идеалом
просветительского реализма становится образ деятельного, мыслящего,
совершенного человека.
Просветительский реализм – литературное
направление, в основе которого лежит обусловленность характера и поведения
человека окружающей его внешней средой и обстоятельствами. Таким образом,
просветители ставили вопрос о соотношении личности со средой и влиянии
последней на человека.
Выдающиеся просветители новой татарской
интеллигенции – Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани – активно
выступали за преобразование жизни татарского народа, его культуры и
просвещения.
В произведениях этих мыслителей идеи
просветительства нашли свое наиболее полное выражение. Типическим героем новой
литературы стал тип исследователя действительности, насыщенной социальными
потрясениями. Идея о разумном, деятельном и прекрасном человеке нашла
отчетливый отзвук в татарской просветительской литературе в образах ее
идеальных героев. Для формирования понятия прекрасного у просветительских
писателей особенно благотворным был пример Восточной любовной классической
поэзии, которая возвеличивала человека и являла собой глубоко-поэтические
примеры изображения женской красоты и обаяния.
Понятие
прекрасного, свойственное Восточной татарской литературе, будучи творчески
воспринято, составило яркую сторону гуманизма татарских просветителей. Тому
свидетельство - творчество поэта Габдельджаббара Кандалый, для которого понятие
прекрасного в человеке связывается с представлением о человеческой духовной
красоте, доброте и преданности.
Писатели-просветители горячо отстаивали идеи
просвещения, ратуя за европеизацию татарского общества и выступая против косности
и застоя в национальной жизни татар. Эстетическим идеалом просветительского
реализма становиться образ деятельного, мыслящего, совершенного человека.
В
89-90 годах ХIХ столетия появились первые
национальные романы, повести и рассказы просветительских писателей М.Акджигита,
З.Бигиева и других, ратующих за искусство, тесно связанное с современной
действительностью, способное быть средством преображения национальной жизни.
Жанру религиозной поэмы они противопоставляют новые виды реалистической
литературы – романы, повести, рассказы, комедии и драмы, где предметом
художественного исследования становиться человек и его жизнь.
Роман З.Бигиева «Олуф или красавица Хадича»,
повесть Г.Гафурова «Моя старшая сестра», повесть М.Акджигита «Хисаметдин
менла», драмы Г.Ильяси «Бедная девушка», Ф.Халиди «В ответ «Бедной девушке» -
это произведения, в которых отразились прогрессивные демократические идеи,
настроения и надежды лучших сынов татарского народа. В них затронута важнейшая
проблема, всегда волновавшая умы передовых людей того времени – проблема
раскрепощения женщины. Писатели-просветители были последовательны, отстаивая
права женщин. В своих произведениях они призывают возвыситься над мелочами жизни
и быть моральным ориентиром в семье и обществе.
«Говоря
о судьбе татарской женщины, - пишет академик Ф.Мусин, - большинство писателей в
первую очередь стремятся показать идеальную жизнь, соответствующую их
просветительским идеалам. Здесь они исходят из понимания концепции «природного
человека». Вышедший из лучшей природной среды, т.е. дитя порядочных и
просвещенных родителей, которые являются крепкой опорой в жизни в обществе, человек
черпает оттуда свои духовные силы и достигает наивысшей цели жизни. У таких
героинь самая большая цель – это счастливая семь, построенная на чистой любви».
[2: 29]
Общественно-демократическая
и эстетическая мысль, зародившаяся в конце ХIХ – начале ХХ веков, шла по пути стремительного освоения новых
принципов просветительского реализма. Образцом для подражания
писатели-просветители считали русскую литературу и культуру. Причем большое
внимание уделялось ими не только творчеству выдающихся русских писателей,
поэтов и драматургов, но и трудам таких теоретиков реализма, как В.Г.Белинский,
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.
В
конце ХIХ – начале ХХ веков начался бурный рост культурной
жизни татар. Новая литература, театр, музыка явились следствием живых
потребностей общественной жизни. Наиболее талантливые из среды демократической
молодежи – Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Исхаки, М.Гафури, Г.Камал, Г.Ибрагимов и др. –
сразу же включились в процесс формирования национальной культуры.
Однако
следует отметить, что при создании человеческих образов, татарские писатели-просветители
придерживались принципа деления на «хорошее» и «плохое», что вело к некоторой
схематичности. Положительные герои, в отличие от отрицательных, воплощали в
себе наилучшие физические и психологические качества.
Просветители
считали, что большинство общественных проблем можно решить через пропаганду
просвещения. Их устремления были тесно связаны с желанием преобразования
действительности. Поэтому проблематику просветительских произведений составляет
идея просвещения как необходимого условия для развития гармоничного человека и
самого общества.
Наравне
с проблемами взаимоотношений людей в семье и обществе, просветители затрагивали
проблему денег, а именно их влияние на судьбу человека. Неоспорим тот факт, что
огромная роль в деле возрождения нации отводилась ими и религии. Просветители
проповедовали благотворное влияние ислама на жизнедеятельность общества,
считая, что религиозно-нравственное воспитание в совокупности с положительными
знаниями ведет к утверждению человеческой
добродетели.
Поднимая
тему женской эмансипации, татарские просветители отводили ей главенствующую
роль в деле воспитания нового поколения в духе преданности исламу, считая, что
от степени праведности женщины напрямую
зависит степень нравственного здоровья всего общества. Но опять же, добиваясь раскрепощения женщины в
обществе, они говорят лишь о ее важной роли в воспитании молодого поколения,
исключая ее участие в социальной, экономической и культурной жизни общества, ее
личное совершенствование.
Непоследовательность
позиций татарских просветителей, тем не менее, не умаляет значения их
деятельности. Выдвигая на передний план национальную идею,
писатели-просветители создают особый художественный мир, отражающий жизнь и
нравственное самосознание татарского народа.
Таким
образом, насущные вопросы современности, затронутые писателями-просветителями,
были очень актуальны для своего времени. Их творчество послужило отправным
моментом для нового этапа в развитии
татарской литературы начала ХХ века, ознаменовавшегося бурным развитием
национального движения, что дало большие возможности для ускоренного развития
татарской литературы, искусства и культуры.
Литература:
1.
Валидов Дж. (1887-1938)
Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года.) –
Москва – Петроград, 1923. – 213 с.
2.
Мусин Ф. Созвучно эпохе.
– Казань: Тат. кн. изд-во, 1983 – 240 с.