Макеева Е.А., кандидат исторических
наук, доцент кафедры философии и социологии
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
К ВОПРОСУ О
НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Сегодня наука активно вторгается во все
сферы культуры, но это не имеет ничего общего с философским наставлением или
просвещением. Современный исследовательский процесс совсем не озабочен
раскрытием сути бытия и воплощением на этой основе неких идеальных моделей
жизнеустройства. Научное познание связано с технической реализацией и
экономическим использованием знаний, оно преследует цель изыскать возможности
управления и распоряжения природными ресурсами и социальными процессами. Идет
ли речь о производстве новых машин, освоении запасов или о воспитании человека,
цель одна – рациональное использование, контроль и учет имеющихся ресурсов и
реализация технических возможностей. Если прежде практическое значение теории
состояло в образовании, на основе которого знание входило в жизненный мир человека,
то сегодня кажущиеся на первый взгляд оторванными от жизни и
абстрактными науки становятся
практически значимыми благодаря их применению для создания новых технологий.
В сознании современного культурного
человека сталкиваются две различные исторические традиции. Одна отражает
ценности, потребности и представления, образующие ядро идеи человека, на которую
опирается корпус гуманитарного знания. Другая — технику рационального
манипулирования искусственно созданными структурами. Соотношение исторического
мира человека и технических искусственных систем имеет конфликтный характер и
осознается как дилемма: определяется культура духовными традициями самосознания
человека или объективной логикой и техническими возможностями науки, которая
контролирует и планирует даже такие формы поведения, которые прежде считались
свободными. Вместе с научно-технической цивилизацией в мир пришла новая угроза
утраты человеческого смысла жизни: человек боится раствориться и исчезнуть в
искусственно созданном бытии, но вместе с тем неутомимо работает в этом направлении.
Выход из этого видится в гуманитаризации
научного знания, призванной наполнить его кровью и плотью человеческих переживаний.
Интеллектуалы и технические специалисты видят сложившуюся ситуацию по-иному. Становление
и развитие науки они связывают с борьбой за объективность, с освобождением от
фантазий и иллюзий, с преодолением субъективизма и произвола, с отказом от
морализаторства и от политических, национальных, групповых и иных ценностных предпочтений.
Однако такая борьба нередко сопровождалась отрывом от общечеловеческих
ценностей. Поэтому внутри научно-технической культуры также сохраняется
противоречие между определением науки как нейтрального в ценностном отношении
технического средства рационализации практики и универсалистской претензией на
радикальное преобразование жизни, сохранившейся от пионеров научно-технического
прогресса, мечтавших осчастливить людей. Подчиняя поступки человека логике
искусственно созданной среды, наука искореняет основу свободы, которая
заменяется теорией рационального решения, рекомендующей действовать исходя из
анализа технических и экономических возможностей. Однако везде ли приемлемы
такие решения? В человеческой жизни далеко не все подчинено рациональному
обмену, и существуют поступки, предполагающие жертву и дар. «Онаученный»
образованием человек пытается рационально разобраться, за что его любят или
ненавидят, подчинить дружескую привязанность материальным отношениям, однако
наталкивается при этом на непостижимые рационально чувства любви и ненависти,
верности и вероломства.
Научно-техническое знание становится
инструментом власти и используется для манипуляции природными и социальными
процессами. Оно оказалось оторванным от жизненных ценностей, и сегодня важной
задачей общественности является обсуждение стратегической ориентации
научно-технического прогресса: каковы его цели и задачи, как гуманитарная
культура может и должна участвовать в их обсуждении и выборе? Эта проблема
сегодня из умозрительной становится, возможно, самой актуальной, ибо
манипуляция природой, превращение ее в источник сырья, материал для
технических преобразований ведет к ее истощению и создает угрозу существованию
общества. А манипуляция
человеком, научная регламентация
его поведения приводят к скуке и депрессии, к росту числа психических
заболеваний, которые являются закономерной реакцией на перегрузку человеческой
психики.
Сегодня философия выступает как разум
общественности, сообщества людей, озабоченных проблемами выживания, создания
свободного общества и развития духовных ценностей. Поэтому философ должен
осознать себя как равноправная фигура общественных дискуссий и переговоров по
поводу направления и целей культурного процесса. Располагаясь в поле
общественной коммуникации вместе с другими участниками, философ обращает
внимание на часто скрытые и кажущиеся очевидными предпосылки рассуждения. Они
касаются как фундаментальных представлений о добре и зле, так и малозаметных
повседневных различий, которые регулируют обыденную жизнь.
Философия
вырабатывает видение, на основе которого человек обозревает мир, формирует его
понимание. Размышляя о мире, человек его творит. Осмысление человеком
действительности направленно. Оно не только путь познания, путь истины, но и
путь добра, стремления человека к благу и счастью. Это свойственно не только
здравому смыслу и житейскому опыту, но и существенно важно для науки и других
сфер профессионального мышления. Ценности и идеалы играют существенную роль в
возникновении, становлении и развитии фантазии, мечты, воли, т. е. целой группы
психологических и нравственных детерминаций осмысления и формирования нового
знания. Чувства человека, его эмоциональное отношение к действительности не
только сопровождают осмысление, но и являются мощным формообразующим фактором,
поскольку выражают ценностное отношение человека к реальности. Именно
ценностное отношение образует определенный эмоциональный настрой, служащий
своего рода катализатором творческой деятельности в научном, техническом,
художественном поиске.
Философы должны попытаться опереться на
взаимосвязь и взаимопереплетение
познавательных, бытийственных и ценностных актов сознания. Наш мир
является очень сложным, и его мирное существование вообще зависит от того
насколько, удастся соединить кажущееся несоединимым. Люди разных
национальностей, верований и убеждений, богатые и бедные, молодые и старые,
мужчины и женщины должны сосуществовать вместе. Поэтому вопрос о соотношении
бытия, истины и ценностей зависит от того насколько могут договориться между
собой философ, ученый и моралист, насколько в самом себе человеку удастся
контролировать использование познавательного, этического и эстетического
дискурсов. Философия может способствовать реалистичному и в тоже время
ответственному поведению личностей, выполняющих различные социальные роли и
функции в сложном пространстве современного общества.