Турысжанова
Р.К. -
доктор
философских наук, профессор
Гуманистический потенциал философии образования
Философия
образования - это не просто мышление (философское, аксиологическое), но и
напряженное осмысление проблем образования, желание разрешить кризис
образования. На сегодняшний день философия образования – это вполне
самостоятельная область философско-научных знаний, фундаментом которой являются
обращенные к образованию общефилософские учения.
В развитии педагогической теории и практики философия образования
призвана выполнять регулятивную функцию, задавать направление и границы
педагогической действительности. Она призвана помочь педагогике вписаться в культурную
доминанту времени, способствовать выбору стратегий образовательных систем, адекватных позитивным тенденциям
общественного развития, современным духовным исканиям человечества.
Педагогика как
прикладная дисциплина исходит из налично данного стандартного набора методов
воздействия на воспитуемого. Но поскольку человек и общество находятся в непрерывном
развитии, постольку эмпирические методы педагогики нуждаются в теоретическом
наполнении. Что касается педагогики в качестве теоретической дисциплины, она
тоже не в состоянии сама из себя вырабатывать принципы, необходимые для
образования как формирования надлежащего «образа человека». К рефлексии над
самими основаниями бытия человека в мире, над самой сущностью человека призвана
философия. Именно поэтому философия в ее преломлении к педагогической
проблематике, т.е. в статусе философии образования, создает возможность для
более глубокого и адекватного осмысления феномена человека, а это, в свою
очередь, дает ориентир и основу педагогической теории и практике.
Параметры характера, содержания, стратегий и перспектив философии образования зависят от той или иной культурно-исторической парадигмы понимания человека. Это вытекает из истории становления философско-образовательного знания.
В Западной Европе созрела, сформировалась и в
дальнейшем получила международное признание классическая модель образования, опиравшаяся
на принципы социальной полезности, социального равенства, универсальности
знаний, автономности личности. Став фундаментом образования, она обеспечила
успехи европейской культуры и цивилизации. Однако и корни глобального кризиса
современности также следует искать в Европе. Именно западная цивилизация с ее
духом прагматизма и рационализма породила принципы полезностно-потребностного
отношения человека к миру и другим людям. Прагматически-целевые установки
мироотношения и деятельности разрушали целостность духовного мира человека;
духовно-нравственные ориентации деятельности вытеснялись целерациональными,
нравственные императивы поведения – рационалистическими.
ХХ столетие
ознаменовалось новым поворотом философии к проблемам человека, что нашло свое
отражение в философии образования целой эпохи. Развитие философско-образовательной
мысли явилось предтечей тех исследовательских направлений, которые определились
в реформаторской педагогике. В русле целерационального мышления, философии и
социологии прагматизма сформировалось направление прагматистской философии
образования. Ценностно-рациональное мышление, философия экзистенциализма
обусловили концептуальные основы «гуманистического воспитания», оказали влияние
на современные поиски теории и практики свободного воспитания. Идеи Дж. Дьюи,
Я. Корчака, Ал. Нейлла, М. Монтессори, П. Петерсена, С. Френе отличались
направленностью образовательного процесса на саморазвитие, самореализацию,
самоопределение, самосовершенствование личности, на свободное развитие
внутренних сил и способностей человека, «вырастание изнутри» и т.д.
Советский этап философско-образовательного знания отмечен преобладанием социоцентризма. Это неизбежно привело к трансформации представлений о человеке и как результат – к унифицированному подходу, к элиминации этнокультурных ценностей воспитания и образования, к отчуждению в образовательной сфере. Официальная советская педагогика представала в качестве авторитарной партийной науки, выполняющей социальный заказ: подготовку человека не как личности, а как функционера, исполнителя, рабочей силы для социума.
В соответствии с задачами, выдвигаемыми перед
сферой образования, в разные периоды социально-политического развития советского общества представления о человеке
претерпевали изменения. Социальный заказ предъявлял свои требования к личности
человека, его базовым характеристикам. От «всестороннего развития личности
коммунистического будущего», формирования «нового человека» – активного
строителя новой формации в 20-е гг., «человека как борца и строителя социализма»
в 30-е гг., к формированию «новой
социалистической, гармонически развитой личности» с сер. 50-х гг.
Нынешняя эпоха – время интенсивных духовных исканий, поисков разрешения
социальных противоречий, обретения смысла жизни. Актуально новое понимание сущности человека – как существа не только
мыслящего и свободного, но и духовно-чувственного и нравственно ответственного.
В этой связи философия образования рассматривает архитектонику человека
в органичном триединстве разума, креативности и этичности, с приоритетом
нравственного начала как высшей цели образования; подразумевается становление
не только компетентности, эрудиции, но и в большей мере – становление
духовно-нравственной личности.
Мы считаем, что к числу главных доминант новой парадигмы образования необходимо отнести сознательное формирование новой этики, новых духовных ценностей (соответствующих времени и движению в будущее) и новых потребностей, а не просто адаптацию человека к потребностям рынка. Необходимо формировать «нового человека».
Формирование
«нового человека», для которого жить в гармонии с природой, другими людьми и с
самим собой представляется естественной потребностью современного общества.
Хотя этот призыв может сегодня вызвать у многих мрачные ассоциации, поскольку в
относительно недалеком прошлом ту же цель - воспитания нового человека - провозглашали тоталитарные режимы.
Для установки их беспредельной власти над людьми следовало отвергнуть вечные
нравственные заповеди («не убий», «не сотвори себе кумира» и др.),
аккумулировавшие многовековой моральный опыт человечества. Фактически ставилась
задача сформировать такого «нового человека», для которого нормой поведения
было бы рабское послушание властям, а идеалом чувств – слепая вера в вождя.
Установки современных
прогрессивных мыслителей имеют совершенно иную направленность. Речь идет о том,
чтобы гуманизировать внутренний мир человека, наполнить новым содержанием его
стремления, идеалы, представления о добре и зле, о справедливости и
ответственности. Кто может реализовать такую установку? Ответственность за
целенаправленную позитивную социализацию молодого поколения объективно ложится
на образовательно-воспитательную систему и философию образования.