Философия / Социальная
философия
К. культурологии Белова Л.И.
Южно-Уральский государственный университет, Россия
Полидисциплинарный характер
выявления сущности юмора
Юмор занимает существенное место в
духовной жизни индивида и социальных общностей любого уровня. Эти явления
пронизывают все сферы жизни общества. Вне их социально-философского осмысления
будет неполным исследование не только духовной сферы, но и социополитической.
Юмор как форма коммуникаций и мировоззренческое явление приобретает все большее
значение в условиях современных тенденций глобализации и становления
постиндустриального общества, утверждающих приоритеты ценностей толерантности,
участия, солидарности, творчества.
Юмор является
настолько многоаспектным и многогранным предметом для изучения, а проблема выявления
сущности юмора носит полидисциплинарный характер – к ней обращаются ученые –
философы, психологи, социологи, педагоги, литературоведы и другие. Каждая наука
имеет свой аспект исследования, поэтому
в науке до сих пор нет четкого его определения.
Согласно словарю С.И. Ожегова,
юмор – это понимание комического,
умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к
чему-либо [6; С. 911].
Юмор является
одним из базовых видов человеческой деятельности. Он возник с момента появления
человечества. Можно предположить, что юмор является одним из самых примитивных
видов человеческой деятельности. Здесь
мы не согласимся с точкой зрения А.Н. Лука о том, что «чувство юмора – шире
любого определения, потому что это очень сложное душевное качество».
Юмор является
врожденным – такой точки зрения
придерживаются: Плиний, Ч. Дарвин, Майер, А.В. Дмитриев и др.
Вопросами юмора, его
происхождения и сущности интересовались еще античные авторы. Согласно учению
античной медицины, состояние человека можно описать соотношением четырех
жидкостей (определяющих четыре типа темперамента или характера) – крови, лимфы,
жёлтой и чёрной желчи — которую они называли «гумор» (с лат. «humor» - влага, жидкость). Взаимоотношение и гармония этих
жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека. В юморе, как особом виде
комического, переживании противоречивости явлений, сочетаются серьезное и
смешное, причем позитивный момент преобладает.
Юмор
предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное –
в смешном и несовершенном, а также умение
возвыситься над объектом смеха и самим собой.
С позиций культурологии, юмор – это проявление нравственного здоровья
человека и этноса. Народ, смеясь над антиценностями, утверждает подлинные
человеческие ценности. У юмора субъективный характер – смеющийся не отделяет
себя от смешного как чего-то чуждого, враждебного ему, а, скорее, отождествляет
себя с ним. Специфическая черта юмора – внутреннее участие в том, что
представляется смешным. Внешнее выражение юмора, как правило, улыбка, а не смех. Она не носит
уничижительного характера, а показывает внутренне принятие мира [7; С. 814–815].
Прежде чем
говорить о сущности юмора, необходимо разграничить понятия: юмор, остроумие, ирония, комическое, сатира, смех. Российский
социолог и исследователь юмора А.В. Дмитриев использует термин «юмор» как
синоним комического и как родовое понятие по отношению к сатире, иронии,
гротеску, карикатуре, пародии, насмешке. Особый вид юмора представляет собой чёрный
юмор. Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в
графическом виде — карикатура, шарж и др. Мы разделяем мнение
А.В. Дмитриева по данному вопросу лишь отчасти, полагая комическое и
смешное синонимами и свойствами объектов действительности, а чувство юмора представляем
как субъективное качество восприятия этих объектов.
Как же
соотносятся юмор и остроумие?
Остроумие связано со
способностью создавать остроумные мысли, а чувство юмора — с возможностью
воспринимать юмор, что дано не каждому. Остроумие по С.И. Ожегову – это: 1)
изобретательность в нахождении ярких, удачных, смешных или язвительных
выражений; 2) изобретательность и тонкость ума [7; С. 463].
А.Н. Лук отмечает, что «остроту создают (работа остроумия), а
смешное находят (функция чувства юмора)»[4].
То есть, остроумие не всегда подразумевает реакцию в виде смеха.
Например, в остроумных научных гипотезах, технических решениях и открытиях вряд
ли можно найти что-либо смешное. Вообще,
остроумие подразумевает активную
умственную деятельность, а восприятие смешного, комического (чувство
юмора) — скорее пассивный процесс.
З. Фрейд в работе «Остроумие и его отношение к
бессознательному» подчеркивал тот факт, что остроумие — это отдушина для
чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом, а
также для полового возбуждения. Остроумие – это своего рода тормоз,
сдерживающий психическую энергию за счёт того, что уменьшается необходимость
тормозить свои побуждения и импульсы. А комическое — по Фрейду — отличается от
остроумия тем, что оно случается неумышленно. Неловкое движение может быть
комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой
последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает
так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счёт
экономии мышления (Чувство юмора позволяет увидеть смешную сторону неприятного
явления, тем самым преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это и есть, по
Фрейду, экономия чувств).
Отец психоанализа различал юмор,
остроумие и комизм. Общее у всех явлений – смех и экономия психической энергии:
остроумие экономит торможение, комизм экономит мышление, юмор экономит чувства.
Под комизмом он понимал ситуации, когда человек выглядит смешно, но сам не
предпринимает для этого особых умственных усилий. А под остроумием он
подразумевает способность создавать более изощренные, умные остроты (умные
остроты – остроумие).
С позиций философии,
«остроумие – это способность быстро и всесторонне проанализировать обсуждаемый
вопрос, сравнить и сопоставить вещи и мысли о них, особенно прямо
противоположные, выявить их взаимосвязи и взаимопереходы, ухватить тем самым
основное, главное, существенное в сложившейся ситуации и выразить возникшее
заключение в таких ясных, ярких и метких определениях и выражениях, чтобы мысль
на основе познанного противоречия как бы «светилась» своей глубиной,
доходчивостью и правдивостью» [1].
Таким образом, чувство юмора и
остроумие вовсе не являются тождественными понятиями. Чувство юмора — это
способность видеть и понимать смешное. Остроумие же связано со способностью
изобретать смешные или язвительные выражения, решения.
Ирония интеллектуальна по
своей природе. Она исходит из постигаемого разумом несоответствия между
претензией явления и его действительной
сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному. У иронии «объективный характер» (как и у сатиры, остроумия и
других форм комического).
В отличие от юмора, сатира имеет характер разоблачения и
всегда стремится принизить отрицательное явление, показать его в нелепом,
уродливом виде, причем отрицает резко эмоционально – смеясь, негодуя, презирая [3;
С. 23].
Так что же такое юмор?
Понятие «юмор»
можно определять как в узком, так и широком значениях. В узком смысле под юмором понимается нечто веселое, забавное,
добродушное. В широком – юмор понимается как объективное восприятие некоего
объекта, который является «комическим».
В соответствии
с культурологическим пониманием, юмор
– это нрав, настроение, особый вид
комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешнюю комическую трактовку и
внутреннюю причастность к тому, что представляете смешным. Юмор является
существенным элементом культуры и ее эволюции.
Психологических подход трактует юмор как «способность
человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них
откликаясь. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать
противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и
утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо
поведении и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается
своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора
предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно
вырождается в негативные явления» [2; С. 443].
Отец–основатель
психоанализа З.Фрейд утверждал, что, юмор, являясь одним из проявлений
инстинктов – полового и агрессивного, служит также и средством для привлечения самки, как красивый павлиний
хвост или яркий петушиный гребень.
Согласно философскому
подходу, юмор – это основанная на
большой силе характера высшая форма самоутверждения по отношению к
бессмысленности бытия и злого случая, по отношению к человеческой злонамеренности.
Юмор является также средством правильно познать самого себя, недооценивать и не
переоценивать себя [7; С.550]. С точки зрения О. Мухутдинова «юмор есть
феномен действительной жизни и может быть понят только из и в самой
действительной жизни. В таком случае, постановка вопроса о сущности юмора и его
значении для философии должна осуществляться на дотеоретическом уровне. Это
означает, что философию следует рассматривать как определенный способ
существования человека, а юмор – как феномен, возникающий из человеческого
существования (Entstand) [5; С. 36– 44].
Для социолога юмор
и шутка – это всегда выражение
какой-либо стороны общественной оценки какого-либо явления, события, личности,
ситуации.
Подводя итоги вышесказанному, мы определяем юмор как родовое
понятие по отношению к сатире, иронии, гротеску, карикатуре, пародии, насмешке.
Комическое и смешное являются некими свойствами объектов действительности, а
чувство юмора представляет собой субъективное качество восприятия этих
объектов. Смех выступает в качестве реакции на юмор. Юмор можно представить как
понимание смешного, комического и
преобразования его в материальную форму (шутка, карикатура, анекдот и т.п.)
определенным образом (иронично, сатирически, саркастично и т.д.) с помощью чувства
юмора.
Литература
1. Иванов, С. Остроумие и чувство юмора: сходства и
различия. Режим доступа: http://www.zorych.ru/content/view/306/40/
2. Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В.
Петровского и М.Г. Ярошевского / ред.-составитель Л.А.Карпенко. – Ростов – н/Д:
ФЕНИКС, 1998. – 512 с.
3. Кулинич М.А. Лингвокультурология юмора (на материале
английского языка), Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 180 с.
4. Лук, А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М.: Искусство,
1968.
http://vesvalo.narod.ru/LookAN/LookAN.html
5. Мухутдинов, О. Юмор и философия // Докса. – 2004. – №
5. – С. 36 – 44.
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под. Ред. Н.Ю.
Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.
7.
Философский энциклопедический
словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.