Философия/ 2.Социальная философия.
К.филос.н. Полякова И.П.
Липецкий государственный технический университет, Россия
Повседневность как проблема социальной философии
В прошлом столетии
повседневность получила свой самостоятельный статус и множество интерпретаций в
попытке осмыслить это сложное явление. Актуальность
исследования повседневности вызвана общественными трансформациями, изменившими
традиционные формы ее организации и необходимостью теоретико-методологического
анализа повседневности в социально-философском контексте. Значительные
трансформации в экономической, социальной и других сферах общества привели к
серьезным изменениям в области повседневности именно в ХХ веке, что нашло
отражение в таких направлениях философской мысли, как философия жизни,
феноменология, неомарксизм, экзистенциализм, постмодернизм, прагматизм. Так, в
философии жизни (А. Берсон, В. Дильтей, Г. Зиммель) делается акцент на
внерациональные структуры сознания в жизнедеятельности человека, учитываются
его природа, инстинкты, то есть человеку возвращается его право на спонтанность
и естественность. Статус
самостоятельной философской категории повседневность обретает в трудах
представителей феноменологии, прежде всего Э. Гуссерля и А. Щюца. Вся
повседневная жизнь людей базируется на естественной установке, в соответствии с
которой жизненный мир дан непосредственно и известен всем. Феноменологи
понимают существование повседневности как процесс постоянного воспроизводства,
конструирования жизненной реальности в действиях, мыслях, поступках человека, в
процессе взаимодействия между людьми. Феноменологов интересует только мир,
обозначаемый как мир «здесь-и-сейчас», мир, имеющий определенные
пространственно-временные границы. Человек бытийствует в определенных границах
и, осознавая их, он вынужден выбирать способ своего бытия из имеющихся
вариантов, наполняя ее содержательно и придавая ей форму в соответствии с
собственными представлениями о должном. То же самое можно сказать и в отношении
общества: уровень его развития, формы экономических отношений формируют
определенные мировоззренческие установки, определяющие социально-одобряемые
модели поведения и акцент на определенные сферы повседневности и способы их
организации. С социальными отношениями повседневность связана также в работах
марксистов и неомарксистов. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса любое
исследование человеческого бытия, как частного, так и общественного нужно
начинать с анализа непосредственного бытия субъекта исследования, а именно с
повседневного бытия конкретных живых индивидов. Таким образом, повседневность
стала рассматриваться не как "низшая" форма реальности, а как
фундаментальный пласт социальной реальности, в котором повседневно воссоздаются
и оживают такие формы бытия, как экономика, политика, право и искусство. У
неомарксистов, в частности А. Лефевра, повседневность предстает как локус
творчества, где создается как все человеческое, так и сам человек.
Прагматисты, напротив,
ориентированы на прагматическое достижение целей, на практику повседневности, где
творческие порывы имеют значение, только если они целесообразны и приносят
практическую выгоду. В экзистенциализме повседневность рассматривается двояко,
подчеркивается либо ее негативный, деструктивный характер воздействия на
личность, либо, напротив, ее благотворное влияние на становление личности.
Именно творческий характер экзистенции здесь и имеется в виду: человек как
творческая личность именно потому и не поддается определению, что изначально
ничего собой не представляет. Человеком, то есть подлинной личностью, в
понимании экзистенциалистов субъект станет лишь после создания себя самого и
проекта собственной жизни. Негативный характер повседневности подчеркивает М.
Хайдеггер. Он категорически отделяет научное бытие от повседневного, тем не
менее, признает необходимость заботы о собственном существовании. Более
оптимистичной точки зрения придерживался Э. Фромм, наделяющий жизнь человека
безусловным смыслом. Он говорит о двух основных способах существования
человека: обладании и бытии. Установка на обладание основана на биологической
потребности в самосохранении и способствует выживанию человека. Ориентация на
бытие связана со спецификой человеческого существования, с потребностью в
единении с другими людьми.
Постмодернизм при всей
его неоднозначности и спорности признает право повседневности на
самостоятельное существование во всей ее полноте и многообразии. В рамках
постмодернизма (Ж.П. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Батай) отстаивается мнение о
правомерности рассмотрения повседневности с любой позиции для получения полноты
картины. Мозаичный характер картины повседневности в постмодернизме
свидетельствует о равноценности самых разнообразных феноменов человеческого
существования. Человеческий опыт связан с переживанием настоящего времени, он
действует в конкретном пространстве в определенные временные промежутки.
Человек постмодернизма ориентирован на коммуникацию и целеполагающую
устремленность. Главным недостатком постмодернизма является чрезмерная
акцентуация на телесных проявлениях человека, на порочности его природы, на
деструктивных аспектах его бытия.
В отечественной
социально-философской культуре предпринимались попытки сближения теоретической
онтологии и практики изучения повседневных вещей. Разные аспекты повседневности
рассматриваются отечественными учеными: Ю.М. Лотманом (повседневность, нормы и
ценности культуры); Л.Г. Иониным (жизнедеятельность индивидов на базе
самоочевидных ожиданий); А.В. Ахутиным (ментальность повседневности); Б.В.
Марковым (сама собою разумеющаяся фактичность, базирующаяся на стереотипах);
В.Д. Лелеко (повседневность как будничность,
как противоположность
праздничному и сакральному); В.Н. Сыровым (рациональность
повседневности); И.Т. Касавиным и С.П. Щавелевым (функциональный характер
повседневности); Г.С. Кнабе (духовность повседневности); Е.В. Золотухиной-Аболиной
(нормальность и понятность повседневности, ее лакуны); Г.П. Любимовым
(пространственно-временные характеристики повседневности).
История философской мысли демонстрирует, что проблема
понимания повседневности неразрывно связана с истолкованием генезиса как самого
человека, так и общества в целом. Имеет место двусторонний процесс:
представления о повседневности существенно трансформировались от эпохи к эпохе
в зависимости от условий социальной среды и мировоззренческих установок,
которые в свою очередь менялись вслед за переменами в такой важной сфере
социальной жизни – повседневности. Следствием
интенсивных социальных преобразований является актуализация проблемы
повседневности как на микро-, так и на макроуровне современного общества.
Повседневность является частью социальной
реальности, определенной целостностью духовно-ментального и материального,
необходимым условием общественной жизни, которая разворачивается в социальном
пространстве и времени в сферах быта, труда и досуга с помощью различных видов деятельности. Основными сферами повседневной жизни являются
труд, быт и досуг. Целостность и динамика этих сфер зависят от степени и
качества взаимодействия потребностей и способностей, сознания и специфических
видов деятельности. Повседневность формируется в динамике традиций и новаций,
механизм взаимодействия которых фундаментально влияет на конструирование
пространства социального бытия. Повседневность существует в границах частного и
публичного пространства и времени, существенно различаясь своей открытостью в
пределах жизненного мира.
Осмысление
социального содержания, типов и форм повседневности, структуры и внутренних
элементов в их взаимосвязи на основе доминирования духовности позволяет
построить социально-философскую теорию повседневной жизни людей.
Повседневность
определяется как область непосредственного присутствия любого социального
субъекта, характеристиками которой выступают: стереотипность,
интерсубъективность, цикличность, консерватизм, определенность пространства и
времени, особенности языка и коммуникации. Коммуникация представляет собой
способ бытия повседневности, функция которой состоит в организации
повседневности с помощью транслируемых знаний, усвоения правил, норм и
ценностей, принятых в том или ином обществе.
Изменения основных структур (труд, быт, досуг) повседневности
детерминированы процессом современной социальной и технической трансформации
всех сторон жизни общества. Следствием
развития современных информационных технологий стали: непрерывная модификация
повседневной жизни; значительное ускорение опривычнивания и легитимации того,
что еще недавно не относилось к области повседневной жизни. Наиболее
существенным преобразованиям подверглись жизненное пространство, темпоральность
и коммуникативная среда, а также все сферы повседневности, ее структура и
социальные функции. Социально-философский анализ подразумевает рассмотрение
повседневности, как на микро, так и на макроуровне, в его статике и динамике, с
учетом специфики субъекта познания и социально-экономических детерминант.