Касымсейтова
Сандугаш Алихановна
старший преподаватель кафедры философии Костанайского
государственного университет,. г.Костанай, Республика Казахстан
К вопросу об
актуализации экологического сознания
Человек в отличие от остальных живых
существ является не просто биологическим, но разумным биосоциальным существом.
Эпитет «разумный» указывает на специфический признак, отличающий его от других живых
существ, обладающих иногда довольно высокими интеллектуальными показателями. К
их числу относятся, например, высшие насекомые (муравьи, термиты, пчелы) и некоторые
млекопитающие (волки, человекоподобные обезьяны, различные киты и т. д.).
Сейчас существуют данные, указывающие, что некоторые из этих видов обладают
примитивным языком и даже способностью к усвоению простейших форм языкового
общения с человеком, Однако разумность - совсем особое качество. Его важнейшими
проявлениями являются способности к сознательному, полностью целесообразному,
планируемому поведению и к самосознанию. Последнее представляет собой систему
знаний и оценок, относящихся к собственным познавательным способностям, к
собственной интеллектуальной деятельности. В этом смысле проблема
экологического кризиса и приближающейся экологической катастрофы напрямую
связана с разумной способностью человека выработать линию поведения,
позволяющую предотвратить эту катастрофу.
Будучи биосоциальным существом, человек
одновременно включен в две взаимно пересекающиеся экологические системы -
систему природной и социальной экологии. Экологическое сознание - это особая
форма общественного сознания, отражающая взаимодействие этих двух систем в
условиях их общего кризиса. По своим целям и ориентациям это сознание
направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной
экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии следует
подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто
локальном или региональном уровне.
В основе современного экологического
сознания лежат две диаметрально противоположные философско-методологические
концепции. Первая исходит из утверждения, что природа несовершенна и что помимо
тех нарушений и отрицательных моментов, которые привнесены в нее деятельностью
человека, она сама обладает рядом принципиальных изъянов. Поэтому выход из
сложившейся экологической ситуации сторонники этого взгляда видят в так
называемом экологическом производстве, призванном улучшить и усовершенствовать
природу с точки зрения обитания в ней человека. Конечным итогом реализации
такой концепции было бы полное слияние естественной и искусственной среды
обитания, причем вторая должна была бы поглотить первую. Однако этот подход
встречает ряд возражений. Во-первых, нет никаких однозначных и бесспорных
доказательств неудовлетворительности или несоответствия естественной среды
окружения оптимальным биосоциальным условиям деятельности человека. Во-вторых,
существует опасность, что активное экологическое производство нарушит хрупкое
равновесие, все еще имеющее место в природе, и сделает экологическую катастрофу
неотвратимой. В-третьих, очень велика опасность, что различные биологически
вредные для человека организмы (бактерии, вирусы, паразиты и т. п.) быстрее
приспособятся к искусственно созданным условиям обитания и создадут
неотвратимую угрозу для биологического существования вида homo sapiens.
В-четвертых, в настоящее время не существует никаких способов точного
прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического
производства, поскольку биологическая и социальная экосистемы настолько сложны,
динамичны и регулируются таким гигантским количеством взаимосвязей и
взаимодействий, что не поддаются моделированию даже с помощью воображаемых
супер-ЭВМ будущего, не говоря уже о ныне действующих компьютерах.
Поэтому гораздо более реалистичной
представляется другая концепция, которая предлагает исходить из признания того,
что: 1) следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду
обитания; 2) необходимо признать неизбежность научно-технологического
прогресса, но осуществлять его таким образом, чтобы в первую очередь
развивались ресурсосберегающие и безотходные технологии, максимально
сохраняющие и не травмирующие природу.
Вторая концепция, несомненно, является
более реалистической и предпочтительнее, хотя она и не свободна от ряда
неясностей. Прежде всего, она касается вопроса о том, в какой мере можно и
нужно изменять естественную среду обитания и в какой такие изменения должны
затрагивать искусственную среду обитания - техносферу.
Осознание современной экологической
ситуации позволяет ясно представить себе сложность подлежащих решению проблем.
Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, чтобы
сохранить себя как носителя культуры, как личность, как творческую и вместе с
тем критическую индивидуальность, человек должен, с одной стороны, добиваться
не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Еще важнее осуществить
реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды по
крайней мере в том объеме, в каком это допускается интересами человека и возможностями
науки и технологии. С другой стороны, человек должен жить в гармонии с самим
собой. Старая английская пословица гласит: «Благотворительность начинается у
себя дома» Если человек действительно хочет жить в гармонии с природой и спасти
себя от биологического исчезновения и деструкции, то он должен прежде всего
создать такую гармонию в социальных отношениях. Таким образом, достижение
социальной справедливости и рациональной организации общественной деятельности
образует реальные предпосылки установления гармонических отношений между
обществом и природой.
Итак, экологическое сознание, выделяя
целый комплекс проблем, порождаемых современным этапом научно-технологического
прогресса, биосоциальным развитием человека и взаимодействием искусственной и
естественной среды обитания, делает эти проблемы достоянием общественного
сознания. Оно приводит к возникновению ряда природоохранительных движений во
всех странах мира. Благодаря ему и в других формах общественного сознания
выкристаллизовываются особые экологические проблемы и системы знаний. Так, в
сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль, затрагивающая
нравственное отношение человека к природе; в сфере правового сознания
вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы, по
ограничению технических и химических выбросов в окружающую среду и т. д.
Экологические проблемы проникают также в сферу внутренней и внешней политики.
Уже сегодня мировое сообщество принимает ряд согласованных решений по
экологической безопасности не только в отдельных странах и регионах, но и в
масштабах всей нашей планеты. Эти обстоятельства показывают со всей силой, как
через исследования наиболее острых проблем современности философия
«соприкасается с действительностью», как она выполняет функцию духовной
квинтэссенции, как она исполняет свою особую роль в системе современной
культуры.