Политология / Политическая социология
аспирант Заколодний Р.А.
Южный Федеральный
Университет, Россия
Использование ресурсов концептосферы в процессе нейтрализации
политико-информационных манипуляций
В информационном
пространстве большинство продуктов создаются в реальном времени и имеют форму не только понятий, но и
концептов, поскольку включают в свое пространство индивидуализированное,
эмоционально нагруженное содержание. Перед современным обществом возникла проблема адекватного и, по — возможности, бесконфликтного понимания и анализа,
подобных коммуникативно-познавательных форм или концептов, которые имеют
бинарную культурную модальность как положительную, так и отрицательную.
Политические концепты это теоретическо-концептуальные
конструкты, наполненные аксиологическим и коммуникативным содержанием,
концентрирующимся сегментными слоями вокруг базового образного знака.
В структуре этих
политических концептов можно выделить такие компоненты, как:
·
понятийный,
ядро концепта и его образно-знаковая часть;
·
«ассоциативный,
выраженный в форме образно-метафорических коннотаций либо прецедентных связей»
[1, С 118];
·
коммуникативный, представляющий собой некоторую упорядоченную
(не очень жестко) совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов,
правил, касающихся языкового взаимодействия с индивидом;
·
аксиологический,
отражающий ценностную специфику концепта.
Базовым элементом
этой структуры является образно-знаковая часть. Семантический состав
образно-знаковой части концепта содержит всю прагматическую информацию
языкового знака, связанную с его экспрессивной функцией.
По мнению Пирса,
знак – «есть нечто представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении»[2,
С 39]. Чтобы разобраться в этой, казалось бы, излишне неопределенной дефиниции,
обратимся к модели знаковой деятельность человека Ч.Пирса.
Треугольная модель знаковой деятельности человека (по Ч.
Пирсу)
Знак О (объективный знак)
Субъект
S Знак S Объект О
(Субъективный
знак в
(Детонат, референт).
сознании
субъекта S)
Дадим для начала
характеристику основным элементам данной модели, находящимися в вершинах
треугольника, а затем опишем связи между элементами. В своей целокупности
данные элементы и отношения модели, по Пирсу, представляют алгоритм знаковой
деятельности человека.
Знаковая символьная
составляющая содержится в концептах и, как мы увидим дальше при анализе
взаимоотношений между элементами системы знаковой коммуникации (Объективный
знак, сознание S
и O референт),
возникает поливариантная возможность формирования системы взаимоотношений
внутри конкретной модели. Набор
вариантов создается за счет неоднозначного
влияния информации на сознание человека за счет добавления в знаковый
образ концепта — аксиологически
окрашенной информации, по-разному влияющей на способ решения определенных
задач.
Основание модели
составляют взаимодействующие между собой субъект S и объект O. Элемент О противостоит субъекту в его практической и знаковой деятельности.
Помимо объекта субъекту противостоит находящийся в третьей вершине знак О –
объективный знак. Знак О – это феномен из объективного знакового мира, знаковое
представление объекта О, которое является согласованным для членов общества, в
котором функционирует субъект S.
Это конвенциональный для данной общности знак объекта О, его обозначение или
наименование. Объективность знака О выражается исключительно в том смысле, что
оно представляет некоторое общепринятое обозначение. Наименование объекта О
считается нормативным для определенной социальной общности, но не потому что
содержит объективную информацию, а представляет собой тождественный
парадигмальный знак.
Важным является
процесс индивидуализированного осознания, заключающийся в том, что в той
вершине, где находится субъект S,
Пирс расположил субъективный знак – знак S. Знак S – результат индивидуального осознания
человеком объекта О. Он представляет
собой индивидуализированный знак, который в сознании субъекта S находится в соответствии объекту О.
Знак S
в самом общем виде представляет собой позицию отражения, как объекта, так и его
объективного знака в сознании субъекта.
Такая позиция
формируется актором политического действия при процессах осознания
концептуальных образований с учетом политического дискурса и
социально-политической обстановки, господствующей в определенный момент
времени. Отражение подобного рода порождает индивидуализированное
воспроизводство знака индивидом S, в результате чего и образуется индивидуализированный
знак S,
который создает форму соответствия с
объектом О в сознании данного субъекта.
Подобная интерпретация
осмысления объекта и отношения к нему сформулирована в следующем тезисе Ч.Пирса: «индивиду противостоят два мира – мир
реальных объектов и мир объективных знаков. Строя свое коммуникативное
поведение, индивид взаимодействует с обоими мирами и производит субъективные
знаки S»[2,
С 41].
Для иллюстрации этой
ситуации, воспроизводящейся в реальном
процессе, рассмотрим, например, политическую коммуникацию избирателя с
политиком во время обхода последним своего участка по технологии «от двери к
двери». Если избиратель до этой встречи ни разу не слышал об этом политике, то
его впечатление – знак S
(т.е. образ, формирующийся при осознании) – сформировывается при межличностной
коммуникации вне зависимости от того, какая репутация у этого политика в обществе
и средствах массовой информации (СМИ выступает, к примеру, как общепринятый
знак О).
Но если разомкнута
прямая связь субъекта с объектом и работает только связь с объективным знаком,
имеет место другая крайность. Позиция в данном случае создается за счет средств
влияния на S
акторами политической реальности, формирующих содержание определенного
концепта. В случае одностороннего
ангажированного отношения к содержанию объективного знака со стороны акторов
пропаганды, влияющего на соответствующее восприятие его реципиентами, он может
стать основой манипулятивных действий. Вероятность
манипулятивного воздействия становится возможным потому, что знак S (осознаваемый образ) в этом случае
формируется на основании виртуальной связи с объектом через объективные знаки
(к примеру, СМИ), целиком заменяющих реальный объект.
Эти отношения я
опишу более подробно на примере политической компании, проведенной правительством США в конце 2002 – начале
2003 года по формированию общественного мнения в пользу силовой операции против
Ирака.
Целевые аудитории – конгрессмены, политики,
общественные деятели, население в целом – как в США, так и в
государствах-союзниках в принципе не способны были своими глазами видеть то,
что происходит в Ираке.
У них не было возможности наблюдать за военными
приготовлениями Саддама Хусейна, за подготовкой оружия массового поражения. И
тогда системой информационных и пропагандистских ведомств США был сформулирован
знак О – концептуальный образ до зубов вооруженной, создающей глобальные угрозы
и уже готовой к атаке на весь мир Саддамовской диктатуры. Аксиологическим полем
знака являлась угроза самой базовой ценностной потребности в безопасности.
Согласно
иерархической структуре ценностей Маслоу [3], представленной в виде пирамиды,
фундаментом является воспроизводство физиологических ценностей (жажда, голод,
сон, убежище, безопасность). Эти потребности в благополучном обществе
приобретают приоритетный характер, поэтому их использование в данном
концептуальном образе обеспечило эффективность воздействия на соответствующих
потребителей информации. В расширительном плане такая схема часто используется
при создании концепта влияния «образ врага».
В дальнейшем этот «знак О» был транслирован в миллионы индивидуальных
сознаний, создав там практически такое же количество соответствующих ему
«знаков S».
В результате общественная поддержка атаки на Ирак была получена.
Подводя итог,
отмечу, что эффективность нейтрализации манипулятивных действий в этом случае
зависит от соответствующей конфигурации принимающего сознания, достаточной для
критического восприятия внедряемого концептуального образа. Со стороны
создателей такого рода концептуальных образов
оно осуществляется при помощи комплексных анализов аксиологических потребностей,
а инструментами выступают социально-политические коммуникативные технологии.
Литература:
1. Лубский
А.В. Политическая концептология как
"захват мира политики" и приглашение к дискурсу //
Политическая концептология. Ростов-н/Д.,
2009. №1.
2.
Пирс
Ч. Логические основания теории знаков. СПБ., 2000.
3.
Maslow A.H. A theory of
metamotivation: the biological rooting of the value-life // J. humanistic
Psychol. New York, 1967.