Д. филос. н. Нанаева Б.Б.,
ассистент Бисултанова Л.Б.
Грозненский государственный нефтяной
технический университет
имени акад. М.Д. Миллионщикова
Обычное право
как элемент правового сознания молодежи.
Цель предпринятого
социокультурного анализа заключается в
выявлении сущностных характеристик
традиционного правосудия. В рамках достижения этой цели решается
задача установления тесного взаимодействие обычного права с нормами
морали, определяется его роль в
формировании правового сознания молодежи. Актуальность изучения проблемы заключается в том, что традиционные
представления еще занимают значительное место в общественном поведении молодежи
республики. Ведь менталитет народа, элементом которого является обычное
право, формировался в течение длительного
времени. Его установки вошли в психику,
стали привычкой. И в этих условиях
определение возможных рамок приобщения молодежи к социально-правовым и
культурным истокам правовой культуры своего народа приобретает важное
стратегическое значение.
Само понятие «обычай» означает унаследованный стереотипный способ
поведения, который воспроизводится
в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Иногда понятие «обычай»
отождествляется с понятиями «традиция».
Но традиция охватывает широкий круг социокультурных процессов и явлений, все
сферы социальной и культурной жизни общества, тогда как обычное право отображает совокупность неписаных
норм – правил поведения, возникших в процессе общественной и бытийной деятельности
людей. Как известно, с марксистской точки зрения «право» может употребляться только в применении к
нормам, санкционированным государством, то есть существующим в классовом
обществе. Но, как пишет А.М. Ладыженский, уже в традиционных обществах сформировались зачатки права, к
которым слово «право», в строгом смысле, хотя и не применимо, но они не могут
рассматриваться и как не имеющие правового значения[i].
Обычное право – адат
– традиционный правовой институт
чеченцев и других горских народов
Северного Кавказа, выступало основным звеном, объединявшим все формы
социального регулирования в единую систему. В нем в наиболее
систематизированном виде были сконцентрированы нормативно-нравственные
предписания и моральные установки, регламентировавшие личную и общественную
жизнь человека. И поскольку в качестве
правовых норм выступала мораль, то система морально-правового регулирования
охватывала все сферы жизни общества одновременно. Так, в установлениях норм обычного права чеченцев были изложены
основные права и обязанности члена общества. Эти требования строго
регламентировали как говорить с детьми при старших, при младших, при
родственниках, при посторонних, как вести себя дома, в гостях, что делать и как
поступать при встрече со взрослыми или с молодыми, как ухаживать за гостем, о
чем и как говорить с ним, кому уступить правую сторону от себя, как садиться за
стол, как есть дома и в гостях и т.д.[ii]
Эта связь морали и
права, составлявшая единую систему нравственно-правового регулирования, была
обусловлена полным совпадением у
социумов принципов морали и права. Именно эта взаимообусловленность правовых
предписаний и норм права обеспечивала
то социальное равновесие в обществе, которое для юридических законов остается
недосягаемым. Ведь правовое сознание и поведение человека могут сильно
расходиться, поскольку многие буквы закона остаются за пределами их
нравственных представлений. Связь между
правом и моралью, заключенная в адате, была обусловлена также и той ролью, которую мораль играла
в системе нормативного регулирования: мораль в этой системе доминировала и, в
сравнении с другими социальными нормами, сфера ее действия была несравненно
широкой. Это было обусловлено тем, что мораль
и право представляли собой разновидность единой, целостной системы общественного
регулирования. Так, мораль, будучи универсальным регулятором человеческой деятельности, преследовала, в конечном
счете, задачу – упорядочить общественную
жизнь, обеспечить организующее начало для жизнедеятельности человека, утвердить
в обществе принципы справедливости. Но ведь назначение норм права было
тем же: установление общественного
порядка.
В процессе реализации
своих функций, и правовые предписания,
и нормы морали преследовали общие цели. Поэтому всякое безнравственное поведение члена общества
оценивалось и как противоправное: обычное право требовало соблюдения
нравственных предписаний, того же требовала и мораль.
Поэтому одни и те же поступки члена общества получали в глазах
окружающих людей как правовую, так и моральную оценку, о них судили как с позиций
дозволенного или недозволенного, так и с позиций совести и чести. Мораль, в свою очередь, выступая в роли
обычного права, плодотворно разрешала конкретные дела, анализировала
всевозможные жизненные ситуации, и, тут же, оценивала правовую сторону нарушения
и самого нарушителя. Так, например, без нравственных критериев было невозможно
оценить такие действия, как клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства,
составлявших подавляющее большинство случаев нарушений общественного порядка.
Моральные нормы, выступающие в форме правых предписаний – обычного права,
не нуждались в механизме принуждения. Поскольку предписания морали не
противоречили нормам обычного права, в рамках которых протекала
жизнедеятельность человека, люди
доверяли им и поэтому, как на
рациональном, так и на эмоциональном уровне,
разделяли их. В результате отпадала и необходимости в принуждении извне.
Например, усвоив с детства, что за каждое сказанное слово, тем более, если оно
содержало негативный оттенок в отношении кого-либо (в присутствии, так и в
отсутствии объекта обсуждения), следует давать объяснение, возможно привлекая и
членов семьи и рода в целом, член чеченского общества не мог позволить
необдуманных, вольных высказываний. Он
выполнял правила приличия, ежеминутно
ощущая, что он должен с кем-то считаться, или кто-то смотрит и оценивает его.
Морально-правовая
самоорганизация выступала несущей
нормативной конструкцией традиционного общества. Это их высшее предназначение
было неукоснительно защищено слитностью обычаев, правовых норм и нравственных
предписаний, единством общественной и индивидуальной жизни. В свое время лидеры
религиозных и национально-освободительных движений чеченцев шейх Мансур
(Ушурма), Шамиль, Гази-Магомет
предприняли решительные шаги заменить
адат шариатом. Но, несмотря на их фанатичные устремления, добиться полного успеха им, все же, не удалось. Так, в период
существования имамата Шамиля сфера функционирования адата была резко
ограничена, и наказание над провинившимися горцами осуществлялась только по
шариату. Но это вызвало такое противостояние власти Шамиля,
что он был вынужден уступить некоторым нормам адата, которых горцы
придерживались охотнее[iii].
Известно высказывание имама Шамиля о том, что «скорее горец отступиться от
ислама, нежели от своего обычая, хотя бы этот обычай – ходить без рубахи»[iv].
То есть, народ
предпочитал шариату обычно-правовые
нормы. Как пишет по этому поводу У. Лаудаев, «с принятием магометанства спорные
дела чеченцев должны были решаться по шариату. Но возможно ли было вольный
народ, веками привыкший к адату, подчинить шариату. Чтобы исправить неудобства,
постигшие шариат, нашли необходимым согласовать его с адатом, а потому
некоторые дела стали решаться по адату, а другие по шариату»[v]. То есть, по справедливому замечанию
В.Акаева, «в процессе исламизации горцев, нормы шариата вынуждены были
взаимодействовать с достаточно развитой системой обычного права»[vi].
И, тем не менее,
принятие мусульманства наложило неизгладимый отпечаток на духовную культуру
чеченцев, обогатило и систематизировало социально-правовую сторону их
общественных отношений, хотя и не смогло в корне её изменить, подчинить
себе. Многие нормативные установки
мусульманской религиозной идеологии изменялись сами, подстраиваясь под традиционные,
устоявшиеся нормы обычного права чеченцев – адат.
Но во многом они
совпадали. Нормы обычного права в
соединении с требованиями мусульманской этики отличались трезвостью взгляда,
ярко выраженным практицизмом, по многим вопросам выступали в качестве умиротворяющего
фактора. Например, в вопросах,
связанных с трезвым, взвешенным отношением человека к жизни. Так, опасливость
была отнесена к категории тех принципов, которые формируют в человеке эти
качества. Безудержная отвага, характерная менталитету чеченцев, расценивалась
как неправильное стремление. Призыв к прощению, не воздаянию «плохим за
плохое», в противовес адатам, также выражен в мусульманстве достаточно четко.
Как известно, по мере развития родовых обществ, а именно, их дробления на
сословия и зарождения классовых государств, адаты трансформировались в
юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов. Однако обычное
право чеченцев, хотя и выступало действенным механизмом социального регулирования,
так и не обрел форму юридической системы, выполнявшей функции правовой нормы. В
связи с этим, известный исследователь проблемы адатов Северного Кавказа А. М.
Ладыженский, последователь М.О. Косвена, даже предложил называть их
«неправовыми нормами» общественных отношений, характерных для родового строя
всех горских народов этого региона, в том числе, и чеченцев»[vii].
В чеченском обществе, где процессы классообразования не зашли столь
далеко, правовой обычай, концентрируя внутреннюю силу этнической общности,
успешно поддерживал здесь и справедливость, и равенство, и отношения власти и
подчинения, и свободу личности, и, в конечном счете, традиционный правовой
порядок не силой закона, а силой обычного права – адаты. Опираясь
на общие для этноса нравственные нормы и правила и принципы поведения, этническую
ментальность, одинаковое для всех
чеченцев понятие личной ответственности перед обществом, адаты реализовывали важнейший принцип социального
единства – общественный порядок, как основу единых принципов правовых норм, как
главный этнообразующий фактор. То есть, являясь критерием правомерности или
неправомерности поведения и поступков членов общества, а, также предохраняя их от
неблагоприятных последствий их совершения,
обычное право выступало в роли единственного регулятора общественных отношений. При этом общество определяло содержание
обычного права, норм и принципов поведения своих членов, влияло на его
развитие, а не право определяло рамки дозволенного – ведь право само по себе не
могло быть выше того состояния, того уровня, которое было достигнуто обществом
в социально-экономическом и духовном развитии. В этом принципиальное его
отличие.
Таким
образом, обычное право,
являясь
способом регуляции общественных и
межличностных отношений,
выступало фактором общественного развития, внутренней силой, поддерживающей
здесь правовой порядок и этническую
целостность. Член общества, включенный в процесс морально-правового
регулирования, где универсальные нормы и принципы поведения отражали интересы этноса в целом, уже не нуждался
в принуждении. Предписания и нормы обычного права, обретя в условиях отсутствия государственного
принуждения императивный характер, становились
внутренним убеждением человека, частью его духовного мира, как на
сознательном, так и на психологическом уровне.
Именно этим и
объясняется живучесть традиционных норм регулирования общественных отношений. Но реставрация
его норм должна осуществляться под
контролем правоохранительных органов и
быть ориентирована на возрождение его норм на уровне этнокультурных
ценностей. Иначе правовое закрепление
обычаев, а в результате и этнических различий, может стать обоснованием
обособления этносов, как субъектов Российской Федерации. В перспективе это
может привести к росту национализма, а, в конечном счете, и к политической
децентрализации.
Литература:
[i]
Бутенко A.П.
- Общественный прогресс и его критерии / А.П. Бутенко.- М.: 1980. - 95 с.; Ильин С.А., - Морозова А.В. Из истории
права. / Ильин С.А., Морозова А.В. - СПб.: 1996. - 593 с.; Леонтович В.В. - История либерализма в
России. 1762-1914. - М.: 1995. - 44 с.; Першиц А.И. - Проблемы нормативной
этнографии // Исследования по общей этнографии. - М.: 1979. - 214 с.;
Червяковский А.С. - Правовой обычай и теория права. - М.: 2000. - 197с.
[ii]
Арсалиев Ш.М.-Х. - Этнопедагогика чеченцев. - М.: «Гелиос АРВ», 2007. - С. 208.
[iii]
Акаев В.Х. - Ислам
и горские адаты на Северном Кавказе//
Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону:
СКНЦ ВШ, 2004. - С. 13.
[iv] Нунуев С.Х. - Религия –
составная часть национальной культуры. Особенности ислама в Чечне. // История и культура чеченского народа. - М.: «Реал-Груп»,
2002. - С. 33.
[v]
Лаудаев У. -
Чеченское племя. // Чечня и чеченцы. - Элиста: «Санан», 1990. - С. 89.
[vi]
Акаев В.Х. – Указ.
соч. - С. 12.
[vii]
См.: Ладыженский
А.М. Указ. соч. - С. 14.